Обследование подсистемы оперативного планирования
Под системой оперативного планирования (бюджетирования) понимаются процедуры формирования текущих (на период до года) операционных и финансовых планов деятельности организации и подготовки отчетов о результатах выполнения этих планов.
1. Критерии качества
Оценка подсистемы оперативного планирования (как и любого другого управленческого инструмента) производится с точки зрения оценки присущих этой подсистеме критериев качества.
Критерии качества — это соответствие определенному набору требований. Эти требования вытекают из задач, которые поставлены или могут быть поставлены перед подсистемой оперативного планирования.
«Классический» перечень этих задач можно сформулировать следующим образом:
- Обеспечение ликвидности деятельности;
- Обеспечение прибыльности деятельности;
- Обеспечение возможности планирования потребности в ресурсах для осуществления деятельности;
- Обеспечение возможности контроля и корректировки деятельности, возможности моделировать ситуации, вызванные изменениями внутренней и внешней среды;
- Обеспечение возможности совершенствования деятельности;
- Обеспечение координации деятельности;
- Обеспечение мотивации сотрудников;
- Обеспечение возможности управления процессами развития.
Исходя из этих задач можно сформулировать следующие требования к оперативному планированию:
- Достаточность перечня используемых планов и достаточность охвата ими процессов финансово-хозяйственной деятельности, уровней управления, горизонтов планирования;
- Логическая взаимосвязь и непротиворечивость планов в целом и отдельных показателей;
- Непротиворечивость оперативных планов тактическим планам;
- Достаточная степень детализации как по статьям, так и по срокам;
- Адекватность формирования плановых показателей, в том числе оценка рисков
- Адекватность процедур согласования планов;
- Наличие процедур контроля исполнения плана как по итогам периода, так и непосредственно в течение периода;
- Наличие процедур корректировки планов в течение планового периода;
- Наличие процедур постоянной разработки мероприятий по предотвращению неблагоприятных отклонений;
- Участие в процедуре составления планов достаточно широкого круга подразделений и сотрудников. Достаточно широкий перечень лиц, ответственных за выполнение тех или иных планов или их отдельных статей.
Для более точного определения соответствия задач подсистемы оперативного планирования и предъявляемых к ней требований может быть подготовлена таблица «Задачи — требования». (Таблица 1.)
Таблица 1. «Задачи— требования»
Задачи системы планирования |
Требования к системе планирования |
Обеспечение прибыльности деятельности |
Наличие среди перечня используемых планов «Бюджета доходов и расходов», «Плана производственной себестоимости», «Плана общехозяйственных расходов» |
Обеспечение возможности планирования потребности в ресурсах для осуществления деятельности |
Наличие среди перечня используемых планов «Плана потребности в материалах», «Плана закупок материалов», «Плана потребности в персонале» |
Обеспечение возможности контроля и корректировки деятельности |
1. Введение процедур контроля исполнения плана как по итогам периода, так и непосредственно в течение периода 2. Наличие «Фактические показатели» и «Отклонения фактических и плановых показателей» 3. Увеличение степени детализации планов (по срокам, статьям, структурным подразделениям) 4. Введение процедур уточнения планов в ходе их выполнения |
Обеспечение возможности совершенствования деятельности |
1. Введение процедур анализа выявленных отклонений (между фактическими и плановыми значениями), определения причин и «виновников» отклонений 2. Введение процедур постоянной разработки мероприятий по предотвращению неблагоприятных отклонений |
Обеспечение координации деятельности |
Наличие среди перечня используемых планов взаимосвязанных операционных планов — «Плана продаж», «Плана производства», планов потребности в ресурсах |
Обеспечение мотивации сотрудников |
1.Вовлечение в процедуру составления планов широкого круга подразделений и сотрудников 2.Расширение перечня лиц, ответственных за выполнение тех или иных статей планов |
Обеспечение возможности управления процессами развития |
Наличие среди перечня используемых планов «Инвестиционного плана» |
....................................... |
2. Способы обследования
К основным способам обследования подсистемы оперативного планирования можно отнести следующие:
- Изучения документов (регламентирующих, плановых, отчетных, первичных и т.д.)
- Интервьюирования руководителей специалистов, непосредственно осуществляющих планирование затрат, готовящих информацию для составления планов, «исполняющих» планы, готовящих отчеты об исполнении планов, контролирующих исполнение планов.
- Проведения статистического анализа ряда плановых и фактических показателей.
3. Регламентация
С содержательной точки зрения можно выделить две основные группы документов, регламентирующих планирование:
- Документы, определяющие — кто и каким образом участвует в формировании планов и отчетов об их исполнении;
- Документы, содержащие различного рода справочную информацию, используемую при подготовке планов (различные справочники и классификаторы).
С точки зрения происхождения регламентирующие документы можно разделить:
- На внутренние, разработанные в самой организации (положения, инструкции, нормативно-справочные базы и т.д.);
- На внешние, созданные вне организации, но используемые ею в своей деятельности (например,— отраслевые «Методические положения по планированию»).
Изучение регламентирующих документов проводится с целью:
- Определения перечня руководителей и специалистов, участвующих в формировании планов и отчетов, для последующего изучения их деятельности;
- Определения перечня плановых и отчетных форм, используемых организацией;
- Предварительной оценки используемой последовательности составления планов;
- Предварительной оценки методов, используемых для составления планов и формирования величин отдельных плановых показателей;
- Оценки качества самих регламентирующих документов (насколько полно и непротиворечиво они описывают процедуры формирования планов и отчетов, насколько однозначно закрепляют ответственность, насколько помогают в подготовке планов и т.д.).
4. Организационно-функциональные аспекты
Рассмотрение организационно-функциональных аспектов предполагает изучение:
- Общей схемы организации процедур формирования планов и отчетов (какие службы какие процедуры выполняют);
- Деятельности отдельных руководителей и специалистов, причастных к подготовке планов и отчетов (их задачи, обязанности, полномочия и ответственность).
Для формализации организационно-функциональных аспектов системы оперативного планирования может быть использована таблица «Карта закрепления планов» (Таблица 2.), отражающая виды составляемых планов и участие в их подготовке служб, руководителей и специалистов. Аналогичная таблица может быть подготовлена и в отношении отчетов.
На основе изучения общей схемы процедур планирования и деятельности отдельных руководителей и специалистов делаются предварительные выводы:
- О достаточности решаемых задач и выполняемых действий (например, выполняются ли действия по методологическому обеспечению планирования, контролю формируемых планов и отдельных плановых показателей и т.д.);
- О достаточности используемых планов и отчетов, об их информационной взаимосвязи;
- О рациональности организации работ по планированию и общей логике процедуры планирования;
- Об адекватности контроля исполнения планов;
- О степени централизации процедуры планирования;
- О «близости» составителей планов к месту их использования;
- О степени обоснованности закрепления обязанностей и ответственности за службами, руководителями и специалистами.
Таблица 2. «Карта закрепления планов»
Выполняемые действия |
Службы, руководители, специалисты |
||
План сбыта |
|||
План производства |
|||
........................ |
5. Методология
Для изучения и анализа методологии планирования необходимо рассмотреть вопросы, сгруппированные по следующим блокам:
- Оценка системы планирования с точки зрения полноты охваты процессов финансово-хозяйственной деятельности;
- Методы формирования планов и плановых показателей, взаимосвязь и непротиворечивость используемых планов;
- Степень детализации планов;
- Формальная оценка планов: корректность названий планов и плановых показателей;
- Качество информации для планирования;
- Контроль исполнения планов.
5.1.Оценка системы планирования с точки зрения полноты охваты процессов финансово-хозяйственной деятельности
Общий перечень используемых планов рассматривается с точки зрения того, насколько формируемые планы покрывают:
- Хозяйственные процессы — процессы сбыта, производства, процессы обеспечения ресурсами (материальными, трудовыми, ресурсами производственных мощностей), процессы развития;
- Финансовые процессы — процессы управления рентабельностью, ликвидностью, имущественным состоянием.
Для оценки достаточности перечня используемых планов и достаточности охвата ими процессов финансово-хозяйственной деятельности можно использовать таблицу «Сравнение планов» (Таблица 3.), в которой проводится сопоставление «хрестоматийного» перечня планов и перечня планов, используемых в конкретной организации.
Таблица 3. «Сравнение планов»
«Хрестоматийный» перечень планов |
Имеющиеся в организации планы |
«План продаж» |
|
«План производства» |
|
«План потребности в материалах» |
|
«План потребности в персонале» |
|
«План производственных мощностей» |
|
«План производственной себестоимости» |
|
«План общехозяйственных расходов» |
|
«Бюджет доходов и расходов» |
|
«Инвестиционный план» |
|
«Бюджет движения денежных средств» |
|
«Прогнозный баланс» |
|
.................................... |
5.2. Методы формирования планов и плановых показателей, взаимосвязь и непротиворечивость используемых планов
1. Оценка методов планирования предполагает рассмотрение:
- Общей логики и правомерности используемых методов планирования;
- Точности, получаемой при использовании данных методов. В том числе, особое внимание следует обратить на то, насколько используемые методы планирования способны принять во внимание действие различных «возмущающих факторов»;
- Возможности применения альтернативных методы планирования, их соотношение с используемыми методами по достигаемой точности и трудоемкости.
2. Оценка логической взаимосвязи и непротиворечивости планов.
Рассмотрение «цепочки» составляемых планов с точки зрения соответствия «классической» схеме подготовки планов.
Особое внимание следует уделить началу процедуры планирования — какой из планов составляется первым. В общем случае планирование должно начинаться с «расшивки узкого места».
Для оценки логической взаимосвязи планов может использоваться таблица «Информационная взаимосвязь планов» (Таблица 4.), с помощью которой рассматриваются как «правомерность» использования информации из одних планов при подготовке других, так и «пробелы», когда имеющаяся информация не используется.
(Например, «План закупок материалов» должен составляться на основе «Плана потребности производства в материалах» с учетом начальных и конечных остатков материалов на складах. Аналогичным образом, «План производства» должен составляться с учетом существующих на начало и необходимых на конец отчетного периода производственных заделов (незавершенного производства), а не быть «копией» «Бюджета продаж».)
Кроме оценки взаимосвязи планов различных видов, необходимо так же рассмотреть взаимосвязи планов одного вида, но готовящихся для разных горизонтов планирования. (Например, — «План производства» на год и «План производства» на месяц.) Оценка планов производится с точки зрения согласованности, и непротиворечивости долгосрочных и краткосрочных планов: насколько текущие планы опираются на информацию, содержащуюся в долгосрочных планах, существует ли «преемственность» в используемых перечне показателей и методах планирования.
Таблица 4. «Информационная взаимосвязь планов»
Планы — потребители информации |
Планы — поставщики информации |
||||
План сбыта |
План производства |
............. |
............. |
............. |
............. |
План сбыта |
|||||
План производства |
|||||
................ |
|||||
................ |
|||||
................ |
3. Оценка процедур контроля использования методов планирования предполагает рассмотрение:
- Субъектов контроля (кто осуществляет контроль — непосредственные руководители специалистов, составляющих планы, некая специальная методологическая служба и т.д.);
- Объектов контроля (для каких видов планов проверяются используемые методы планирования);
- Точек контроля (когда, с какой периодичностью осуществляется контроль);
- Результатов контроля (каковы итоги проведения контрольных процедур, какие последствия они имеют).
5.3. Степень детализации планов
Критерии достаточности и уместности детализации планов можно сформулировать следующим образом. Степень детализации планов должна быть такой, чтобы:
- Во-первых, на основе некоторого плана можно было подготовить другие планы, следующие за ним по «цепочке» планирования;
- Во-вторых, будущий пользователь плана мог почерпнуть из него всю необходимую управленческую информацию.
Степень детализации планов необходимо оценивать по трем направлениям:
- Детализация с точки зрения количества содержащихся в каждом плане показателей, т.е. какого рода информацию можно вообще почерпнуть из плана. (Например, в своем «классическом» виде «Бюджет продаж» показывает момент реализации продуктов, их перечень и стоимость. В дальнейшем эта информация используется для формирования показателя «доходы» в «Бюджете доходов и расходов». Но «Бюджет продаж» необходим так же и для формирования показателя «Поступления (поступление выручки от реализации)» в «Бюджете движения денежных средств». А для этого «Бюджет продаж» должен содержать информацию не только о моменте реализации продуктов, но и о моменте исполнения покупателем своих обязательств — о графике и форме оплаты. Таким образом, введение данного показателя в «Бюджет продаж» будет обеспечивать составление плана, «нижестоящего» в «цепочке» планирования — «Бюджета движения денежных средств». Кроме того, в последующем пользователю данного плана — менеджеру по продажам — на основе данного дополнительного показателя будет легче отслеживать исполнение покупателем своих обязательств);
- Детализация каждого показателя, т.е. выделены ли внутри отдельных показателей какие-либо подстатьи, подпункты и т.д. (Например, в «Бюджете доходов и расходов» показатель «Выручка от реализации» может быть показан одной строкой. Такая степень детализации позволяет увидеть рентабельность в целом. Если же ввести дополнительную детализацию показателя «Выручка от реализации» в разрезе групп/видов продуктов, то появляется возможность планировать и контролировать рентабельность производства и сбыта отдельных групп и видов продуктов. Такая информация будет крайне полезна для корректировки сбытовой программы);
- Детализация горизонта планирования, т.е. выделены ли внутри периода планирования какие-либо дополнительные временные отрезки. (Например, в «Бюджете движения денежных средств» данные приведены по месяцу в целом, без выделения более котротких промежутков. При этом, возможно возникновение следующей ситуации. По месяцу в целом поступления денежных средств будут превышать выплаты. Но внутри месяца поступления и выплаты будут происходить неравномерно: в первой половине месяца выплаты будут существенно превышать поступрления. В результате, возникнет «кассовый разрыв». Но при данной детализации уровня планирования его невозможно будет обнаружить.)
5.4. Формальная оценка планов: корректность названий планов и плановых показателей
Оценка корректности используемой для обозначения планов и плановых показателей терминологии, при всем своем внешнем формализме, имеет существенное практическое значение.
Во-первых, некорректные названия планов затрудняют работу с ними их пользователей, подталкивают к неверной интерпретации плановой информации. (В первую очередь — руководителей организации.)
Во-вторых, «провоцируют» самих составителей планов на различные методологические ошибки. (Например, самой распространенной ошибкой является отсутствие у специалистов точного понимания соответствия между понятиями «выплаты», «затраты», «расходы». В результате, в большей или меньшей степени, это приводит к некорректному формированию «Бюджета производственной себестоимости», «Бюджета доходов и расходов», «Бюджета движения денежных средств».)
5.5. Качество информации для планирования
Оценка качества информации производится в следующей последовательности:
1. Для каждой службы и каждого специалиста составляется перечень формируемых ими планов и отдельных плановых показателей;
2. Для каждого вида плана или планового показателя составляется перечень необходимой для их формирования информации;
3. Определяются требования к качеству информации (степень точности и детализации) и срокам ее предоставления;
4. Сформулированные требования сравниваются с фактическим исполнением.
Для проведения данного анализа можно воспользоваться таблицей «Оценка качества информационного обеспечения» (Таблица 5.).
Таблица 5. «Оценка качества информационного обеспечения»
Служба/специалист |
Вид плана |
Перечень необходимой информации |
Требования к качеству информации |
Фактическое соответствие |
Отдел снабжения |
Бюджет закупок материалов |
Потребность в материалах |
Количество по каждой номенклатурной позиции |
|
Складские остатки |
Предварительно — до 25 числа |
|||
Цены на материалы |
По группам материалов в разрезе поставщиков |
5.6. Контроль исполнения планов
Оценка процедур контроля исполнения планов ведется по следующим направлениям:
1. Оценка закрепления ответственности за выполнение планов. рассматривается с двух точек зрения:
- Однозначность закрепления ответственности (все ли планы имеют своих «хозяев» и насколько четко для каждого из них определена степень ответственности);<
- Формализация ответственность (насколько полно ответственность закреплена регламентирующими и организационно-распорядительными документами).
2. Оценка процедур текущего контроля исполнения планов предполагает рассмотрение следующих вопросов:
- Существуют ли вообще данные процедуры;
- В отношении каких планов и плановых показателей эти процедуры реализуются;
- Кто и каким-образом реализует процедуры контроля;
- Какие это имеет последствия (например, производится ли корректировка планов в ходе их реализации или составляются текущие отчеты об исполнении планов).
3. Оценка процедур итогового контроля исполнения планов. Перечень рассматриваемых здесь вопросов, в принципе соответствует вопросам для оценки текущего контроля. Особое внимание необходимо уделить итоговым отчетам:
- Формальной достаточности отчетов — для всех ли планов готовятся соответствующие отчеты. Для ответа на этот вопрос можно использовать таблицу «Соответствие планов и отчетов» (Таблица 6.), в которой всем используемым видам планов ставят в соответствие существующие отчет;
- Качеству отчетов. Во-первых, существует ли «преемственность» между плановыми и отчетными формами по структуре и содержанию. Во-вторых, насколько отчетные формы удобны для пользования и информативны. (В частности, одним из часто встречающихся недостатков является отсутствие в отчетных формах графы «план», что затрудняет чтение отчетов и проведение анализа.) В-третьих, существует ли практика подготовки комментариев, пояснений к отчетам.
Таблица 6. «Соответствие планов и отчетов»
№ |
Название Плана |
Регулярность |
Название Отчета |
Регулярность |
1 |
Бюджет продаж |
Год. / мес. |
В составе «Отчета о прибылях (убытках)» |
Мес. |
2 |
Бюджет производства |
Год. / мес. |
||
3 |
……… |
|||
4 |
……… |
6. Итоговые выводы о соответствии критериям качества
Проведенные в ходе обследования предварительные оценки сопоставляют со сформулированными ранее критериями качества. Делаются итоговые выводы о степени соответствия требованиям, предъявляемым к системе оперативного планирования.
Для формализации итоговых выводов может быть использована уже упоминавшаяся выше таблица «Требования, факты соответствия/несоответствия». (Таблица 7.)
В зависимости от степени соответствия заявленным требованиям делается вывод о том, насколько успешно система оперативного планирования решает необходимый перечень задач.
Таблица 7. «Требования, факты соответствия/несоответствия»
Требования к системе планирования |
Факты соответствия |
Факты несоответствия |
……… |
||
……… |
Источник: www.costkiller.ru
Последние новости
- 30.11.2015
- Холдинг, бухучет и бюджет
- 28.10.2015
- Формирование годового бюджета компании