prestima.ru

Воспитание у обучающихся социальной и гражданской ответственности

Воспитание у обучающихся социальной и гражданской ответственности - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Воспитание у обучающихся социальной и гражданской ответственности". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности у обучающихся.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путем правильного обучения

и воспитания сделались хорошими —

это в нашей власти»

Воспитание — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский).


Воспитание – старейшее из человеческих дел. Оно кажется нам совершенно несложной работой: все справляются, и мы справимся. Но на самом деле это ощущение довольно обманчиво: воспитание обучающихся более чем непростое дело, в этом я убедилась на собственном опыте.

Я работаю в системе среднего профессионального образования сравнительно недавно. Каждый учебный год я начинаю знакомством с новой группой обучающихся в роли классного руководителя, так как на втором курсе обучения по профессиям «Повар, кондитер», «Официант, бармен» группы работают только с мастерами производственного обучения.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем группы первого курса по профессии «Повар, кондитер». Проблем в группе на 2014-2015 учебный год немало: это и неполные семьи (12 чел.), малообеспеченные семьи (17 чел.), дети-сироты (5 чел.), иногородние обучающиеся, проживающие в общежитии нашего лицея(10 чел.). Анкетирование показало низкий культурный уровень подростков, низкий уровень воспитанности. Ребята приходят обучаться, уже имея большой запас негативного жизненного опыта. Зачастую и настроены они агрессивно и пессимистично. Но есть, конечно, очень активные юноши и девушки, которые посещают различные спортивные секции, кружки и готовы активно принимать участие в жизни лицея. Поэтому свою воспитательную позицию я вижу в индивидуализированном и гуманистическом подходе к воспитанию. А именно, стараюсь выстраивать отношения и общение на основе диалога, взаимопонимания, доверия, уважения и открытости.

Для меня очень важным является определение состояния каждого обучающегося в группе, выделение его психологических особенностей и личных качеств, выявление будущих лидеров в зарождающемся коллективе. Для этого использую такие методики, как анкетирование и диагностика.

Уровень тревожности в группе первого курса на начало учебного года оказался выше среднего – 46% (Приложение № 2 «Шкала самооценки уровня тревожности Опросник Спилберга (тест на уровень тревожности).»). Кроме того, провожу диагностику уровня воспитанности обучающихся (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности). Педагог должен уметь видеть хорошее даже там, где другие замечают только плохое, работать с опорой на положительные эмоции, он должен учить ребят радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждать у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дать им стимул для саморазвития.

Свой план классного руководства я составляю с учетом выявленных проблем, результатов анкетирования и диагностики, опираясь на программу воспитательной работы образовательного учреждения. Но, учитывая особенности контингента, уровень воспитанности обучающихся, считаю, что следует уделять больше внимания такому направлению в воспитательной работе, как патриотическое воспитание. Можно сказать с уверенностью, что сложности с призывом молодых людей на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского воспитания, так как гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнить гражданские обязанности.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» дает определение понятия «патриотизм» как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, 2001г.] (Приложение №4 схема «Понятие патриотизма на личностном и общественном уровнях»).

Соответственно мероприятия в области патриотического воспитания должны быть направлены на формирование мировоззренческих, нравственных и поведенческих норм каждого обучающегося, с одной стороны, и формирование коллективного отношения к своему народу, культуре, истории, государству, системе основополагающих ценностей, с другой стороны.

Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна на сегодняшний день и проявляется в том, что условия, в которых сегодня находятся и молодежь, и российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Цель моей работы: создание системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающим чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.

Задачи для достижения цели в моей работе:

— освоение традиционной культуры своего народа, привитие литературно-художественного вкуса, потребности в общении с искусством через изучение высокохудожественных образцов современной российской культуры;

— формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, воспитание гражданина и патриота России через изучение жизни и деятельности выдающихся людей, истории родной земли Отечества;

— физической готовности обучающегося к действиям, воспитание любви к природе, привитие трудовых навыков и норм;

— развитие способностей взаимопонимания и сотрудничества с различными религиозными и социальными группами.

Героические события истории России, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Поэтому в своей воспитательной работе по проблеме гражданского — патриотического воспитания выделяю следующие направления патриотического воспитания:

— личность в истории и история в личности;

— культура, быт, традиции малой Родины;

— моя страна — моя Россия;

Используя системно-структурный подход, выстраиваю свою работу как во время учебных занятий, так и на внеклассных мероприятиях.

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Формирование активной гражданской позиции девушек и юношей происходит через привлечение их к участию в жизни группы и коллектива, в жизни учебного заведения, района, города и страны.

Провожу тематические классные часы: «День знаний», «День пожилого человека», день матери «Славим матерей своих», «Героические подвиги наших земляков», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Звезды над Енисеем», классный час, посвященный 90-летию В. П. Астафьева. Моя группа активно принимала участие в организации и подготовке краевого открытого мероприятия «Белеет парус одинокий…» — классного часа, посвященного празднованию 200-летия со дня рождения поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. Такие классные часы расширяют кругозор, помогают оценивать окружающий мир, способствуют развитию литературно- художественного вкуса, а также формируют нравственные идеалы через ознакомление с жизнью и деятельностью выдающихся людей.

Воспитание – это непрерывный процесс, независимо от того идет ли урок, началась перемена или внеурочное мероприятие. Поэтому на уроках литературы, преследуя цель формирования любви к Отечеству и своему народу, я предоставляю обучающимся возможность свободного выражения своего мнения через понимание и осмысление таких понятий, как гражданин, Отечество, Родина, малая Родина, история родной земли, любовь к Родине, к Отечеству, народу, краю.

Расширяя социальные связи, сотрудничаю с музеем «Мемориал Победы» — это и экскурсии, и приглашение специалистов в лицей с лекциями: «Эвакогоспитали Красноярска в годы ВОВ», «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны», посвященные 80-летию Красноярского края, 70-летию Великой Победы. Беседуя с ребятами, вижу их неравнодушие к истории Отечества, наблюдаю, как крепнут их патриотические чувства. В результате такой системы работы обучающиеся моей группы достигли высоких результатов: 2-е место во внутрилицейском конкурсе сочинений «Моя малая Родина – Сибирь»; 2-е место во внутрилицеском конкурсе сочинений и стенгазет, посвященного празднованию Дня Памяти могилы Неизвестного солдата (3 декабря 2014г.). Почти все парни группы задействованы в традиционных общелицейских конкурсах «А, ну-ка, парни!» (ко Дню защитника Отечества), «Поклонимся великим тем годам» (ко Дню Победы в Великой Отечественной войне). Большой интерес вызывают у ребят встречи с ветеранами и тружениками тыла.

Интернациональные чувства развиваю через такие мероприятия:

встреча с участником Афганской войны (1979-1980г.), воином-интернационалистом, награжденного медалью «За Отвагу», Кравцовым А.Е.(встреча приурочена ко дню вывода Российских войск из Афганистана),

участие в общелицейской научно-практической конференции с докладом «Аляска-Сибирь. Трасса мужества» (3 место, Шаварин Денис).

Кроме того, укрепляется и жизненная позиция. Это проявляется в спортивных достижениях: 3- е место в краевом соревновании среди учреждений СПО по армспорту, 1-е место в городском легкоатлетическом забеге, 2-е место в общелицейском теннисном турнире, 1-е место в городском квесте «Георгиевская лента». Принимая участие в общественной жизни, обучающиеся становятся уверенными в себе, успешнее на уроках учатся работать в команде, раскрывая свои таланты и приобретая жизненный опыт.

Подобные встречи и рассказы гостей о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у ребят. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений подростков, формированию у них гражданской ответственности, стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

Коллективная самоорганизация — один из лучших образов развития социальной личности обучающегося. Ребята из моей группы входят в состав движения по самоуправлению «Школа лидерства». Накоплен опыт волонтерского движения, участия в социальных проектах: 2012г. – проект «Здорово быть здоровым» (совместно с ПЛ №9, ПУ №20); 2013г.- акция «Рисунки на снегу», (совместно с ПУ№20); 2014г. – акция по уборке могил ветеранов Великой Отечественной войны на кладбище Бадалык.

Я считаю, что одним из важных средств патриотического воспитания является пример родителей. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс — немаловажный фактор. В отличие от родителей, педагог более информирован о существующих методах воспитания, у него есть определённый опыт работы. Такое сотрудничество приносит заметные результаты. Я регулярно провожу классные часы и беседы с участием родителей: «Как создать гармонию отношений в семье», «Воспитание нравственности», тренинги: «Учимся понимать друг друга», «Подводные камни в отношениях родителей и детей». Для успешной воспитательной работы следует поднимать авторитет родителей в глазах детей, передавать родителям научные, педагогические, психологические знания. С этой целью провожу тематические родительские собрания «Особенности обучения и воспитания в профессиональном заведении», «Мой повзрослевший ребенок».

Не смотря на то, что до конца учебного года еще несколько месяцев интенсивной работы, но уже сегодня я бы хотела отметить положительные результаты своей воспитательной работы:

1. в коллективе группы преобладает благоприятный климат;

2. самооценка обучающихся улучшилась, они стали чувствовать свои силы и возможности, активнее принимают участие в конкурсах и общественных мероприятиях,

3. повысился уровень воспитанности обучающихся: 1 курс (1 полугодие) – 0,62 (уровень воспитанности ниже среднего), 1 курс (2 полугоде) -0,78 (средний уровень воспитанности) (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности»).

Таким образом, главным условием эффективности формирования патриотизма личности обучающихся является приоритет форм внеклассной работы, оказывающих комплексное педагогическое воздействие на личность.

Педагогический совет

Педагогический совет / 04.01.2019 в 10.00

Тема: «Методы, приёмы, средства формирования у учащихся социальной и гражданской ответственности, активной жизненной позиции».

Цель: совершенствование методов, приёмов и способов формирования у учащихся социальной и гражданской ответственности, активной жизненной позиции гражданского самосознания.

Задачи: привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию гражданственности и патриотизма в современной школе.

Участники: педагогический коллектив учреждения образования.

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА по подготовке к педагогическому совету:

  1. Дубаневич И.Н., заместитель директора по ОД
  2. Енгибарян С.С., педагог-организатор
  3. Дащинская И.С., педагог-психолог.
  4. Козловская Н.В., социальный педагог

План подготовки к педсовету:

  1. Создание инициативной группы для разработки замысла педагогического совета и координации деятельности по его подготовке. 05.12.18 И.Н. Дубаневич
  2. Изучение научно-методической литературы и нормативных документов. С 05.12.18 по 08.12.18 Инициативная группа
  3. Посещение администрацией и членами инициативной группы классных часов, информационных часов, объединений по интересам с целью определения уровня организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию с 10.12.18 по 21.12.18
  4. Заседание методического объединения классных руководителей
  5. Круглый стол «Продолжение формирования активной гражданской позиции патриотического воспитания обучающихся через реализацию современных подходов к организации развивающего досуга» 10.12.18
  6. Анкетирование, мониторинг уровня воспитанности обучающихся, учителей и родителей. С 10.12.18 по 17.12.18 И.С. Дащинская
  7. Выработка проекта решения педагогического совета

План проведения педагогического совета:

Мероприятие

Ответственные

Анализ выполнения решений предыдущего педагогического совета

Заместитель директора по основной деятельности
Е.И. Живица

Вступительное слово по теме педсовета «Формирование гражданского самосознания в условиях современной школы»

Заместитель директора по ОД И.Н. Дубаневич

Роль семьи в формировании гражданско-патриотических чувств».

Классный руководитель 3 класса Н.В.Внук

Формирование активной жизненной позиции у учащихся 10 класса

Классный руководитель 10 класса Поборцева И.В.

Воспитание у учащихся социальной и гражданской ответственности, активной жизненной позиции на культурных традициях народа

Классный руководитель 11 класса Лебедева Е.М.

Краеведческая и поисковая деятельность в формировании у учащихся активной жизненной позиции

Руководитель объединения по интересам Гладкий Н.В., учитель истории Прохорчик С.В.

«Формирование правовых знаний учащихся в рамках общественной нравственности, социальной и гражданской ответственности»

Социальный педагог
Козловская Н.В.

Слайд-шоу “Обмен опытом по проведению классных и информационных часов по гражданско-патриотическому воспитанию”

Радивилко Н.О.,
Классные руководители, воспитатели

Результаты анкетирования, мониторинг уровня воспитанности обучающихся, учителей и родителей.

МБОУ «Кейзесская СШ»

  • Главная
  • Новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Планирование
      • Паспорт транспортного средства
      • Паспорт дорожной безопасности
      • Копии документов
        • Устав
        • Лицензия, свидетельство о государственной аккредитации
        • Публичный отчёт
        • План финансово-хозяйственной деятельности или бюджетные сметы
        • Правила внутреннего распорядка обучающихся
        • Правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора
      • Отчёт о результатах самообследования
      • Документ о порядке оказания платных образовательных услуг
      • Предписания и отчёты о их исполнении
      • Приказы, должностные инструкции
      • Локальные акты
      • Программы
      • Работа с родителями
      • Рейтинг
      • Государственные услуги
      • Штатное расписание
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
      • Администрация образовательного учреждения
      • Персональный состав педагогических работников
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Локальные, нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 ФЗ «Об образовании в РФ»
    • Вакантные места для приёма (перевода)
  • Законодательство
    • РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРОКУРАТУРОЙ СЕДЕЛЬНИКОВСКОГО РАЙОНА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ОПЕКУНОВ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
  • Учебная деятельность
    • Итоги учебной деятельности
    • Электронные образовательные ресурсы
    • Расписание уроков
  • Олимпиада
    • Информация о школьном координаторе
    • Порядок проведения ВОШ
    • График проведения ШЭ Олимпиады
    • Требования к организации и проведению ШЭ олимпиады
    • Программы Олимпиады по предметам
    • Итоги школьного этапа ВОШ
      • Работы победителей и призёров
  • Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года
    • Программы, планы
    • Направления
      • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
      • Воспитание социальной ответственности и компетентности
      • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
      • Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
      • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
      • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание
    • Инновационная деятельность
    • Итоги воспитательной работы
    • Отчёты
    • Детская организация «Республика СМиД»
    • Расписание кружков и секций
    • Навигатор дополнительного образования
    • Летний оздоровительный лагерь «Алые паруса»
  • Год памяти и славы
  • Зимняя неделя добра
  • Одарённые дети
  • Десятилетие детства
  • Месячник оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы «Долг»
  • Вахта памяти — 2020
  • РИП-ИнКО-2020
    • Что такое РИП-ИнКО?
    • Что делает наше учреждение в РИП-ИнКО?
    • Кто может стать участником нашей деятельности?
    • Кто координирует эту работу?
    • Как с нами связаться?
    • Мониторинг эффективности 2019 г.
    • Мониторинг эффективности 2018 г.
    • Материалы прошлых лет
  • ФГОС
    • ФГОС начального общего образования
    • ФГОС основного общего образования
  • ГИА — 2020
  • Инновационная деятельность
    • Финансовая грамотность
    • Реализация образовательных технологий с использованием ДОТ и ЭО
    • Школьный краеведческий музей как площадка гражданско-патриотического воспитания обучающихся
    • Обучающий эксперимент как средство развития познавательного интереса школьников
    • Молодой учитель для современной школы
  • Информационно-библиотечный центр
  • Точка роста
    • Программы дополнительного образования
  • Музей школы
  • ВФСК «ГТО»
  • Спортивная деятельность
  • Деятельность социального педагога
  • Консультационный пункт
  • Школьная служба медиации
  • Профориентация
  • Организация питания школьников
  • Работа с родителями
  • Информатизация школы
  • Информационная безопасность
    • Локальные акты
    • Нормативное регулирование
    • Педагогам
    • Ученикам
    • Родителям
    • Детские безопасные сайты
  • Охрана окружающей среды
  • Горячая линия
  • Реализация национальной стратегии действий в интересах детей
  • Проект «Священная земля городов-героев и городов воинской славы»
  • Независимая оценка
  • Оценочные процедуры
  • Дорожная безопасность
  • Дистанционное обучение
  • Карта сайта

Воспитание у обучающихся социальной и гражданской ответственности - картинка 5

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.

· осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Виды и формы организации внеурочной и внешкольной работы

Тематика мероприятий

1. «Режим дня школьника»

2. «Правила дежурства в классе»

1. «Режим дня второклассника»

2. «Необходимость помогать девочкам при выполнении физической работы»

1. «Дружба мальчиков и девочек»

2. «Обязанности ребёнка в семье»

3. «Взаимоотношения в классном коллективе. Как найти правильный выход в спорной ситуации»

1. «Дружба мальчиков и девочек»

2. «Нравственное поведение в игре»

3. «Мы в ответе за наш класс»

1. «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины»

2. «Правила дежурства по школе»

3. «Посвящение в республиканцы»

1. «Настоящий джентльмен, настоящая леди»

1. «Мужественность и женственность»

4. Встреча с представителями правоохранительных органов «Как не стать соучастником преступления»

1. «Школьное самоуправление». Право ребёнка на участие в управлении образовательной организацией. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положение о школьном самоуправлении.

2. «Я помню руки матери моей»

Проектная деятельность

Экскурсии

1. Поход в природу (в рамках Дня Безопасности)

Творческая деятельность: конкурсы, выставки

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

1. Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

2. Викторина «Имею право»

1. Фотовыставка «Наши мамы»

Проблемно-ценностное общение

1 – 4 классы цель: формировать представления о том, что такое добровольчество;

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

1. Неделя «Театр и дети»

2. «Подарок ветерану» – проведение творческих мастерских по изготовлению открыток и вручение их на дому пожилым людям.

3. Участие в поздравительном концерте для пожилых людей.

4. Акция «Делами добрыми едины»

5. «День борьбы со СПИДом» (1 декабря)

6. Школьная газета

Планируемые результаты

  • Воспитание социальной ответственности и компетентности:

Формирование активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках как способ воспитания детей сегодня, чтобы они стали счастливыми завтра

Время, в которое мы живем, необыкновенно интересно. Прежде всего, мы творцы нового типа личности. Эта историческая миссия нелегка, но задача современного общества заключается в формировании Гражданина, а не носителя суммы знаний. При этом, эмоциональная составляющая имеет первостепенное значение — наши дети должны счастливы. Воспитание гражданина требует нового уровня работы всей школы.

Формирование активной гражданской позиции — дело непростое. Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [9].

В своём обращении на Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» Президент России В.В.Путин обозначил вектор дальнейшего усиления поддержки государством социально значимых инициатив. Таким образом, в стране формируется массовый государственный запрос на подготовку качественных, актуальных и эффективных программ и проектов, реализация которых будет способствовать достижению поставленных руководством страны целей.

Молодёжь выступает одной из самых приоритетных целевых групп в вопросе реализации социально значимых проектов, так как является наиболее активной группой населения. Однако зачастую молодым лидерам и авторам интересных инновационных проектов не хватает практического опыта и знаний в области социального проектирования, проектного менеджмента, правовой и финансовой грамотности.

Особую роль в самостоятельности молодежи играют молодежные общественные объединения, так как именно они являются наиболее эффективным инструментом социализации молодого человека, когда он не дожидается предоставления ему со стороны общества и государства комфортных условий, а сам создает их. Благодаря этому формируется жизненная позиция, социальная активность, приобретаются необходимые для «взрослой» жизни навыки и умения и формируется гражданская позиция.

Согласно данным портала Минюста РФ по состоянию на 01 мая 2017 года в стране действует 1595 официально зарегистрированных общественных молодежных объединений. Из них лишь 126 (7,8%) – в муниципальных районах и городских поселениях. Все это говорит о концентрации социальной активности молодежи только в столицах субъектов Российской Федерации и крупных городах, при этом муниципальные районы, городские и сельские поселения, малые города фрагментарно включаются в реализуемую общественную деятельность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» в Кемеровской области разработан и утвержден региональный проект «Социальная активность» (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12. 2018 №613-р) с целью развития добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20% граждан, вовлечения 45% молодежи в творческую деятельность и 70% студентов в клубное студенческое движение [2,3,4,5,6].

Достижение данной цели возможно через системную работу школы с социальными партнерами для трансформации имеющихся идей в полноценные проекты, реализуемые на основе передовых технологий.

Уже несколько лет МБОУ СОШ №11 функционирует в неблагоприятных социальных условиях. В рамках деятельности школы не представляется возможным изменить социальную ситуацию по объективным причинам, но педагогический коллектив может изменить гражданскую позицию подрастающего поколения школьников путем развития добровольчества в школе, повышения уровня мотивации школьников и педагогов к участию в волонтерской деятельности.

Таким образом, МБОУ СОШ №11 разработала инновационный проект позволяющий решить проблему формирования активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках.

Основная идея инновационного проекта состоит в социальной значимости, в реальной возможности использования содержащейся в работе практики школы, в использовании как отдельных форм, методов и диагностических методик, так и разработанной системы в целом для формирования активной гражданской позиции школьников через социальное проектирование. В проекте выстроена логика инновационных преобразований.

Новизна проекта заключается:

  • в разработке социально значимых проектов по формированию активной гражданской позиции школьников;
  • в разработке и апробации методических рекомендаций по формированию активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках.

Реализация проекта дает возможность:

  • учащимся проявить социальную активность, участвовать в добровольческой деятельности, способствующей формированию активной гражданской позиции;
  • родителям получить помощь в формировании гражданской позиции детей;
  • педагогам повысить уровень профессиональной компетентности, творчески самореализоваться;
  • учреждению снизить факторы социального влияния на учащихся для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;
  • учреждениям Кузбасса и страны использовать продукты инновационной деятельности.

Реализация проекта позволит сформировать активную гражданскую позицию через участие в социальных практиках.

Практическая значимость состоит в возможности использования продуктов, полученных в ходе реализации проекта, другими образовательными учреждениями и методическими службами.

Развитие гражданско-патриотического воспитания в системе общего образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Неоднозначная международная оценка престижа России на мировой арене, не всегда объективная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе, что задает новые требования к институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем [1].

Привнесение в жизнь подрастающего поколения знаний о государственной символике, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к традиционным религиозным ценностям, может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще.

Развитие личности человека не происходит само по себе, оно всегда является результатом тех новых знаний, которые он приобретает, тех событий, которые его окружают. Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе. Становление активной гражданской позиции – это непрерывный процесс, в ходе которого развивается личность, укрепляются ее социально значимые качества: чувство любви к Родине, ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. В формировании и развитии гражданской позиции обучающихся особую роль имеет развитие способности к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социальных явлений, ситуаций, процессов. Проявления активной гражданской позиции есть необходимое условие гражданской зрелости подрастающего поколения, то есть осознанная им готовность взять на себя ответственность за судьбу своей страны, обеспокоенность за её будущее, готовность подчинить, если этого требуют обстоятельства, личные интересы каждого — общественным.

Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции будет успешным, если:

  • взаимодействие «учитель – ученик — родитель» будет строиться на субъект-субъектных отношениях и креативности субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • каждый преподаватель будет иметь активную жизненную позицию, стремясь к самосовершенствованию;
  • будут развиваться взаимовыгодные связи с представителями бизнеса, властных структур и общественности через участие в социально-значимых проектах.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [7].

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека и изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Сегодня, практически каждый человек имеет большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в разных областях жизни. Достичь этого можно только через активное сознательное участие в социально значимой деятельности, что является возможным при четко выстроенной деятельности школьного самоуправления. Школьное самоуправление как одно из важных частей воспитательной работы школы подразумевает формирование личности с высокой гражданской позицией, активной, инициативной, обладающей организаторскими способностями, умеющей повести за собой.

Становлению активной гражданской позиции школьников способствует и реализация принципов:

В формировании гражданской позиции обучающихся могут быть представлены следующие компоненты, неразрывно связанные между собой:

  • познавательный – систематизация знаний об истории и культуре Отечества, его духовно-нравственных основах, о российской государственности, государственной символике, общественно-политических событиях и др.;
  • эмоционально-оценочный – готовность и способность обучающихся к оценке собственных знаний и представлений о родной стране, наличие собственного отношения к событиям общественной жизни, умение выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
  • ценностно-ориентировочный – принятие и уважение истории, традиций, культуры народов, входящих в состав Российской Федерации, гордость молодого поколения за Россию, её прошлое и настоящее, принятие общероссийских ценностей; признание собственными ценностями духовность, милосердие, честность, нравственность, совестливость, миролюбие, ответственность;
  • поведенческий – желание и готовность служить Отечеству на разных поприщах; участие в общественной жизни образовательной организации; самостоятельность и ответственность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Формированию гражданской активности способствует вовлечение обучающихся в разнообразные виды и формы деятельности: классные часы, конкурсы, викторины, смотры, спортивные соревнования; участие в работе школьного историко-краеведческого музея, социально значимых акциях и проектах через волонтерское движение и работу детской школьной организации ТЕМП.

В процессе организованных мероприятий обучающиеся овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. Эта деятельность способствует формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает, помогает осуществлению личных планов. В результате этого изменяются их взгляды и суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение.

Важную роль в становлении активной гражданской позиции играет коллективная деятельность. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована воспитательная деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Ожидаемые эффекты при реализации проекта:

Социальные:

  • постоянная включённость подростков в реальную позитивную социально-гражданскую и культурно-воспитательную практику, их высокая гражданская и трудовая активность и социально-значимая мотивация творческой деятельности;
  • раскрытие способностей и развитие талантов детей, их успешная социализация и самореализация;
  • повышение уровня социальной адаптации;
  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
  • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
  • эффективное использование имеющегося кадрового потенциала и имеющихся ресурсов для организации социального пространства дополнительного образования и внеурочной деятельности;
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по проблемам социализации и формирования гражданской идентичности обучающихся;

Инновационные:

  • создание системы патриотического воспитания в школе, внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
  • создание комплекса эффективных моделей гражданской социализации обучающихся, обеспечивающей системную поддержку и развитие детей всех возрастов и категорий;
  • комплексный мониторинг уровня воспитанности и гражданской зрелости, в том числе на основе изучения общественного мнения (родители, дети, представители общественных организаций, социальные партнёры и др.)

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях