Типы бюджетных моделей предприятия и их применимость в современных условиях

В настоящее время спрос на услуги разработки и внедрения систем бюджетного управления неуклонно растет. Многие топ-менеджеры, в общих чертах представляющие «внешние» компоненты подобных систем — наличие нескольких взаимосвязанных бюджетов, интеграция с системами бухгалтерского и оперативного учета, использование средств автоматизации, — не всегда могут объективно оценить соотношение между затратами времени, средств на внедрение, эксплуатацию системы, отдачу от получаемой информационной поддержки принятия решений.

Зачастую необходимо проводить разработку и запуск системы бюджетирования в сжатые сроки для того, чтобы максимально быстро получить первые результаты, выражающиеся в повышении прозрачности формирования финансовых результатов, повышении управляемости фирмой. Залогом оптимального соотношения затрат на постановку бюджетных процессов, экономических и организационных эффектов является выбор оптимальной модели бюджетного управления на этапе постановки задачи.

Как повысить эффективность бюджетирования?

Используйте современные инструменты

Наиболее часто описывается комплексная бюджетная модель предприятия, описывающая ряд функциональных бюджетов, которые оценивают выходы основных процессов: закупки, производства, продаж и расчетов, также присутствуют бюджеты операционные, измеряющие вклад каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) в конечный финансовый результат. Данные этих 2 групп бюджетов консолидируются в 3 сводных бюджета предприятия — бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет по балансовому листу (ББЛ). Таким образом, необходимым условием для корректного формирования сводных бюджетов выступает охват функциональными и операционными бюджетами всех областей деятельности и подразделений, т. е. учет всех операций, оказывающих влияние на начисление доходов и расходов, а также на движение денежных средств, прочих активов и соответствующих им обязательств.

Практика показывает, что большинство предприятий не готово сразу переходить на комплексную модель бюджетирования, поэтому необходимо выбирать другие, позволяющие сфокусироваться на областях деятельности модели, которые требуют особенно пристального внимания со стороны управленцев.

Бюджетная структура определяется тремя основными факторами:

●   требованиями, предъявляемыми со стороны руководства,

●   спецификой хозяйственной деятельности,

●   структурой управления (будущей финансовой структурой).

Под требованиями со стороны руководства понимаются требования по составу, детализации, периодичности процедуры бюджетирования. Бюджетная структура должна отражать области хозяйственной деятельности, контроль за которыми обязателен для регулярного менеджмента, т.е. быть минимально достаточной для успешного управления предприятием.

При этом к бюджетной структуре предъявляются также требования детализации и достоверности содержащейся в ней информации. Чем выше эти требования, тем более полной должна быть бюджетная структура, т.е. охватывать все направления хозяйственной деятельности. Полностью достоверной информацией обладает только комплексная модель бюджетной структуры, а наиболее детальной и достоверной — индивидуальная комплексная модель.

Специфика хозяйственной деятельности организации предполагает индивидуальный подход к разработке функциональных бюджетов. Не существует единой (базовой) для всех типов предприятий бюджетной структуры. Традиционные бюджетные структуры, как правило, составлены на базе типовых промышленных или коммерческих предприятий, и, к примеру, для финансово-кредитных организаций, строительных или жилищно-коммунальных предприятий они не подходят.

Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:

1. Индивидуальная модель комплексного бюджетирования.

2. Универсальная бюджетная модель (БДР, БДДС).

3. Бюджетирование отдельных областей деятельности.

4. Бюджетирование финансовых потоков (БДДС).

5. Бюджетирование товарно-материальных потоков.

1. Индивидуальная модель комплексного бюджетирования

Главная особенность комплексного бюджетирования — предварительное построение процессной модели деятельности, с последующей привязкой формируемых функциональных бюджетов к результатам (выходам бизнес-процессов). Данная модель будет являться сугубо индивидуальной, учитывающей особенности производственно-финансовой деятельности каждого предприятия. Можно с уверенностью сказать, что подобный подход применим для компаний любого профиля, даже для некоммерческих организаций.

Преимущества комплексного бюджетирования:

●   Фокусировка на особенностях предприятия;

●   Получение необходимой детализации плановых и фактических показателей;

●   Охват всех областей деятельности;

Главный недостаток данной модели — длительный срок разработки, и, как следствие, высокая стоимость и риски в достижении результата.

2. Универсальная бюджетная модель предприятия (БДР, БДДС)

Эта модель так же, как комплексная, охватывает всю организацию, однако она более простая с точки зрения разработки и функционирования. Первым шагом в разработке бюджетной структуры необходимо определить перечень статей БДР и БДДС, а также сформировать финансовую структуру, исходя из объема финансовых полномочий подразделений (управление доходами, расходами, прибылью). Затем происходит сопоставление статей сводных бюджетов и ЦФО, то есть создаются операционные БДР по каждому центру ответственности. В том случае, если ЦФО могут управлять платежами в рамках своей деятельности, то также формируются операционные БДДС. Сумма финансовых результатов и чистых денежных потоков по элементам финансовой структуры дает соответственно финансовый результат и чистый денежный поток соответственно в целом по организации.

Преимущества универсальной модели:

●   Высокая скорость разработки и внедрения, особенно для многопрофильных предприятий или для групп компаний с большой диверсификацией по выпускаемой продукции;

●   Возможность относительного простого учета внутреннего оборота;

●   Быстрота планирования и консолидации фактических данных.

Недостатком является отсутствие функциональных планов, что иногда мешает взвешенной оценке планов по основным функциональным областям.

3. Бюджетирование отдельных областей хозяйственной деятельности

Модели бюджетирования отдельных областей хозяйственной деятельности являются наиболее простыми, их цель — предоставить руководству информацию об актуальных для контроля областях деятельности. Такие модели могут содержать от одного до нескольких натуральных или натурально-стоимостных бюджетов. Для коммерческих, производственных предприятий, такими бюджетами традиционно являются бюджеты продаж и производства.

Например, бюджетирование коммерческой деятельности:

Бюджетирование коммерческой деятельности

Или, бюджетирование производственной деятельности:

Бюджетирование производственной деятельности

Преимуществами таких бюджетных моделей являются:

●   Быстрое, недорогое внедрение, позволяющее в короткие сроки получить контроль над наиболее актуальными областями;

●   эффективное функционирование модели, за счет небольшого числа бюджетов и простоты связей между ними.

К недостаткам данных модели можно отнести:

●   из-за ограниченности моделей нет возможности учесть все влияющие на неё факторы (к примеру, недостаточное финансирование может привести к невыполнению плана производства);

●   как следствие, низкая достоверность и результативность.

4. Бюджетирование финансовых потоков (БДДС)

Данная модель бюджетирования наиболее распространена в России. Это обусловлено её преимуществами:

●   высокая скорость внедрения, за счет небольшого количества бюджетов и связей между ними;

●   как следствие, относительно низкая стоимость внедрения;

●   подходит для растущей российской экономики, когда управление ликвидностью более актуально, чем управление рентабельностью или стоимостью.

Таким образом, по соотношению цена / результат модель можно рекомендовать к применению в условиях развивающегося рынка, когда на первое место выходит ликвидность, а доходность не требует оперативного контроля.

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС). Цель его составления — управление платежеспособностью (ликвидностью).

БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по их видам и направлениям движения.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать, анализировать денежные потоки в разрезах:

●   Направленности денежных потоков.

●   Структуры выплат и поступлений по направлениям их движения.

●   Объёмов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей, по отдельным статьям).

●   Промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами).

●   Остатков денежных средств.

Схематично формирование денежного потока (cash-flow) за период выглядит так:

Формирование денежного потока (cash-flow)

5. Бюджетирование товарно-материальных потоков (Управление рентабельностью)

Модель бюджетирования товарно-материальных потоков более сложная, чем предыдущие бюджетные модели. Однако именно она позволяет управлять наиболее важным показателем — прибыльностью/рентабельностью основной деятельности.

Преимуществами данной модели являются:

●   относительно невысокая стоимость и сроки внедрения;

●   возможность управления наиболее важным показателем работы — прибылью от основной деятельности, что особенно актуально в средне- и долгосрочной перспективе;

●   возможность эффективного управления основными областями хозяйственной деятельности — продажами, производством, закупками;

●   возможность контроля, управления прямыми и косвенными расходами.

К недостаткам такой бюджетной модели можно отнести следующее:

●   недостаточная комплексность, как следствие, зависимость результатов от неучтенных факторов (финансовых потоков, инвестиционных и прочих расходов);

●   финансовые результаты не являются полными и достоверными — не подтверждаются изменением активов и пассивов (балансом).

Результирующим бюджетом данной модели выступает Бюджет Основной Деятельности (БОД). Структура БОД раскрывает:

●   Источники формирования доходов предприятия.

●   Направления расходования денежных средств.

●   Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям).

●   Разницу (т.е. валовую прибыль или убытки) между доходами и расходами от основной деятельности за период.

Схематично формирование валовой прибыли от основной деятельности выглядит так:

Формирование валовой прибыли от основной деятельности

В заключение, хочется отметить, что хотя формально не все модели соответствуют общепринятому понятию бюджетного управления, все они обладают признаками, выделяющими бюджетирование в отдельную управленческую технологию:

●   Наличие центров финансовой ответственности (хотя в некоторых случаях всеобъемлющая финансовая структура отсутствует);

●   Наличие взаимосвязанных бюджетов, позволяющих планировать деятельность, учитывать факт в одних и тех же разрезах;

●   Возможность доработки, оптимизации ПО для бюджетирования.

Как повысить эффективность бюджетирования?

Используйте современные инструменты

Именно выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структур позволит предприятию не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса, улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечить возможность дальнейшего роста и развития системы.

 

Автор: Е. Пушкарев
Опубликовано на


Узнайте больше:

Идеальный бюджет

Формирование консолидированного бюджета холдинга. Бюджет доходов и расходов.

Бюджетирование для предприятия

Последние новости

© 2010-2017 НПО «Компьютер»
О системе Эффект Вебинары Цены Блог