Шесть шагов в бюджетирование (часть первая)
Изначально термин «бюджет» использовался применительно к планированию денежных средств государства. В настоящий момент бюджетирование по-прежнему ассоциируется с планированием, но уже не только государственных средств, а и средств компаний, доходов и расходов семьи, личных финансов человека. Что включает в себя это понятие сегодня?
Немного истории
В «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней» (Михельсон А.Д., 1865 г.) можно прочитать:
«Бюджет - франц. budget, древн.-франц. bougette, кожаный мешок. Смета расхода и прихода сумм».
А вот выдержка о бюджете из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907):
«Бюджет — слово это заимствовано из Англии, где в старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным норманнским словом «Budget» (т. е. кожаный мешок).
Бюджет в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместо бюджета, представлялись простые отчеты и счета, притом неполные, по главным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственного правительства в некоторых государствах появились более систематические отчеты, но все это еще не имело характера бюджета. Самый близкий к нему по характеру, это — известный отчет, составленный Неккером в 1781 г. и представленный королю Людовику XVI (compte rendu au roi).
Но только в нынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета, как общего государственно-хозяйственного закона.
В России до 1862 г. не было систематического, планомерного бюджета; государственная смета представляла механическое соединение смет отдельных ведомств; при ней не было данных, достаточных для проверки, да и вообще не было единого законченного плана финансового хозяйства: многие доходы получались, и многие расходы производились отдельными ведомствами самостоятельно, без ведома министерства финансов, так что нельзя было построить никакого общего вывода о направлении государственного хозяйства в ближайшем будущем.
С 1862 г. стали составляться правильные бюджеты, главным образом благодаря упорядочению государственной отчетности при Татаринове (см. в т. I, ч. II, Свода Законов, приложение к ст. 221 — «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений») ...».
Далее смотрим «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (Павленков Ф., 1907 г.):
«В России государственный бюджет впервые опубликован в 1862 г. под названием: «Табель о расходах и доходах».
Как видите, изначально термин «бюджет» использовался применительно к планированию денежных средств государства. В настоящий момент бюджетирование, по-прежнему, ассоциируется с планированием, но уже не только государственных средств, но и средств компаний, доходов и расходов семьи, а также личных финансов человека.
Как выглядит бюджетирование на предприятии
Как обычно начинаются книги, статьи, обучающие курсы по бюджетированию? Они начинаются с определения, что такое бюджет и бюджетирование, с описания плюсов и минусов его использования. Может быть, это и нормально ... но я, честно говоря, не представляю, как человек, который никогда не сталкивался с бюджетированием, сможет понять определения и оценить плюсы и минусы. Запомнить или выучить - может. Принять к сведению – может. Но понять – вряд ли.
Во-первых, определения часто бывают «пустыми», т.е. не объясняют ровным счетов ничего. Во-вторых, определения часто содержат другие определения, в которых надо разобраться, чтобы разобраться, что такое бюджетирование. В-третьих, определения часто противоречат друг другу? В четвертых, определения бывают, мягко говоря – неточными.
Вот несколько примеров, взятых из интернета /с моими комментариями в таких скобках/:
Wikipedia:
«Бюджет организации - календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании».
/Во-первых, не только для доходов и расходов; во-вторых, непонятно для принятия каких именно решений и чего именно планирования и контроля/.
«Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением».
/Во-первых, «пустое» объяснение, хотя и поспорить с такой формулировкой невозможно; во-вторых, анализ исполнения и корректировка бюджетов остались «за кадром»)/.
Информационное Агентство "Финансовый Юрист":
«Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров».
/Это наиболее часто встречающаяся формулировка, но, во-первых, это не только план; во-вторых, надо знать, что такое «стратегические ориентиры»; в-третьих, а что, если мне чихать на какие-то там стратегические ориентиры и я не собираюсь их «эффективно достигать»?/
«Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.
/Еще одно неопровержимое и, одновременно, «пустое» толкование/
Яндекс. Словари› Словарь «Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право»:
«Бюджетирование - планирование финансовой деятельности организации на основе принимаемых бюджетов».
/Без комментариев, сами уже можете догадаться, что я думаю/.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ):
«Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
/Мне очень нравится это определение, так как оно достаточно понятное и исчерпывающее в своих рамках (в рамках БК РФ). Жаль, что его нельзя использовать для определения бюджетирования на предприятии/
Обычное бюджетирование на обычном предприятии
Как видите, вот так вот сразу новичку не просто разобраться даже с определением. Возникает вопрос, а с чего тогда начать знакомство с бюджетированием? Встречный вопрос - а как новичка знакомят с предприятием? Его проводят по подразделениям, цехам, дают заглянуть в двери и т.д. Он видит людей, которые что-то делают, видит этакий «муравейник». Новичок в такой ситуации мало что запоминает, но у него рождается ощущение. Я хочу пойти тем же путем – заглянем, как выглядит обычное бюджетирование на обычном предприятии. Сразу оговорюсь, что это – обобщенная картинка, собирательный образ того, что я наблюдал и продолжаю наблюдать на протяжении всей своей работы.
Конец года. Планово-экономический отдел рассылает во все отделы экселевские формы для внесения в них плановых данных.
Сотрудники отделов, назначенные ответственными за заполнение этих форм, вносят туда цифры: Маша из отдела маркетинга забивает плановые продажи, Света из ОМТС - план закупок, Тамара Ивановна из службы персонала – расходы на заработную плату и т.д. и т.п. При этом каждый думает «никто не знает, а я должен угадать ...», все друг с другом созваниваются, пытаются получить друг у друга какие-нибудь справки, чтобы потом прикрыть этими справками больные места и говорить «мне прислали это и я на основе этого спланировал – все вопросы к тому, кто мне это прислал».
Таблички заполняются и возвращаются в планово-экономический отдел, который оказывается погребен под горой таблиц, табличек, справок и пояснений по телефону. Путем невероятных усилий, созвонов, уточнений, работы по 10-14 часов в день планово-экономический отдел собирает Его Величество Бюджет и выносит его на согласование Генеральному директору.
Генеральный директор требует снизить тут и увеличить тут, но чтобы тут было не больше чем, иначе все будут сами знаете где.
Планово-экономический отдел, переварив указание, спускает в отделы новые требования и все начинает крутиться заново: Маша из отдела маркетинга в соответствии с полученными указаниями увеличивает плановые продажи и думает «рожу я их что ли?!», Света из ОМТС, соответственно, увеличивает план закупок и думает «опять понакупим, с продажами облажаются, я меня потом за ненужные закупки ... », Тамара Ивановна из службы персонала получила указание снизить расходы на заработную плату, но за счет чего это сделать указаний не поступило – она в шоке и пьет ведрами валерьянку ...
Как пишут в романах «а тем временем зажурчали ручьи и из-под снега показались подснежники» - да-да, не удивляйтесь, в особо крупных компаниях бюджет может быть принят весной, когда полным ходом уже должно идти его исполнение. Иногда доходит до того, что сотрудники не знают, по какому бюджету они живут – так много уже было версий бюджета. Но это, впрочем, лирическое отступление. Допустим, бюджет принят! Ура!
Обычный месяц N после принятия бюджета. Все работают, про бюджет не вспоминают, как про кошмарный сон.
Конец квартала/Конец полугодия/Конец года. Время подводить промежуточные итоги!
Планово-экономический отдел (а куда же без него) пытается «стрясти» с бухгалтерии фактические данные. Бухгалтерия отчаянно сопротивляется, заявляя что «отчетность еще не готова, так как до сдачи отчетности еще ...», короче, как до северного полюса пешком – и они, в общем-то правы. Но что-то из бухгалтерии удается выцепить с оговорками, что все еще может поменяться, «допровестись» и быть «отсторнировано».
Планово-экономический отдел то, что не может взять из бухгалтерии, берет из собственных табличек (в которых ведет параллельный учет) или запрашивает в других подразделениях (в маркетинге, снабжении, кадрах и т.д. и т.п.). Все начинают бегать и суетиться, пытаясь притянуть фактические цифры к плановым, готовя объяснительные и запасаясь успокоительным.
Планово-экономический отдел сравнивает факт с планом, тут немного подправляет, там немного подгоняет, пишет общий анализ и подает результаты Генеральному директору. Вызовы на ковер, матюки, штрафы... Иногда Бюджет пересматривают и делают новый бюджет до конца года. Иногда машут рукой и наносят точечные «удары» по отделу продаж, требуя догнать план, по службе снабжения – снизить расходы и т.д. по ситуации. Все, зализывая раны, расходятся по местам и думают «пронесло».
Конец года. Планово-экономический отдел рассылает всем экселевские формы для заполнения ... «день сурка».
Еще раз оговорюсь – это собирательный образ из моего опыта. Я не говорю, что так дела обстоят у всех, но похожая картина попадается мне регулярно.
Продолжение следует. Полный текст книги можно скачать бесплатно, посетив сайт автора.
Автор: Дмитрий Чертов, финансовый консультант
Опубликовано на www.e-xecutive.ru
Узнайте больше:
Последние новости
- 30.11.2015
- Холдинг, бухучет и бюджет
- 28.10.2015
- Формирование годового бюджета компании