Особенности формирования "сложных бюджетов"
Бывает, что в разговоре с экономистами, слышу фразу: «У нас очень сложный бюджет!». «А чём его сложность?» - спрашиваю я их. Оказывается, что каждый имеет в виду свою «сложность». Давайте рассмотрим, что такое «сложные бюджеты», на каких предприятиях они встречаются, как можно облегчить работу экономистам.
Бюджет с большим количеством статей
Чаще всего большое количество статей встречается в бюджете доходов и расходов небольших предприятий, при этом бюджет имеет простую структуру. Основная трудность для экономиста заключается в том, что нужно спланировать большое количество статей, а затем отследить фактическое выполнение каждой из них.
Для планирования можно использовать любую программу, в которой есть возможность настраивать формулы для расчета агрегирующих показателей, например, Excel.
Собрать фактическое выполнение по каждой статье бюджета, если их много, более сложная задача, тут важно не запутаться и дважды не посчитать одну и ту же сумму. Удобнее всего это делать автоматически. Варианты организации процесса сбора фактических значений бюджета:
1. В бухгалтерском учете сделать детализацию статей доходов и расходов такую же, как в бюджете. После этого можно будет с помощью отчетов получать информацию из учетной системы и фиксировать итоговые суммы в документе с фактическим исполнением бюджета.
2. Определить зависимость между статьями доходов и расходов в бухгалтерском учете и статьями бюджета (1:1, 1:М, М:1), а затем настроить в системе бюджетирования расчет сумм фактического выполнения бюджета на основе данных учетной системы.
Финансовый бюджет на основе операционных
Теория бюджетного управления говорит о том, что финансовые (итоговые) бюджеты предприятия составляются на основании операционных. Однако каждое предприятие вправе само определять глубину проработки и степень подробности бюджетов.
Один из наших клиентов, производственное предприятие, составляет бюджет доходов и расходов из 13 статей. Часть статей детализируются одним или несколькими операционными бюджетами. Например, детализацию статьи «Себестоимость проданных товаров, работ, услуг» можно увидеть в бюджетах продаж товаров, попутной продукции и услуг. Бюджет продаж товаров в свою очередь имеет расшифровку по каждому виду продукции, которая рассчитывается на основе калькуляции себестоимости вида продукции и плана отгрузки.
Бюджет доходов и расходов |
|
Наименование статьи |
Источник данных |
Выручка от продаж товаров, работ, услуг |
Бюджет продаж |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
Бюджет продаж |
Валовая прибыль |
Расчетная |
рентабельность, % |
Расчетная |
Управленческие расходы |
Бюджет управленческих расходов |
Коммерческие расходы |
Бюджет продаж |
Прибыль от продаж |
Расчетная |
рентабельность, % |
|
Прочие доходы и расходы |
Бюджет прочих доходов и расходов + Бюджет расходов на соцсферу |
Проценты к получению |
|
Проценты к уплате |
|
Прибыль до налогообложения |
Расчетная |
Налог на прибыль |
Расчетная |
Отложенные налоговые активы, обязательства, штрафы |
Расчетная |
Получена прибыль |
Расчетная |
Чистая прибыль |
Расчетная |
рентабельность, % |
Расчетная |
При такой схеме планирования у экономиста возникает 3 проблемы:
1. Собрать данные в итоговый бюджет из операционных.
2. Актуализировать данные в итоговом бюджете при изменении данных в операционном бюджете.
3. Найти, из каких сумм сложилось значение статьи в итоговом бюджете.
Облегчить работу экономисту можно следующими способами:
1. Структурировать хранение файлов с бюджетами разного уровня. В итоговых бюджетах использовать формулы для получения сумм из разных файлов.
2. Планирование операционных бюджетов и сбор факта по ним делать в Excel. Затем данные из файлов загружать в систему бюджетирования. К каждой сумме итогового бюджета прикреплять файлы с её расшифровкой, что позволит быстро находить детализирующую информацию.
Данный функционал реализован в системе бюджетирования Prestima версии 4.1. В качестве привязанных объектов могут выступать расшифровки бюджетов в виде электронных документов в хранилище Prestima, электронные документы и задачи DIRECTUM, а также ссылки на сайты.
3. Планировать операционные бюджеты в системе бюджетирования, на их основе рассчитывать итоговый бюджет. Фактические суммы операционных бюджетов автоматически вычислять в системе бюджетирования на основании данных учетной системы, а затем уже собирать выполнение итогового бюджета.
Это позволит решить все 3 проблемы экономиста, т.к. все данные по бюджетам будут храниться в одной системе, но внедрение такой системы будет непростым и дорогостоящим.
Бюджеты с детальной расшифровкой к каждой статье
Этот класс бюджетов имеет несложную структуру, но для каждой статьи затрат делается подробная расшифровка, например, до договора, заявки подразделения.
Рассмотрим его на примере бюджета доходов и расходов одного из наших клиентов, оказывающего услуги населению. Детализация статей бюджета производится до договора.
Для планирования бюджета экономист:
- анализирует договоры предыдущего периода, плановые договоры;
- берет индекс потребительских цен для каждого вида продукции;
- на основании этих данных выводит плановые суммы на следующий период, при необходимости производит сдвиг периода выполнения по сравнению с предыдущим годом.
Основная сложность для экономиста - большое количество договоров, которые необходимо правильно сгруппировать для целей планирования бюджета и сбора фактических данных.
Упростить работу с рассматриваемыми бюджетами можно следующими способами:
1. Для целей планирования и сбора факта из учетной системы выгружать данные по договорам в Excel, где с помощью группировок данных и формул рассчитывать нужные значения.
2. Составлять расшифровки статей бюджета с детализацией до договоров в системе бюджетирования, получая данные о фактическом выполнении договоров из учетной системы.
В системе бюджетирования Prestima версии 4.1 реализован функционал, позволяющий получать плановые суммы бюджета доходов и расходов от подразделений с детализацией до контрагентов, организаций, договоров и других разрезов.
Итоги
Мы рассмотрели три типа сложных бюджетов и какие возникают трудности при работе с ними. Для каждого из них возможна разная степень автоматизации планирования бюджета и сбора фактических значений. Выбор зависит от потребностей предприятия и имеющихся ресурсов.
Автор: Борко Ярослава, руководитель службы поддержки НПО «Компьютер»
Последние новости
- 30.11.2015
- Холдинг, бухучет и бюджет
- 28.10.2015
- Формирование годового бюджета компании