Обследование подсистемы оперативного планирования

Под системой оперативного планирования (бюджетирования) понимаются процедуры формирования текущих (на период до года) операционных и финансовых планов деятельности организации и подготовки отчетов о результатах выполнения этих планов.

1. Критерии качества

Оценка подсистемы оперативного планирования (как и любого другого управленческого инструмента) производится с точки зрения оценки присущих этой подсистеме критериев качества.

Критерии качества — это соответствие определенному набору требований. Эти требования вытекают из задач, которые поставлены или могут быть поставлены перед подсистемой оперативного планирования.

«Классический» перечень этих задач можно сформулировать следующим образом:

  • Обеспечение ликвидности деятельности;
  • Обеспечение прибыльности деятельности;
  • Обеспечение возможности планирования потребности в ресурсах для осуществления деятельности;
  • Обеспечение возможности контроля и корректировки деятельности, возможности моделировать ситуации, вызванные изменениями внутренней и внешней среды;
  • Обеспечение возможности совершенствования деятельности;
  • Обеспечение координации деятельности;
  • Обеспечение мотивации сотрудников;
  • Обеспечение возможности управления процессами развития.

Исходя из этих задач можно сформулировать следующие требования к оперативному планированию:

  • Достаточность перечня используемых планов и достаточность охвата ими процессов финансово-хозяйственной деятельности, уровней управления, горизонтов планирования;
  • Логическая взаимосвязь и непротиворечивость планов в целом и отдельных показателей;
  • Непротиворечивость оперативных планов тактическим планам;
  • Достаточная степень детализации как по статьям, так и по срокам;
  • Адекватность формирования плановых показателей, в том числе оценка рисков
  • Адекватность процедур согласования планов;
  • Наличие процедур контроля исполнения плана как по итогам периода, так и непосредственно в течение периода;
  • Наличие процедур корректировки планов в течение планового периода;
  • Наличие процедур постоянной разработки мероприятий по предотвращению неблагоприятных отклонений;
  • Участие в процедуре составления планов достаточно широкого круга подразделений и сотрудников. Достаточно широкий перечень лиц, ответственных за выполнение тех или иных планов или их отдельных статей.

Для более точного определения соответствия задач подсистемы оперативного планирования и предъявляемых к ней требований может быть подготовлена таблица «Задачи — требования». (Таблица 1.)

Таблица 1. «Задачи— требования»

Задачи системы планирования

Требования к системе планирования

Обеспечение прибыльности деятельности

Наличие среди перечня используемых планов «Бюджета доходов и расходов», «Плана производственной себестоимости», «Плана общехозяйственных расходов»

Обеспечение возможности планирования потребности в ресурсах для осуществления деятельности

Наличие среди перечня используемых планов «Плана потребности в материалах», «Плана закупок материалов», «Плана потребности в персонале»

Обеспечение возможности контроля и корректировки деятельности

1. Введение процедур контроля исполнения плана как по итогам периода, так и непосредственно в течение периода

2. Наличие «Фактические показатели» и «Отклонения фактических и плановых показателей»

3. Увеличение степени детализации планов (по срокам, статьям, структурным подразделениям)

4. Введение процедур уточнения планов в ходе их выполнения

Обеспечение возможности совершенствования деятельности

1. Введение процедур анализа выявленных отклонений (между фактическими и плановыми значениями), определения причин и «виновников» отклонений

2. Введение процедур постоянной разработки мероприятий по предотвращению неблагоприятных отклонений

Обеспечение координации деятельности

Наличие среди перечня используемых планов взаимосвязанных операционных планов — «Плана продаж», «Плана производства», планов потребности в ресурсах

Обеспечение мотивации сотрудников

1.Вовлечение в процедуру составления планов широкого круга подразделений и сотрудников

2.Расширение перечня лиц, ответственных за выполнение тех или иных статей планов

Обеспечение возможности управления процессами развития

Наличие среди перечня используемых планов «Инвестиционного плана»

.......................................

2. Способы обследования

К основным способам обследования подсистемы оперативного планирования можно отнести следующие:

  • Изучения документов (регламентирующих, плановых, отчетных, первичных и т.д.)
  • Интервьюирования руководителей специалистов, непосредственно осуществляющих планирование затрат, готовящих информацию для составления планов, «исполняющих» планы, готовящих отчеты об исполнении планов, контролирующих исполнение планов.
  • Проведения статистического анализа ряда плановых и фактических показателей.

3. Регламентация

С содержательной точки зрения можно выделить две основные группы документов, регламентирующих планирование:

  • Документы, определяющие — кто и каким образом участвует в формировании планов и отчетов об их исполнении;
  • Документы, содержащие различного рода справочную информацию, используемую при подготовке планов (различные справочники и классификаторы).

С точки зрения происхождения регламентирующие документы можно разделить:

  • На внутренние, разработанные в самой организации (положения, инструкции, нормативно-справочные базы и т.д.);
  • На внешние, созданные вне организации, но используемые ею в своей деятельности (например,— отраслевые «Методические положения по планированию»).

Изучение регламентирующих документов проводится с целью:

  • Определения перечня руководителей и специалистов, участвующих в формировании планов и отчетов, для последующего изучения их деятельности;
  • Определения перечня плановых и отчетных форм, используемых организацией;
  • Предварительной оценки используемой последовательности составления планов;
  • Предварительной оценки методов, используемых для составления планов и формирования величин отдельных плановых показателей;
  • Оценки качества самих регламентирующих документов (насколько полно и непротиворечиво они описывают процедуры формирования планов и отчетов, насколько однозначно закрепляют ответственность, насколько помогают в подготовке планов и т.д.).

4. Организационно-функциональные аспекты

Рассмотрение организационно-функциональных аспектов предполагает изучение:

  • Общей схемы организации процедур формирования планов и отчетов (какие службы какие процедуры выполняют);
  • Деятельности отдельных руководителей и специалистов, причастных к подготовке планов и отчетов (их задачи, обязанности, полномочия и ответственность).

Для формализации организационно-функциональных аспектов системы оперативного планирования может быть использована таблица «Карта закрепления планов» (Таблица 2.), отражающая виды составляемых планов и участие в их подготовке служб, руководителей и специалистов. Аналогичная таблица может быть подготовлена и в отношении отчетов.

На основе изучения общей схемы процедур планирования и деятельности отдельных руководителей и специалистов делаются предварительные выводы:

  • О достаточности решаемых задач и выполняемых действий (например, выполняются ли действия по методологическому обеспечению планирования, контролю формируемых планов и отдельных плановых показателей и т.д.);
  • О достаточности используемых планов и отчетов, об их информационной взаимосвязи;
  • О рациональности организации работ по планированию и общей логике процедуры планирования;
  • Об адекватности контроля исполнения планов;
  • О степени централизации процедуры планирования;
  • О «близости» составителей планов к месту их использования;
  • О степени обоснованности закрепления обязанностей и ответственности за службами, руководителями и специалистами.

Таблица 2. «Карта закрепления планов»

Выполняемые действия

Службы, руководители, специалисты

План сбыта

План производства

........................

5. Методология

Для изучения и анализа методологии планирования необходимо рассмотреть вопросы, сгруппированные по следующим блокам:

  • Оценка системы планирования с точки зрения полноты охваты процессов финансово-хозяйственной деятельности;
  • Методы формирования планов и плановых показателей, взаимосвязь и непротиворечивость используемых планов;
  • Степень детализации планов;
  • Формальная оценка планов: корректность названий планов и плановых показателей;
  • Качество информации для планирования;
  • Контроль исполнения планов.

5.1.Оценка системы планирования с точки зрения полноты охваты процессов финансово-хозяйственной деятельности

Общий перечень используемых планов рассматривается с точки зрения того, насколько формируемые планы покрывают:

  • Хозяйственные процессы — процессы сбыта, производства, процессы обеспечения ресурсами (материальными, трудовыми, ресурсами производственных мощностей), процессы развития;
  • Финансовые процессы — процессы управления рентабельностью, ликвидностью, имущественным состоянием.

Для оценки достаточности перечня используемых планов и достаточности охвата ими процессов финансово-хозяйственной деятельности можно использовать таблицу «Сравнение планов» (Таблица 3.), в которой проводится сопоставление «хрестоматийного» перечня планов и перечня планов, используемых в конкретной организации.

Таблица 3. «Сравнение планов»

«Хрестоматийный» перечень планов

Имеющиеся в организации планы

«План продаж»

«План производства»

«План потребности в материалах»
«План закупок материалов»

«План потребности в персонале»

«План производственных мощностей»

«План производственной себестоимости»

«План общехозяйственных расходов»

«Бюджет доходов и расходов»

«Инвестиционный план»

«Бюджет движения денежных средств»

«Прогнозный баланс»

....................................


5.2. Методы формирования планов и плановых показателей, взаимосвязь и непротиворечивость используемых планов

1. Оценка методов планирования предполагает рассмотрение:

  • Общей логики и правомерности используемых методов планирования;
  • Точности, получаемой при использовании данных методов. В том числе, особое внимание следует обратить на то, насколько используемые методы планирования способны принять во внимание действие различных «возмущающих факторов»;
  • Возможности применения альтернативных методы планирования, их соотношение с используемыми методами по достигаемой точности и трудоемкости.

2. Оценка логической взаимосвязи и непротиворечивости планов.

Рассмотрение «цепочки» составляемых планов с точки зрения соответствия «классической» схеме подготовки планов.

Особое внимание следует уделить началу процедуры планирования — какой из планов составляется первым. В общем случае планирование должно начинаться с «расшивки узкого места».

Для оценки логической взаимосвязи планов может использоваться таблица «Информационная взаимосвязь планов» (Таблица 4.), с помощью которой рассматриваются как «правомерность» использования информации из одних планов при подготовке других, так и «пробелы», когда имеющаяся информация не используется.

(Например, «План закупок материалов» должен составляться на основе «Плана потребности производства в материалах» с учетом начальных и конечных остатков материалов на складах. Аналогичным образом, «План производства» должен составляться с учетом существующих на начало и необходимых на конец отчетного периода производственных заделов (незавершенного производства), а не быть «копией» «Бюджета продаж».)

Кроме оценки взаимосвязи планов различных видов, необходимо так же рассмотреть взаимосвязи планов одного вида, но готовящихся для разных горизонтов планирования. (Например, — «План производства» на год и «План производства» на месяц.) Оценка планов производится с точки зрения согласованности, и непротиворечивости долгосрочных и краткосрочных планов: насколько текущие планы опираются на информацию, содержащуюся в долгосрочных планах, существует ли «преемственность» в используемых перечне показателей и методах планирования.

Таблица 4. «Информационная взаимосвязь планов»

Планы — потребители информации

Планы — поставщики информации

План сбыта

План производства

.............

.............

.............

.............

План сбыта

План производства

................

................

................

3. Оценка процедур контроля использования методов планирования предполагает рассмотрение:

  • Субъектов контроля (кто осуществляет контроль — непосредственные руководители специалистов, составляющих планы, некая специальная методологическая служба и т.д.);
  • Объектов контроля (для каких видов планов проверяются используемые методы планирования);
  • Точек контроля (когда, с какой периодичностью осуществляется контроль);
  • Результатов контроля (каковы итоги проведения контрольных процедур, какие последствия они имеют).

5.3. Степень детализации планов

Критерии достаточности и уместности детализации планов можно сформулировать следующим образом. Степень детализации планов должна быть такой, чтобы:

  • Во-первых, на основе некоторого плана можно было подготовить другие планы, следующие за ним по «цепочке» планирования;
  • Во-вторых, будущий пользователь плана мог почерпнуть из него всю необходимую управленческую информацию.

Степень детализации планов необходимо оценивать по трем направлениям:

  • Детализация с точки зрения количества содержащихся в каждом плане показателей, т.е. какого рода информацию можно вообще почерпнуть из плана.
  • (Например, в своем «классическом» виде «Бюджет продаж» показывает момент реализации продуктов, их перечень и стоимость. В дальнейшем эта информация используется для формирования показателя «доходы» в «Бюджете доходов и расходов». Но «Бюджет продаж» необходим так же и для формирования показателя «Поступления (поступление выручки от реализации)» в «Бюджете движения денежных средств». А для этого «Бюджет продаж» должен содержать информацию не только о моменте реализации продуктов, но и о моменте исполнения покупателем своих обязательств — о графике и форме оплаты. Таким образом, введение данного показателя в «Бюджет продаж» будет обеспечивать составление плана, «нижестоящего» в «цепочке» планирования — «Бюджета движения денежных средств». Кроме того, в последующем пользователю данного плана — менеджеру по продажам — на основе данного дополнительного показателя будет легче отслеживать исполнение покупателем своих обязательств);
  • Детализация каждого показателя, т.е. выделены ли внутри отдельных показателей какие-либо подстатьи, подпункты и т.д. (Например, в «Бюджете доходов и расходов» показатель «Выручка от реализации» может быть показан одной строкой. Такая степень детализации позволяет увидеть рентабельность в целом. Если же ввести дополнительную детализацию показателя «Выручка от реализации» в разрезе групп/видов продуктов, то появляется возможность планировать и контролировать рентабельность производства и сбыта отдельных групп и видов продуктов. Такая информация будет крайне полезна для корректировки сбытовой программы);
  • Детализация горизонта планирования, т.е. выделены ли внутри периода планирования какие-либо дополнительные временные отрезки.
  • (Например, в «Бюджете движения денежных средств» данные приведены по месяцу в целом, без выделения более котротких промежутков. При этом, возможно возникновение следующей ситуации. По месяцу в целом поступления денежных средств будут превышать выплаты. Но внутри месяца поступления и выплаты будут происходить неравномерно: в первой половине месяца выплаты будут существенно превышать поступрления. В результате, возникнет «кассовый разрыв». Но при данной детализации уровня планирования его невозможно будет обнаружить.)

5.4. Формальная оценка планов: корректность названий планов и плановых показателей

Оценка корректности используемой для обозначения планов и плановых показателей терминологии, при всем своем внешнем формализме, имеет существенное практическое значение.

Во-первых, некорректные названия планов затрудняют работу с ними их пользователей, подталкивают к неверной интерпретации плановой информации. (В первую очередь — руководителей организации.)

Во-вторых, «провоцируют» самих составителей планов на различные методологические ошибки. (Например, самой распространенной ошибкой является отсутствие у специалистов точного понимания соответствия между понятиями «выплаты», «затраты», «расходы». В результате, в большей или меньшей степени, это приводит к некорректному формированию «Бюджета производственной себестоимости», «Бюджета доходов и расходов», «Бюджета движения денежных средств».)

5.5. Качество информации для планирования

Оценка качества информации производится в следующей последовательности:

    1. Для каждой службы и каждого специалиста составляется перечень формируемых ими планов и отдельных плановых показателей;

    2. Для каждого вида плана или планового показателя составляется перечень необходимой для их формирования информации;

    3. Определяются требования к качеству информации (степень точности и детализации) и срокам ее предоставления;

    4. Сформулированные требования сравниваются с фактическим исполнением.

Для проведения данного анализа можно воспользоваться таблицей «Оценка качества информационного обеспечения» (Таблица 5.).

Таблица 5. «Оценка качества информационного обеспечения»

Служба/специалист

Вид плана

Перечень необходимой информации

Требования к качеству информации

Фактическое соответствие

Отдел снабжения

Бюджет закупок материалов

Потребность в материалах

Количество по каждой номенклатурной позиции

Складские остатки

Предварительно — до 25 числа
Окончательно — до 3 числа

Цены на материалы

По группам материалов в разрезе поставщиков


5.6. Контроль исполнения планов

Оценка процедур контроля исполнения планов ведется по следующим направлениям:

1. Оценка закрепления ответственности за выполнение планов. рассматривается с двух точек зрения:

  • Однозначность закрепления ответственности (все ли планы имеют своих «хозяев» и насколько четко для каждого из них определена степень ответственности);<
  • Формализация ответственность (насколько полно ответственность закреплена регламентирующими и организационно-распорядительными документами).

2. Оценка процедур текущего контроля исполнения планов предполагает рассмотрение следующих вопросов:

  • Существуют ли вообще данные процедуры;
  • В отношении каких планов и плановых показателей эти процедуры реализуются;
  • Кто и каким-образом реализует процедуры контроля;
  • Какие это имеет последствия (например, производится ли корректировка планов в ходе их реализации или составляются текущие отчеты об исполнении планов).

3. Оценка процедур итогового контроля исполнения планов. Перечень рассматриваемых здесь вопросов, в принципе соответствует вопросам для оценки текущего контроля. Особое внимание необходимо уделить итоговым отчетам:

  • Формальной достаточности отчетов — для всех ли планов готовятся соответствующие отчеты. Для ответа на этот вопрос можно использовать таблицу «Соответствие планов и отчетов» (Таблица 6.), в которой всем используемым видам планов ставят в соответствие существующие отчет;
  • Качеству отчетов. Во-первых, существует ли «преемственность» между плановыми и отчетными формами по структуре и содержанию. Во-вторых, насколько отчетные формы удобны для пользования и информативны. (В частности, одним из часто встречающихся недостатков является отсутствие в отчетных формах графы «план», что затрудняет чтение отчетов и проведение анализа.) В-третьих, существует ли практика подготовки комментариев, пояснений к отчетам.

Таблица 6. «Соответствие планов и отчетов»

Название Плана

Регулярность

Название Отчета

Регулярность

1

Бюджет продаж

Год. / мес.

В составе «Отчета о прибылях (убытках)»

Мес.

2

Бюджет производства

Год. / мес.

3

………

4

………

6. Итоговые выводы о соответствии критериям качества

Проведенные в ходе обследования предварительные оценки сопоставляют со сформулированными ранее критериями качества. Делаются итоговые выводы о степени соответствия требованиям, предъявляемым к системе оперативного планирования.

Для формализации итоговых выводов может быть использована уже упоминавшаяся выше таблица «Требования, факты соответствия/несоответствия». (Таблица 7.)

В зависимости от степени соответствия заявленным требованиям делается вывод о том, насколько успешно система оперативного планирования решает необходимый перечень задач.

Таблица 7. «Требования, факты соответствия/несоответствия»

Требования к системе планирования

Факты соответствия

Факты несоответствия

………

………


Источник: www.costkiller.ru

Последние новости

© 2010-2017 НПО «Компьютер»
О системе Эффект Вебинары Цены О разработчике