Какая поддержка нужна системе бюджетирования?
Ранее мы уже рассмотрели, какие факторы вызывают нестабильность системы бюджетирования. Сейчас поговорим о том, кто помогает системе адаптироваться к новым условиям.
Каждое изменение в работе предприятия вызывает множество вопросов, а особенно изменение в системе бюджетирования. Знаний и возможностей только одного экономиста для их решения может быть недостаточно, и в этом случае он обращается за поддержкой. Можно выделить три вида поддержки: организационная, методическая и техническая.
Организационная поддержка изменений в зависимости от масштабов нововведений исходит со стороны руководства структурного подразделения или в целом компании. Она необходима, например, при вводе новых сроков сдачи плановых бюджетов.
Методическая поддержка изменений бюджетной структуры – это проработка изменений «на бумаге», выделение новых центов учета, центров ответственности, анализ необходимости изменения способов расчета плановых и фактических значений статей бюджета. Обычно, это осуществляет экономист.
Техническая поддержка изменений подразумевает внесение изменений в расчеты, перенастройка прав пользователей, внесение изменений в содержимое справочников или в иные настраиваемые элементы системы бюджетирования. Если с внесением новых записей справочников, в основном, справляется экономист, то для изменения расчетов и настройки прав, обычно, привлекают технических специалистов, то есть методическая и техническая поддержка идут рука об руку.
Поддержка может оказываться как специалистами самого предприятия, так и быть отдана на аутсорсинг в стороннюю компанию. Сравнение прямых затрат на аутсорсинг и оплату труда собственным специалистам дает лишь частичную оценку их эффективности. Рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта с разных сторон.
|
Собственные специалисты |
Внешние специалисты |
Организационная поддержка |
Имеют полномочия на издание приказов, распоряжений, введение регламентов работ в действие. |
Могут оказывать услуги в части разработки регламентов работы, но ввести в действие не могут. |
Методическая поддержка |
Знают структуру бюджетов и могут быстро оценить влияние на них изменений в оргструктуре, бизнес-процессе. |
Необходимо время, чтобы оценить, как изменение ситуации должно отразиться на системе бюджетирования. |
Знают все бизнес-процессы предприятия и понимают, должно ли их изменение отразится на способах расчета плана и факта бюджета. |
Целесообразно передавать в том случае, если на предприятии нет собственного хорошего методолога. |
|
Техническая поддержка |
Поддерживают только одну систему бюджетирования, могут более оперативно реагировать на внешние по отношению к системе бюджетирования изменения. |
Поддерживают системы бюджетирования нескольких клиентов, потому имеют больше опыта по внесению изменений в систему бюджетирования, но могут менее оперативно реагировать на изменения |
Сталкиваются с вопросами только «своих» пользователей, а значит, потенциально, менее досконально знают систему бюджетирования. |
Чаще сталкиваются с различными вопросами от пользователей и более досконально знают систему. |
|
|
Имеют более тесный контакт с пользователями, т.к. работают на одном предприятии, могут выяснять вопросы при личных контактах. |
Территориально удалены от конкретного пользователя, чаще всего они общаются с пользователями, используя средства связи, а не личный контакт. |
Не знают тонкости расчетов по сбору плановых и фактических бюджетов, если при внедрении все работы выполнялись внешними специалистами. |
Могут быстро разобраться в настройке расчетов по сбору плана и факта, если настраивали их при внедрении. |
|
|
Для качественного выполнения работ необходимы консультации по методическим вопросам. |
Для качественного выполнения работ необходимы консультации по методическим вопросам. |
Оказывают поддержку по запросу, поступающему от пользователей. |
Оказывают поддержку по запросу, поступающему от пользователей. |
Из таблицы видно, что самый выигрышный вариант технической поддержки системы бюджетирования – это первичная поддержка специалистами ИТ-службы предприятия и привлечение для консультаций специалистов службы поддержки компании-внедренца в случае возникновения сложных вопросов.
Таким образом, выстроенная всесторонняя поддержка системы бюджетирования позволит предприятию оперативно и с минимальными затратами реагировать на требования времени, а значит система не «умрёт» и вложения во внедрение окупятся сторицей.
Автор: Борко Ярослава, ведущий консультант службы поддержки НПО «Компьютер»
Последние новости
- 30.11.2015
- Холдинг, бухучет и бюджет
- 28.10.2015
- Формирование годового бюджета компании