prestima.ru

Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих

Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
  • Основания для привлечения к ответственности
  • Порядок наложения
  • Сроки привлечения к ответственности
  • Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 2

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 3Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 4

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 5

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 7Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 8государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих - картинка 9

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации.

Автор: М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов

Пресняков М.В., кандидат философских наук, доцент кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов)

Чаннов С.Е., кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы (г. Саратов)

Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации

Сущность и особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения (хотя здесь есть и исключения из общего правила). Тем не менее, обычно меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями и т. д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее – Закон о государственной гражданской службе) предусматривает специальную дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих. В юридической литературе отмечается, что специальная дисциплинарная ответственность, как известно, отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий . Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

Вместе с тем нам представляется не совсем верным сводить всю специфику специальной дисциплинарной ответственности только к расширенному перечню дисциплинарных взысканий, как это иногда делается в специальной литературе. В особенности это касается дисциплинарной ответственности государственных служащих, которая, на наш взгляд, должна обладать сущностными отличиями от аналогичного института трудового законодательства.

В связи с обсуждаемой проблемой интересен анализ видов юридической ответственности, проведенный известным конституционалистом В.И. Круссом . В частности, этот ученый предлагает разделять юридическую ответственность на частную и публичную. Разумеется, юридическая ответственность всегда публична, но лишь в том смысле, что она всегда правовая, то есть предопределена нормами права, установленными или санкционированными государством (публичной властью). Указанные же типы юридической ответственности выделяются В.И. Круссом по критерию защищаемых интересов, «ведь традиционно считается, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное – общегосударственные (публичные) интересы» .

Крусс В.И. Конституционные критерии юридической ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4; Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М.: Норма. 2007. С. 501–563.

Пути решения проблем привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности

Меры по совершенствованию нормативно-правовой базы привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности

На основе выявленных в процессе проведенного исследования проблем правового регулирования привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности необходимо предложить ряд рекомендаций по совершенствованию нормативно — правовой базы.

1. Как было нами установлено — дисциплинарными взысканиями, носящими моральный характер, не всегда можно решить проблему некачественного исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей. Поэтому при применении мер дисциплинарного воздействия к гражданским служащим необходимо применять меры, которые могут быть связаны либо с временным ограничением, либо с пожизненным лишением преимуществ, которые предоставлены служащему в процессе его пребывания на гражданской службе.

Меры расширенного дисциплинарного воздействия на гражданских служащих могут включать в себя:

  • -снижение должностного оклада;
  • -сокращение на определенную величину размера или полное лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы.

Так, нами предлагается рассмотреть возможность введения в качестве дисциплинарного взыскания «вычета из времени службы».

Возможны и другие виды дисциплинарного воздействия, но следует указать, что данные взыскания, для того, чтобы они были действенными и позволили реально повысить эффективность государственной гражданской службы, должны носить материальный характер.

По опыту зарубежных государств, значительное большинство из закрепленных в законодательстве взысканий действует не только на сознание виновного, но и в значительной степени затрагивает имущественные интересы государственного служащего.

Рассмотрим ряд примеров из опыта наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих в зарубежных странах.

Приводя пример законодательства Германии, отметим, что законодательством данного государства установлено семь видов наказаний для гражданских служащих:

  • а) выговор;
  • б) денежный штраф;
  • в) уменьшение оклада;
  • г) перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом;
  • д) увольнение со службы;
  • е) сокращение пенсионного обеспечения;
  • ж) отказ в выплате пенсионного обеспечения.

Такие же практические подходы использовались в законодательстве о государственной службе России до революции 1917 года.

В частности, Устав о службе по определению от Правительства, который входил в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., давал возможность использования по отношению к нерадивому чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как

  • -вычет из жалования;
  • -перемещение с высшей должности на низшую;
  • -арест;
  • -вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других.

Необходимо на законодательном уровне зафиксировать подразделение мер дисциплинарного воздействия на государственных служащих на основные и дополнительные меры.

При этом необходимо предусмотреть, что за одно нарушение дисциплинарного характера возможно назначить одно основное взыскание или в другом варианте — основное и дополнительное взыскание.

Перечень мер дисциплинарного характера в соответствии с используемым законодательством, применяемых к государственным служащим, представляет собой исчерпывающий перечень и расширительному толкованию не подлежит. Это значит, что отдельные органы власти не имеют права устанавливать прочие виды взысканий для гражданских служащих.

Но в российской практике известные иные случаи. В частности, Распоряжением Правительства РФ от 19.04.1997 N 537-р за невыполнение поручения отдельным государственным служащим было «поставлено на вид». Данная формулировка взыскания явно содержит негативную оценку результатов работы государственных служащих и оценивает их деятельность с отрицательной стороны. Но в настоящее время подобной формулировки в законодательстве не существует.

Область принятия решения руководителем государственного учреждения слишком широка, поэтому вносим предложения, что необходимо на законодательном уровне, путем внесения изменений в Закон, ограничить право руководителя государственного учреждения решать вопрос о мерах дисциплинарного воздействия лишь по своему усмотрению.

В первую очередь, следует изменить формулировку, применяемую в Законе с «может. » на «влечет», что уже позволит обеспечить неотвратимость дисциплинарного наказания, на законодательном уровне зафиксировав, что руководитель учреждения, не принимающий мер дисциплинарного воздействия, сам понесет дисциплинарную ответственность.

Также необходимо реформировать законодательство о мерах дисциплинарной ответственности для расширения перечня дисциплинарных проступков и вполне определенных санкций за дисциплинарные проступки. Это крайне важно для того, чтобы заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, были известны меры за конкретные проступки.

Отдельные ученые в области трудового права отмечают, что порой представители нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой дисциплинарное взыскание. Принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т. п.).

К сожалению, формулировка ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ позволяет трактовать ее таким образом, что дисциплинарные взыскания могут применяться лишь к отдельным недобросовестным гражданским служащим, а представитель нанимателя вправе вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.

В Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» необходимо внести следующие дополнения и изменения:

  • 1. Дополнить ч. 1 ст. 57, включив в перечень дисциплинарных взысканий следующие меры: «сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы».
  • 2. Дополнить ст. 57 положением, устанавливающим деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что «за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание».
  • 3. Часть 2 ст. 57 изложить в следующей редакции: «Каждый дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя, не возбуждающий дисциплинарное производство, несет за это дисциплинарную ответственность».

Полагаем, что метод убеждения не всегда оказывается действенным, более того, большинство дисциплинарных взысканий носит моральный характер. Поэтому, руководствуясь необходимостью учитывать принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности гражданских служащих, считаем необходимым законодательно закрепить положение о том, что за совершение государственным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя обязан применить в отношении него дисциплинарное взыскание.

По общепринятым нормам при применении дисциплинарного взыскания следует учитывать уровень тяжести дисциплинарного правонарушения, характер его вины, комплекс обстоятельств, при которых было совершено дисциплинарное нарушение, поведение гражданского служащего перед совершением дисциплинарного нарушения (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). по нашему мнению, необходимо на законодательном уровне урегулировать перечень обстоятельств, которые смягчают дисциплинарную ответственность, а также перечень обстоятельств, которые ее отягащают.

Также, в случае если последствием дисциплинарного нарушения является причинение материального ущерба, то кроме наложения дисциплинарного взыскания налагается обязанность компенсировать причиненный вред. Если совершенное дисциплинарное нарушение имеет признаки преступления или нарушения, регулируемого законодательством об административных правонарушениях, то дисциплинарная ответственность должны сочетаться с административной ответственностью, либо с уголовной ответственностью.

Во время действия предупреждения о разрыве служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ) на него может быть наложено административное взыскание.

  • 2. По нашему мнению, невыполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах нельзя рассматривать в качестве дисциплинарного проступка, а увольнение гражданского служащего в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности. Как нам представляется, необходимо внести изменения в Закон о противодействии коррупции и закрепить данную норму в следующей редакции: «Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является основанием освобождения его от замещаемой должности и увольнения с государственной или муниципальной службы в связи с несоблюдением ограничений, связанных с государственной или муниципальной службой».
  • 3. Как было указано выше — в общем, как трудовое законодательство, так и Закон о государственной службе не содержат конкретного перечня дисциплинарных проступков.

По итогам проведенного исследования нами предлагается классификация дисциплинарных проступков по уровню их тяжести совершенного деяния с соответствующим разделением мер дисциплинарного воздействия.

Так как в Законе о государственной службе хоть и представляет термин «тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка» (п. 3 ст. 58), но суть его значения не излагается.

Предлагается в Законе о государственной службе зафиксировать понятие тяжести дисциплинарного проступка, под которой необходимо понимать качественную характеристику дисциплинарного проступка и степень его общественного время.

Так нами предложено внести в Закон о государственной службе следующую классификацию дисциплинарных проступков (нарушений) гражданских служащих:

  • -незначительные дисциплинарные нарушений. Данные нарушения представляют собой проступки, которые были совершены гражданским служащим либо впервые, либо после снятия ранее установленного дисциплинарного взыскания и не влекущие нарушения прав граждан и юридических лиц. При этом также отсутствует материальный ущерб;
  • -значительные дисциплинарные нарушения — нарушения, которые были совершены впервые либо после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания, влекущие нарушения прав граждан и юридических лиц. При этом имеется материальный ущерб;
  • -серьезные дисциплинарные нарушения — нарушения, которые предусмотрены подпунктами, а — г пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Особенности дисциплинарной ответственности муниципальных и государственных служащих

Не только поощрения могут заработать работники, но и за свои проступки могут понести наказание. Муниципальных и государственных служащих относят в отдельную категорию работников. К мерам наказания для них относится привлечение к административной, дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности.

Особенность регулирования труда гражданских и государственных работников заключается в особом порядке. Кроме ТК РФ взыскание для них предусматривают и другие отдельные законы. Особенности наблюдаются и при применении мер дисциплинарного взыскания. Поэтому тема достаточно актуальна и требует рассмотрения порядка и видов мер наказания для этих работников.

  • 1 Дисциплинарная ответственность государственных служащих — понятие и признаки
    • 1.1 Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих
    • 1.2 В чем заключаются проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих?
  • 2 Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным служащим
    • 2.1 Сроки давности привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности
    • 2.2 Похожее

Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным служащим

Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется ст. 58 Закона о госслужбе. Правовая основа этой статьи содержит следующий порядок:

  • Фиксируется факт совершения проступка в виде акта, его должны подписать дополнительно минимум 2 свидетеля;
  • Осуществляется запрос объяснительной записки. Это делается письменно и предоставляется лично или заказным письмом;
  • Происходит получение объяснительного листа, либо оформляется акта об отказе в его предоставлении;
  • Проводится служебной проверки. Она помогает определить причины и обстоятельства дела. После ее проведения выносится заключение;
  • Оценивается тяжесть проступка;
  • Выбирается мера наказания на основании норм закона;
  • Применяется взыскание, в результате чего выносится приказ работодателем;
  • Предоставляется приказ для подписи провинившемуся лицу.

Если же гражданский или государственный служащий не согласен с привлечением к данной ответственности, он вправе обжаловать ее в суде.

Сроки давности привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Применение дисциплинарного взыскания гражданским и государственным служащим имеет определенные сроки давности. Привлечение имеет срок давности в течении месяца. При этом в него не входят периоды больничных и отпусков, поэтому при их наличии срок давности может составлять максимум 6 месяцев. Также бывают случаи, в которых обнаружение проступка вероятно выявить не сразу, например, в ходе аудиторской проверки. Тогда этот период может достигнуть двух лет.

Если брать во внимание срок действия применяемого наказания, то он равняется одному году. Если за это время не было повторного привлечения к ответственности, то снимается наказание автоматически, без дополнительного оформления документов. Однако муниципальные служащие могут сократить этот срок, если обратится с просьбой к работодателю. Также это возможно по инициативе самого руководителя, либо вышестоящего руководства.

Таким образом, понятие и признаки дисциплинарных взысканий гражданских служащих широко применяются в наше время, так как никто не застрахован он проступков. Из-за правового регулирования этих действий особенно важно знать порядок их применения и основания, при которых это можно сделать.

Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих

Поощрение и ответственность государственных служащих регулируются законодательно. Ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет виды ответственности. Они следующие:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Данная очередность указывает на степень тяжести этих видов дисциплинарного взыскания. Первые два указанных вида характеризуются лояльностью, привлечение к такой мере наказания осуществляется за незначительные проступки и в трудовую книжку они не фиксируются. Неполное должностное соответствие выявляется по результатам аттестации.

Применение увольнения является самой строгим видом наказания и осуществляется при грубых правонарушениях, либо тех, которые имеют регулярный характер, например, прогулы. Информация фиксируется в трудовой книжке, что может иметь негативные последствия при поиске новой работы.

В чем заключаются проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих?

Существует ряд проблем и неточностей, связанных с наказанием за проступок. Заключается одна из проблем в том, что происходит двойная ответственность – дисциплинарная и административная. Это может случиться, когда административное правонарушение было совершено на основе несоблюдения правил выполнения служебных обязанностей.

Еще одна проблема заключается в том, что законом не урегулировано четкое определение тяжести наказания. Каждый человек может по-разному относиться к одному и тому же проступку.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — понятие и признаки

Четкое понятие дисциплинарной ответственности закон представляет. Это понятие заключается в применении мер наказания, определенном взыскании, которые имеют место в виду осуществления проступка и правонарушения гражданским служащим. Главная особенность — направленность на соблюдение дисциплины и выполнения возложенных функций.

Наличие проступка и осуществление взыскания за него являются одними из признаков ответственности. Помимо них к признакам можно отнести то, что применение взыскания осуществляется должностными лицами, а пределы их власти определены правом. Определяя меры взыскания здесь важно учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства данного дела, а также былые заслуги государственного или муниципального служащего.

Похожее

Законодательство предусматривает привлечение к материальной ответственности работника в случае причинения им ущерба имуществу предприятия. Это…

Равноправие между полами в работе имеет свои границы. Женский организм не способен подвергаться нагрузкам мужского…

В Российской Федерации законодательством установлена серьезная система требований при назначении судьи, будь то федеральный или…

Муниципальные служащие представляют собой весьма широкую категорию работников в России. Если появляются какие-либо новшества в…

Каждый сотрудник обязан соблюдать трудовую дисциплину, нормы закона и локальные нормативно-правовые акты. Если будет зафиксировано…

Пенсии госслужащим в России устанавливаются и предоставляются опираясь на ФЗ № 173, №79. Основание на…

Меры дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Обязанности лица, замещающего должность государственной гражданской службы, – это те должностные обязанности, которые возложены на служащего для решения задач соответствующего органа публичного управления. Когда лицо, замещающее должность государственной гражданской службы, не реализует предоставленные ему полномочия в строгом соответствии с законом, целями и задачами функционирования органа публичного управления, тогда не только не достигаются полезные для общества в целом и отдельных сфер общественной жизни результаты публичного управления, но и наносится прямой ущерб интересам общества и личности. Указанное актуализирует вопросы ответственности служащих за виновное исполнение ими своих служебных обязанностей в ненадлежащей форме или неисполнение таких обязанностей.

Противоправное поведение служащих может характеризоваться как уголовное или административное правонарушение либо как дисциплинарный проступок.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Дисциплинарный проступок на гражданской службе как основание дисциплинарной ответственности характеризуется следующими признаками:

  • это нарушение служащим должностных обязанностей;
  • это деяние в форме бездействия или действия;
  • это виновное деяние служащего;
  • это деяние, не представляющее общественной опасности.

Положениями специального федерального законодательства предусматриваются следующие виды взыскания как меры дисциплинарной ответственности служащих:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение лица, замещающего должность государственной гражданской службы, о его неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольнение служащего.

Необходимо отметить, что приведенные меры дисциплинарной ответственности в отношении гражданских служащих законом определены исчерпывающе. Однако порядок их расположения в статье не предусматривает необходимости их последовательного применения: применяемое взыскание определяется тяжестью допущенного гражданским служащим проступка и иными обстоятельствами.

За допущение служащим одного проступка в отношении него может применяться только одно взыскание. Здесь важно подчеркнуть, что на тот период, пока в отношении служащего нанимателем проводится проверка по вопросу допущения дисциплинарного проступка, он может быть отстранен от службы. Такое отстранение в качестве дисциплинарного взыскания рассматриваться не может.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих – это специфическая разновидность правовой ответственности, которая опосредует отношения по применению дисциплинарного принуждения уполномоченным субъектом в соответствии с требованиями закона к государственному гражданскому служащему, допустившему дисциплинарный проступок.

Правовое регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Правовое обеспечение деятельности государственных гражданских служащих, в том числе их поступления на службу, привлечения к дисциплинарной ответственности, прекращения служебных отношений и пр. осуществляется нормами специального федерального и регионального законодательства.

Следуя нормам специального федерального закона о государственной гражданской службе, при допущении лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, исполнения своих обязанностей по собственной вине ненадлежащим образом или неисполнения обязанностей (дисциплинарного проступка) влечет наложение мер ответственности дисциплинарного характера, если уголовным или административным законодательством не предусмотрены за такое деяние, соответственно, уголовная или административная ответственность.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих 410 руб.
  • Реферат Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих 240 руб.
  • Контрольная работа Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих 230 руб.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Относительно процедуры применения взыскания к служащему, допустившему дисциплинарный проступок необходимо отметить следующее:

Меры дисциплинарной ответственности применяют исходя из тяжести дисциплинарного проступка, степени вины служащего, обстоятельств совершения деяния, составляющего проступок, итогов реализации служащим своих обязанностей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Дисциплинарная ответственность госслужащих

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также — гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Выявление проблем возникновения дисциплинарной ответственности гражданского служащего Российской Федерации

Как было уже сказано нами выше основным видом юридической ответственности государственных гражданских служащих (далее гражданские служащие) является дисциплинарная ответственность.

Иные виды юридической ответственности (административная, материальная, гражданско-правовая, уголовная) применяются в исключительных случаях.

Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации (далее — Федеральный закон о гражданской службе) достаточно четко определяет такие понятия, как «служебная дисциплина» (ст. 56), «виды дисциплинарных взысканий» (ст. 57), «порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания» (ст. 58), «служебная проверка», а также процедуры её проведения, предшествующие наложению дисциплинарного взыскания (ст. 59) Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 мюля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 2004. — №31. — Ст. 3215..

Дисциплинарная ответственность, как и любой вид юридической ответственности, реализуется в рамках охранительных правоотношений, которые, в отличие от других правоотношений, обладают определенной спецификой. Субъектами этих отношений, с одной стороны, является гражданский служащий, с другой — представитель нанимателя. Публично-правовой характер таких отношений позволяет рассматривать дисциплинарную ответственность гражданских служащих не только как самостоятельный институт служебного права, но и как самостоятельный вид юридической ответственности, особенности которой проявляются в наличии единой нормативной основы (Федерального закона о гражданской службе), собственно основания — дисциплинарного проступка; специального субъекта — гражданского служащего; особых санкций — дисциплинарных взысканий; особенного порядка их реализации руководителем (представителем нанимателя), а также специфических последствий — отрицательной оценке поведения гражданского служащего, сопровождающейся ограничением его прав только в исключительных случаях.

Обычно дисциплинарную ответственность относят к форме государственного принуждения, которая влечет неблагоприятные последствия для гражданского служащего. На наш взгляд, такая обобщающая характеристика обладает неопределенностью и не раскрывает цели дисциплинарного взыскания. Государственное принуждение (точнее принуждение, исходящее от руководителя государственного органа) подразумевает сопротивление субъекта права (в нашем случае — гражданского служащего). Возникает естественный вопрос: каким образом гражданский служащий может оказать сопротивление привлечению к юридической ответственности, когда это от него полностью не зависит? По нашему мнению, принуждение возникает, если правонарушитель избегает применения дисциплинарного взыскания.

Совершение дисциплинарного проступка может повлечь наложение только одного вида дисциплинарного взыскания, право выбора которого принадлежит руководителю государственного органа. При этом он не связан необходимостью применять взыскания в той последовательности, в какой они указаны в Федеральном законе о гражданской службе. Такая свобода выбора дисциплинарного взыскания вызывает обоснованную критику. Ряд авторов считает, что имеет смысл закрепить перечень публично значимых дисциплинарных проступков и предусмотреть особые меры дисциплинарных взысканий, которые должны применяться за совершение отдельных видов проступков (М.В.Пресняков, С.Е.Чаннов) Чаннов, С.Е. (в соавт. Пресняков М. В.) Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. — 2009. — № 8. — С. 19-26. № 9. — С. 103-110. (1,1/0,5 п.л.).

Такая попытка не представляется, на наш взгляд, целесообразной, поскольку потребует типизировать виды дисциплинарных проступков (виды ненадлежащего исполнения служебных обязанностей), что теоретически необоснованно и трудоемко.

Предложение, на первый взгляд, достаточно обосновано, но его проведение в жизнь означает тройное взыскание: объявление неполного служебного соответствия; внеочередная аттестация; решение аттестационной комиссии, результатом которого едва ли будет повышение в должности, оно скорее приведет к обратному. На наш взгляд, применение дисциплинарного взыскания само по себе достаточно серьезная мера воздействия.

Кроме того, нормы служебного законодательства, регулирующие юридическую ответственность, запрещают за одно правонарушение применять несколько видов дисциплинарных мер воздействия.

Гораздо более сложным представляется применение дисциплинарного взыскания в виде освобождения от занимаемой должности гражданской службы (п. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона о гражданской службе). В большинстве случаев этот вид взыскания мало отличается от увольнения с гражданской службы. Различие состоит лишь во включении отстраненного гражданского служащего в кадровый резерв для замещения на конкурсной основе иной должности гражданской службы. Едва ли конкурсная комиссия одобрит восстановление гражданского служащего в должности, да и сам гражданский служащий, думается, не решится участвовать в безнадежном для него конкурсном отборе, поэтому следует согласиться с предложением, «чтобы в законе были четко указаны допустимые случаи применения такого дисциплинарного взыскания, как освобождение от занимаемой должности» Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 мюля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 2004. — №31. — Ст. 3215.

Федеральный закон о гражданской службе не устанавливает минимального срока, по истечении которого возможно снятие дисциплинарного взыскания. Решение принимает представитель нанимателя с учетом конкретных обстоятельств. В случае досрочного снятия дисциплинарного взыскания издается соответствующий акт. С момента погашения или снятия дисциплинарного взыскания гражданский служащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

В целом правовое положение гражданского служащего, подвергнутого дисциплинарному взысканию, существенно не меняется. В частности, за ним сохраняются права, гарантии и льготы, предусмотренные законодательством о гражданской службе. Однако остается нерешенным вопрос о возможности общего и индивидуального премирования в период отбывания дисциплинарного наказания. В соответствии с общими требованиями, предусмотренными трудовым законодательством, правонарушитель при наличии дисциплинарного взыскания на весь период его действия лишается права на поощрение. Это означает, что прежде чем выплатить премию или иным образом поощрить гражданского служащего, руководитель должен снять дисциплинарное взыскание. На практике это процедура выполняется очень редко Граждан, В.Д. «Государственная гражданская служба», — М.: Кнорус, 2007..

В качестве обязательного признака дисциплинарного проступка законодатель выделяет наличие вины гражданского служащего. Вина — это психическое отношение гражданского служащего к совершенному им проступку и его последствиям, в котором проявляется его отношение к выполнению возложенных на него должностных обязанностей. Но, как можно полагать, для установления факта совершения дисциплинарного проступка не требуется установления формы вины — умысла или неосторожности. Вместе с тем установление формы вины гражданского служащего, совершившего проступок, имеет большое значение для принятия представителем нанимателя решения о применении к нему конкретного вида дисциплинарного взыскания. На гражданского служащего с учетом степени его вины может быть наложено различное дисциплинарное взыскание. Так, за нарушение служебного распорядка, совершенное в результате небрежности, гражданскому служащему может быть объявлено замечание, а умышленное совершение такого же деяния требует наложения более строгого взыскания (выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии).

Как уже отмечалось, проблематичным является привлечение гражданского служащего к материальной ответственности. Связано это с тем, что Федеральный закон о гражданской службе не предусматривает такого вида ответственности, как это имеет место в трудовом законодательстве. Регулирование материальной ответственности на гражданской службе является пробелом в служебном законодательстве, поскольку полностью отсутствует ее регламентация. Данный пробел либо может быть восполнен на основе внесения соответствующих изменений в Федеральный закон о гражданской службе, или преодолен на основе субсидиарного применения соответствующих норм трудового права, либо ущерб будет нести государство.

Дисциплинарный проступок нередко связан с причинением ущерба физическим и юридическим лицам, который обязан возмещать представитель нанимателя (точнее — государственный орган). В этих случаях помимо дисциплинарного взыскания гражданский служащий должен быть привлечен к материальной ответственности. При этом служебное законодательство не регулирует этот вид ответственности, вот почему привлечение к ней можно осуществлять только на основе субсидиарного применения норм трудового законодательства.

Сделав выводы можно сказать, что требуется внести ряд изменений в служебное законодательство, чтобы избежать ситуаций указанных выше.

В законе следует более чётко определить, за какие именно проступки можно налагать отдельные виды дисциплинарного взыскания.

Таким образом, правовая характеристика дисциплинарной ответственности гражданских служащих включает в себя совокупность правовых норм, содержащихся в федеральном законе о государственных гражданских служащих, правовых актов органов и должностных лиц государственного управления, устанавливающих и возлагающих на служащих обязанности по соблюдению требований дисциплины, а также предусматривающих меры их дисциплинарной ответственности и процессуальный порядок применения этих мер в случае нарушения указанных предписаний.

Дисциплинарная ответственность гражданских служащих — возложение на них установленной в законодательстве обязанности соблюдать требования дисциплины, общественного порядка, а в случае нарушения этих требований (совершение дисциплинарного проступка) — понести ответственность за неблагоприятные последствия своего противоправного поведения в виде мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарных взысканий), которые имеют право налагать лишь компетентные лица органов государственного управления.

Итак, дисциплинарные взыскания, рассматриваемые в отношении государственных гражданских служащих, несомненно, имеют свою специфику, которая связана с особым родом деятельности данной категории лиц. С помощью различных видов дисциплинарных взысканий государство контролирует деятельность государственных гражданских служащих, а также следит за правомерным исполнением обязанностей, возложенных на них. Предусмотренные законодательством нормы дисциплины регулируют служебную деятельность гражданских служащих, а также затрагивает и отдельные стороны поведения служащих вне службы.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — это вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры, применяемые специально уполномоченными органами должностными лицами от имени государства в связи с совершением дисциплинарного проступка в процессе осуществления служебной деятельности.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях