Централизация казначейства в Корпорациях. Директива Росимущества, цели, задачи, эффект

Система бюджетирования, функции контроля выполнения бюджета движения денежных средств и его формирование, выделяются в структуре управления предприятием в отдельную группу, называемую казначейством.

Централизация казначейства в Корпорациях, роль казначейства на предприятии, создание единого казначейства

Роль казначейства на предприятии

Не секрет, что управление денежными потоками в организациях является наиболее приоритетным и важным направлением деятельности. Ведь дефицит финансовых средств может привести к несвоевременности оплаты по счетам, выплаты зарплаты сотрудникам и потере средств на привлечение кредитов. Профицит, в свою очередь, является «подушкой» – «на всякий случай», но, с другой стороны, тоже несет определённые потери для предприятия, которые условно можно оценить размером упущенной выгоды от участия в инвестиционных проектах.

Компании с частным капиталом давно осознали важность и эффект автоматизации процесса управления финансами и бюджетирования, тогда как компании с государственным участием в большинстве своем пользовались существующими регламентами и работали «по старинке». В силу экономической ситуации, появилась необходимость оптимизировать процессы управления финансовыми потоками в части контроля и согласования платежей, лимитов и эффективности использования средств.

Мы столкнулись с тем, что в корпорациях с государственным участием, как правило, нет единого центра по управлению финансами. Структура в большинстве следующая: есть головная организация и дочерние предприятия. «Голова» должна быть аккумулятивным центром и осуществлять контроль над «дочками», контролировать платежи, составлять планы, распределять денежные потоки внутри корпорации во избежание перекредитовок. В реальности дочки слишком самостоятельны – платежи не согласовываются, а нехватка средств компенсируется кредитами каждой «дочкой». Оперативного планирования в рамках холдинга нет.

Создание централизованного казначейства. Этапы. Сроки

Решением проблемы является автоматизация и объединение казначейства. С этой целью Правительство РФ спустило подведомственным структурам директиву №5110п-П13 о создании централизованного казначейства Обществ, их зависимых и дочерних организаций. В директиве были выделены основные задачи и определены этапы реализации нововведения:

  1. Провести анализ существующей системы управления финансовыми потоками на предприятии.
  2. Разработать регламенты и инструкции по организации единого казначейства.
  3. Организовать централизованное казначейство на предприятии.

На первом этапе все понятно: проанализировать существующие процессы, описать модель «как есть» и отправить в вышестоящую организацию. Но тут компании сталкиваются с тем, что при описании существующих процессов не хватает взгляда со стороны. В выводах проблематично прописать рекомендации по дальнейшим шагам, так как нет понимания «как должно быть?».

На следующем этапе возникает проблема отсутствия практических знаний и компетенций для описания модели «как будет», регламентов, инструкций для организации централизованного казначейства. Ведь в нашем случае после второго этапа будет третий, а там внедрение системы. Соответственно, итогом второго этапа должно стать проектное решение для формирования технического задания при выборе систем.

В рамках второго и третьего этапов необходимо определить следующие шаги:

  1. Выделить ответственных за процесс управления финансовыми потоками.
  2. Обеспечить взаимодействие ответственных со специалистами компании разработчика для описания процессов и регламентов.
  3. Провести встречу всех участников процесса с демонстрацией системы, обеспечивающей функционирование казначейства.
  4. Запустить «пилотное» внедрение в головной организации с интеграцией казначейского решения с учетной системой предприятия.
  5. Тиражировать решения в дочерние компании.

Стоит отметить, что в директиве обозначены четкие сроки исполнения всех этапов и уложиться в определенный период без опыта и необходимых компетенций весьма сложно.

Для реализации поставленных задач потребуется привлечение компаний-разработчиков, которые смогут гарантировать исполнение всего проекта в указанные сроки: описать все этапы, осуществить контроль работ, уведомлять заказчика о выполнении работ по каждому этапу, обучить пользователей.

Подведем итог. Процесс казначейства – один из важнейших на предприятии. Система должна быть «заточена» именно под эти цели, позволяя управлять финансами намного эффективнее. Это достигается за счет прозрачного распределения средств внутри холдинга, контроля лимитов и анализа финансовых рисков. Появляется возможность более качественно планировать поступления и затраты, тем самым избегая кассовых разрывов и перекредитовок.

Игорь Толпыго, специалист группы продвижения корпоративных систем управления НПО «Компьютер»Автор: Игорь Толпыго, специалист группы продвижения корпоративных систем управления НПО «Компьютер».


Узнайте больше: Автоматизация казначейства

Последние новости

© 2010-2017 НПО «Компьютер»
О системе Эффект Вебинары Цены Блог