prestima.ru

Специальная дисциплинарная ответственность сотрудников уис

Специальная дисциплинарная ответственность сотрудников уис - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Специальная дисциплинарная ответственность сотрудников уис". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19.07.2018 N 197-ФЗ ст 52 (ред. от 31.07.2020)

Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

1. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 10 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. К сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, меры поощрения, предусмотренные пунктами 1 — 7 и 10 части 1 и частью 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, могут применяться руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем.

3. Дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

4. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).

5. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.

6. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу.


8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

9. О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

10. В приказе о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.

11. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.

12. Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

13. Применяемые к сотруднику меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.

14. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.

15. Исполнение наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона.

Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: особенности привлечения и правового регулирования

Специальная дисциплинарная ответственность сотрудников уис - картинка 5

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 24.11.2019 2019-11-24

Статья просмотрена: 1509 раз

Библиографическое описание:

Дятлова, Д. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: особенности привлечения и правового регулирования / Д. В. Дятлова, А. В. Каляшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64343/ (дата обращения: 20.08.2020).

Рассмотрены особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и его нормативное правовое регулирование. Выявлены некоторые противоречия между федеральным законом о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и инструкцией, регламентирующей организацию и проведении служебных проверок в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, служебная проверка, права сотрудников, уголовно-исполнительная система.

Дисциплинарная ответственность выступает в качестве разновидности юридической ответственности. Характеризуя ее, отметим, что дисциплинарную ответственность можно представить, как возникающее из правонарушения правовое отношение между государством (в лице уполномоченных органов и должностных лиц) и субъектом, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия назначенного наказания [5; С. 222].

Применительно к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее: УИС), привлечения к дисциплинарной ответственности является одним из наиболее значимых институтов в вопросах прохождения службы и соблюдения дисциплины. В качестве основания для привлечения сотрудника УИС к дисциплинарной ответственности выступает всегда неправомерное поведение, а именно дисциплинарный проступок. Его, в свою очередь, составляет неисполнение либо ненадлежащее исполнение сотрудником по его вине возложенных на него обязанностей.

Особенность привлечения к дисциплинарной ответственности состоит в воспитательном характере дисциплинарных взысканий, которые применяются в целях дисциплинирования сотрудника, воспитания в нем добросовестного отношения к порядку несения службы, и исполнению своих служебных обязанностей [3; С. 49].

Часто налагаемым взысканием, по мнению большого авторов, выступает замечание, которое не несет в себе ограничения прав сотрудников УИС, однако порицает их противоправное поведение [6; С. 270]. Замечание может объявляться только в случае, если было совершено незначительное нарушение, которое не имело практических последствий. Более строгими являются такие дисциплинарные взыскания, как: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и перевод на нижестоящую должность (например, за утрату служебного удостоверения, имущества, табельного оружия).

Наиболее строгим дисциплинарным взысканием является увольнение со службы в УИС. Оно применяется в исключительных случаях, которые предусмотрены законодательством: систематическое неисполнение сотрудником без уважительных причин обязанностей, которые возложены на него контрактом или правилами внутреннего распорядка, прогул без уважительных причин и др. [6; С. 272].

Порядок привлечения сотрудников УИС к дисциплинарной ответственности регламентируется Федеральным закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 30, ст. 4532) — далее: Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ [1]. Служебные проверки в отношении сотрудников УИС проводятся на основании Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 12.04.2012 № 198 — далее: Инструкция (Рос. газ. 2012. 07 сентяб.) [2].

Важно отметить, что указанная выше Инструкция принята до принятия Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, противоречит ему, в связи, с чем ставится вопрос разработки нового ведомственного нормативного документа.

На наш взгляд, важно отметить некоторые из этих противоречий, касающихся правового регулирования процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и проведения служебных проверок в отношении сотрудников УИС.

Так, имеют место разногласия в положениях, устанавливающих сроки наложения дисциплинарного взыскания без проведения служебных проверок. В Федеральном законе от 19.07.2018 № 197-ФЗ указанный срок с 10 суток (с момента, когда стало известно о совершенном сотрудником дисциплинарном проступке), был увеличен до двух недель.

Общий срок проведения проверки не изменен, и составляет 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Однако, указанный федеральный закон предусматривает дополнительный срок (3 рабочих дня) для передачи заключения на утверждение руководителю, и срок (5 рабочих дней) для проведения процедуры утверждения. То есть, общий срок по итогу может составить до 30 дней (и это без учета выходных и праздничных дней), хотя до принятия Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ эти действия должны были быть произведены в рамках 30-дневного срока.

Кроме того, противоречия касаются закрепленных в указанных актах прав сотрудников УИС, в отношении которых проводится служебная проверка. Согласно отмеченному федеральному закону, право сотрудника на дачу объяснения теперь зафиксировано как его обязанность (за исключением тех случаев, когда сотрудник отказывается свидетельствовать против самого себя). Кроме того, право сотрудника на ознакомление с заключением о результатах служебной проверки и материалами, которые его касаются, теперь ограничено лишь заключением, то есть данное право сотрудника было частично ограничено, что вызывает определенные сомнения.

Разногласия касаются и перечня тех обстоятельств, которые подлежат доказыванию. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ указывает на необходимость установления наличия либо отсутствия обстоятельств, которые препятствуют прохождению сотрудников УИС службы. То есть, руководители теперь должны более принципиально оценивать нарушения сотрудником служебной дисциплины при наложении дисциплинарных взысканий (вплоть до увольнения) [4; С. 386].

Таким образом, институт привлечения к дисциплинарной ответственности является одним из наиболее значимых институтов в вопросах прохождения службы и соблюдения дисциплины сотрудниками УИС. При этом, порядок привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности строго регламентирован законодательством о службе в УИС.

Отмеченные нами в рамках настоящего исследования и иные противоречия между Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, должны быть устранены более детальной регламентацией процедуры проведения служебных проверок в соответствующем новом ведомственном нормативном правовом акте.

Наряду с Положением о службе в ОВД правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников ФСИН осуществляет Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная Минюстом РФ от 06 июня 2005 г. №76 (в ред. приказа Минюста РФ от 29.07.2008 №156).

Все поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету.
Учет поощрений, дисциплинарных взысканий, решений судов чести ведется сотрудниками кадровых подразделений в служебных карточках.

Поощрения и дисциплинарные взыскания, объявленные приказом, решения судов чести, кроме того, заносятся в послужные списки личных дел сотрудников.

— обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
Предложения Министру юстиции Российской Федерации о применении мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам уголовно-исполнительной системы могут вноситься руководителями структурных подразделений Минюста России.
— уважать честь и достоинство подчиненных.

Дисциплинарная ответственность УИС.doc

Служба в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, имеет некоторые особенности. Многие сотрудники УИС вынуждены постоянно работать с лицами, совершившими преступление. В последнее время характеристика этого контингента меняется в худшую сторону. В частности, в местах лишения свободы возрастает удельный вес лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В то же время проводимая сегодня реформа УИС направлена на гуманизацию исполнения уголовных наказаний, повышение законности в деятельности учреждений и органов УИС. Это, безусловно, приводит к ужесточению требований к дисциплине среди ее сотрудников. 9 Довольно сложно не заметить повышенное внимание к деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, как со стороны контрольно-надзирающих органов (прокуратуры и др.), так и со стороны общественности.

Необходимо также отметить, что до сих пор основным документом, регулирующим вопросы прохождения службы в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, остается Положение о службе в органах внутренних дел. Указом Президента Российской Федерации уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюста России десять лет назад, однако нормативный документ, регламентирующий порядок деятельности рассматриваемой системы в настоящее время не принят.

2. Правовое регулирование привлечения сотрудников ФСИН России к дисциплинарной ответственности и ее виды.

Ответственность сотрудников, исполняющих уголовные наказания в настоящее время представляется одним из наименее исследованных вопросов в деятельности уголовно-исполнительной системы, хотя и является важным и поэтому неотъемлемым элементом их правового положения. С рассматриваемой стороны, ответственность определяет границы правомерного и неправомерного в уголовно-исполнительной деятельности, с другой же стороны – служит надежным средством обеспечения надлежащего несения службы, соблюдения служебной дисциплины и законности, что является одним из основополагающих принципов исполнения наказаний, вытекающим как из российского, так и международного законодательства, соответствующего отечественным нормам.

Социальная природа правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы заключается в следующем 10 :

1) совершаются членами общества, имеющими определенный социальный статус, объем полномочий;

2) посягают на функционирование такой социальной системы, как правосудие, посредством различных форм противоправного поведения, выражающихся в активном либо пассивном наблюдении требований к процессу исполнения наказаний и осуществления обеспечивающих его конкретных видов служебной деятельности. Безусловно, такие социальные отклонения создают необходимость в надлежащем правовом регулировании. Однако его характер, виды применяемых мер воздействия должны зависеть от того, какова общественная опасность проступка, в чем выражена, в какой мере препятствует осуществлению правосудия, кем и при каких условиях совершается, каковы их мотивы. Исходя из этого, следует выбирать те средства, применение которых было бы наиболее адекватно в борьбе с этими деяниями.

Объектом посягательства при совершении дисциплинарного проступка сотрудниками УИС является служебная дисциплина. Согласно ст. 34 Положения о службе в ОВД служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников ФСИН могут налагаться следующие виды взысканий:

  • Замечание
  • Выговор
  • Строгий выговор
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии
  • Понижение в должности
  • Снижение в специальном звании на одну ступень
  • Лишение нагрудного знака
  • Увольнение из органов уголовно-исполнительной системы

Увольнение из уголовно-исполнительной системы является крайней мерой дисциплинарного взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

В военизированных учебных заведениях кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения. 11

— создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;
Краткое описание

Цель данной курсовой работы — изучение особенностей правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Для достижения указанной цели предполагается постановка и разрешение следующих задач:
1) сформулировать понятие «дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы»;
2) установить круг особенностей дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы;
3) определить основные дисциплинарные взыскания
4) исследовать специфику стадий дисциплинарного производства.

Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:54, курсовая работа

Вложенные файлы: 1 файл
Предложения Министру юстиции Российской Федерации о применении мер поощрения и дисциплинарного взыскания к сотрудникам уголовно- исполнительной системы могут вноситься руководителями структурных подразделений Минюста России
Дисциплинарные взыскания применяются начальниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в пределах предоставленных им прав в соответствии с перечнем. Дисциплинарные права других начальников, не включенных в данный Перечень, устанавливаются Министром юстиции Российской Федерации. Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.
Начальник при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами повременно исполняемой должности.
Вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.
Немаловажными являются нормы Трудового кодекса Российской Федерации, так как сотрудники УИС подпадают под действие трудового законодательства, в котором регулируются общие положения порядка наложения и снятия взысканий, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и виды дисциплинарных взысканий.
Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.
— не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел;

Специфика ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и ее видов

Ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в настоящее время один из наименее исследованных вопросов в теории уголовно-исполнительного права. С одной стороны, она определяет границы правомерного и неправомерного поведения, а с другой — служит надежным средством обеспечения надлежащего несения службы, соблюдения служебной дисциплины и законности, что представляет собой часть основополагающих принципов исполнения наказаний, вытекающую из международных стандартов и российского законодательства.

Ответственность при осуществлении пенитенциарной деятельности носит комплексный характер, так как требования к ее проведению обладают различной юридической природой, а их нарушение влечет различные санкции.

Важно отметить, что ответственность сотрудников УИС тесным образом связана с их правовым положением. Во-первых, это выражается в специальной регламентации ответственности указанных сотрудников либо в придании им статуса специальных субъектов (как правило, наравне с другими государственными служащими).

Кроме того, благодаря общегражданскому статусу сотрудники УИС несут ответственность за любые правонарушения и преступления, предусмотренные российским законодательством. Никаких изъятий, льгот и привилегий в вопросе установления ответственности для лиц, исполняющих наказания, и привлечения к ней не установлено.

Следовательно, по сравнению с общегражданским, статус сотрудника УИС обусловливает в ряде случаев более строгую ответственность наделенных им лиц, расширяет круг оснований для привлечения к ответственности. Это объясняется тем, что у сотрудников УИС, ввиду наличия у них особых, в том числе властных, полномочий, появляется возможность злоупотребления или неправильного распоряжения ими, что может повлечь серьезное нарушение прав человека и ущерб интересам государства. Поэтому более строгая ответственность является необходимым условием для обеспечения законности в этой сложной сфере государственной деятельности и предопределяет жесткие требования к отбору кандидатов на службу.

Виды юридической ответственности (дисциплинарная, материальная, административно-правовая, уголовная) определяются правонарушениями, а иногда и степенью их общественной опасности.

Характер правонарушения обусловлен объектом посягательства, его ценностью и правовым режимом охраны. С учетом этого выделяются:

  • а) дисциплинарные проступки;
  • б) гражданско-правовые и трудовые деликты;
  • в) административные правонарушения;
  • г) уголовные преступления.

Рассмотрим перечисленные виды ответственности применительно к сотрудникам УИС.

Наиболее распространенной является дисциплинарная ответственность. Она наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков, а осуществляется через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

В праве различаются три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.

В уставах и положениях наряду с общими мерами содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.

Объектом посягательства при совершении дисциплинарного проступка является служебная дисциплина. За нарушения служебной дисциплины предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на сотрудников УИС:

  • — замечание;
  • — выговор;
  • — строгий выговор;
  • — предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • — понижение в должности;
  • — снижение в специальном звании на одну ступень;
  • — лишение нагрудного знака;
  • — увольнение из органов уголовно-исполнительной системы.


Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

О дисциплинарных взысканиях сотруднику объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Таким образом, дисциплинарное взыскание налагается в соответствии с основными принципами юридической ответственности, его применение требует наличия всех элементов состава дисциплинарного проступка и тщательного изучения всех обстоятельств дела, имеющих значение для вынесения решения по нему, а также подчинения обязательной нормативно закрепленной процедуре. Все это — гарантии не только объективного установления обстоятельств дела и справедливого решения о применении взыскания, но и обеспечения прав сотрудников УИС. Нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания само по себе является основанием для ответственности лица, наделенного дисциплинарными полномочиями.

Применение материальной ответственности также довольно распространено в уголовно-исполнительной системе и связано с хозяйственной деятельностью, материально-техническим снабжением и финансовым обслуживанием учреждений. Материальная ответственность возникает в рамках трудовых отношений и наступает за ущерб, причиненный учреждению его работниками при исполнении ими своих служебных обязанностей. Материальная ответственность (в отличие от имущественной по гражданскому законодательству) означает удержание из заработной платы. Поэтому гарантией, способствующей устранению ошибок при применении норм материальной ответственности, является установление общих правил, в соответствии с которыми сотрудники привлекаются к ответственности.

Правила, включая условия материальной ответственности, распространяющиеся на сотрудников уголовно-исполнительной системы, содержатся в Трудовом Кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах и нормативных правовых актах. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, регулируется ст. ст. 238-250 ТК РФ.

Одна из обязанностей работника, указанная в ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации, — обеспечивать сохранность имущества работодателя. Выполнение этой обязанности предполагает и сохранность имущества других работников. Статья 238 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работника за ущерб, как причиненный непосредственно работодателю, так и возникший у него в результате возмещения ущерба иным лицам.

Основанием для возникновения материальной ответственности может быть только противоправное поведение (действие или бездействие) материально ответственного работника, которое находится в причинной связи с возникшим материальным ущербом. Ответственность возникает в результате нарушения служебных обязанностей, которое повлекло вредные последствия.

Материальная ответственность заключается в возмещении того имущественного ущерба, который причинил сотрудник учреждению или органу УИС, в котором он работает.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для него произвести затраты на приобретение (восстановление) имущества либо излишние выплаты. К прямому действительному ущербу относятся, например, недостача и порча материалов и ценностей, расходы на ремонт испорченного имущества, штрафные санкции, суммы оплаты за вынужденный прогул. В отличие от прямого действительного ущерба недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Работник обязан возместить также расходы, возникшие у работодателя в результате возмещения им ущерба, который этот работник причинил третьим лицам.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом РФ или иными федеральными законами.

Российским законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает в случае совершения административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

В ст. 2.5 КоАП РФ сказано, что сотрудники органов уголовно-исполнительной системы несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Административная ответственность, являясь одним из средств правовой защиты установленного нашим государством правопорядка, выражается в применении к правонарушителям административно-правовых наказаний.

КоАП РФ особо говорит об ответственности должностных лиц, которая наступает за совершение ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Тем самым, вышеназванный нормативный правовой акт раскрывает основные признаки объективной стороны правонарушений лиц, облеченных административными полномочиями, к которым, как нами было установлено ранее, в полной мере относятся сотрудники УИС в целом и лица, исполняющие наказания в виде лишения свободы, в частности.

Нередко административные правонарушения и дисциплинарные проступки граничат с преступлениями, поэтому важно знать критерии, отличающие преступление от проступка. Таковыми являются: общественная опасность, размер ущерба, причиненного деянием, наличие или отсутствие тяжких последствий.

Как и административные правонарушения, преступления, совершаемые сотрудниками УИС, по критерию правового положения можно подразделить на две большие группы:

  • а) должностные — например, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
  • б) общеуголовные — например, убийство (ст. 105 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), преступления, связанные с наркотическими веществами (ст. ст. 228-230 УК РФ).

Все общеуголовные преступления, совершенные сотрудниками УИС, можно, в свою очередь, разделить на:

  • — связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные на службе; в отношении осужденных, сотрудников УИС; с использованием формы);
  • — не связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные вне службы, без использования полномочий сотрудника, формы, удостоверения).

Преступления сотрудников УИС, в том числе общеуголовные, представляют собой особую опасность, так как совершаются лицами, занимающими государственные должности, с использованием служебных полномочий либо правового положения, и поэтому их преступная деятельность не только причиняет ущерб охраняемым отношениям, обществу или государству, но и подрывает авторитет, порождает недоверие к органам власти в глазах населения и тем самым влияет на снижение эффективности аппарата государственной власти. Особенность рассматриваемых преступлений заключается также в их исключительно высокой латентности.

Исходя из того, что исполнение наказаний является заключительным этапом осуществления правосудия, преступления, препятствующие надлежащему течению этого процесса, в качестве видового объекта посягают на общественные отношения по осуществлению судебной власти.

С учетом изложенного, а также на основании обобщения различных точек зрения можно прийти к выводам о том, что сотрудники УИС подлежат всем видам ответственности, регламентированным в российском законодательстве. Вместе с тем, их правовой статус определяет для них дополнительные требования. Подобно тому, как специальный статус накладывается на общегражданский, устанавливая для него дополнительные обязанности и полномочия, так и ответственность указанных сотрудников подразделяется на общегражданскую и специальную. Следовательно, сотрудник УИС может подлежать ответственности и как гражданин, и дополнительно как специальное должностное лицо.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях