prestima.ru

Привлечение виновных лиц к административной ответственности

Привлечение виновных лиц к административной ответственности - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Привлечение виновных лиц к административной ответственности". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение виновных лиц к административной ответственности - картинка 3Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

Статья 2.1. КоАП РФ. Административное правонарушение

Ст 2.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Комментарий к статье 2.1. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья дает определение административного правонарушения как основания административной ответственности. Законодатель, раскрывая понятие «административное правонарушение», указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

2. Гражданский кодекс РФ (см. ст. ст. 48 — 50 ГК РФ) подробно определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

3. К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели, собственники (владельцы) транспортных средств). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.

4. Второй признак административного правонарушения — его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части Кодекса предусматривается административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность; за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, за нарушения правил безопасности в различных отраслях экономики, за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, на общественный порядок и общественную безопасность.

5. С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц. С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности (см. комментарий к ст. 2.2).

Гораздо сложнее оказалось сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В ч. 2 комментируемой статьи намечены контуры понятия «вина юридического лица». В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.

6. В комментируемой статье установлено правило, согласно которому разделяется административная ответственность юридического лица и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицам. Равным образом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Речь идет о таких конкретных составах административных правонарушений, как нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил и некоторых других правил, предусматривающих ответственность как юридического лица, так и его должностного лица, на которое специальным распоряжением возложена обязанность обеспечивать соблюдение этих правил.

7. Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и, по сути дела, различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (см. ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ и комментарии к ней). В связи с этим представляется, что сам критерий «общественная опасность» может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия «административное правонарушение» (как и в КоАП РСФСР) не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемого административным правонарушением.

Виновных лиц к административной ответственности

Статья 6.4 КоАП РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

  1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
  2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
  3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
  4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

Меры административного наказания

Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

  • отсутствие состава нарушения;
  • невменяемость физлица;
  • истечение сроков давности;
  • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
  • объявленная амнистия;
  • смерть должностного лица;
  • прочие ситуации.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

  1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
  3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
  5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
  6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
  7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
  8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
  9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
  • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
  • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

  • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
  • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
  • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

Виды административной ответственности

Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

  • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
  • с исполнением правил природопользования по главе 8;
  • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
  • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
  • с информационной сферой по главе 13;
  • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
  • со сферой воинского учета по главе 21;
  • с таможенной сферой по главе 16;
  • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
  • со сферой порядка управления по главе 19.

Особенности привлечения к ответственности

Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

  1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
  2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
  3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
  4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

Вынесение решения о привлечении к административной ответственности

Если материалов дела достаточно и они подтверждают, что человек, должностное лицо или организация нарушили закон, их привлекут к административной ответственности. Для этого оформляют постановление по делу.

Правила составления перечислены в ст. 29.10 КоАП РФ. В документе фиксируют:

  • сведения о лице, уполномоченном принимать решения;
  • информацию о дате и месте рассмотрения дела;
  • данные о гражданине, в отношении которого выносят решение;
  • сведения об установленных обстоятельствах;
  • ссылки на нормы действующего законодательства, подтверждающие правомерность вынесенного решения и итоговый вердикт;
  • срок, предоставляемый на обжалование.

Основания для привлечения к ответственности

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Административная ответственность».

Основание для привлечения к ответственности — наличие в ваших действиях состава административного правонарушения. Это значит, что органы должны доказать, что в определенное время и в определенном месте именно вы совершили нарушение, у вас был определенный умысел либо вы совершили его по неосторожности, вы можете быть привлечены к административной ответственности (в частности, вам больше 16 лет).

Поводы для возбуждения административного дела:

  • видеосъемка на автоматическую камеру;
  • обнаружение вашего нарушения должностным лицом, которому КоАП РФ дает право составлять протокол;
  • поступление жалобы в орган, который имеет право привлекать к ответственности, в которой указывается на то, что вы что-то нарушили. Дело возбудят только в случае, если информация подтвердится.

Порядок возбуждения дела

Административное дело возбуждают с учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ. Представитель уполномоченного органа действует по следующей схеме:

  1. Выявляет нарушение. О том, как это делают, мы писали выше.
  2. Оформляют протокол. Напоминаем, иногда это необязательно. Помимо протокола уполномоченный сотрудник может применить меры обеспечения, перечисленные выше. Например, за парковку в неположенном месте машину могут забрать на штрафстоянку.
  3. Рассматривают дело и выносят постановление. Иногда процедуру выполняют сразу же на месте совершения правонарушения. Это возможно, когда дело не должно рассматриваться в суде либо если не нужно собирать дополнительные доказательства.

Применение обеспечительных мер

В первую очередь действия государства направлены на пресечение административного правонарушения. Если оно уже произошло, могут быть применены меры для обеспечения грамотного рассмотрения дела. Вопрос регламентирует ст. 27.1 КоАП РФ.

В отношении нарушителя могут быть применены следующие обеспечительные меры:

  1. Доставление в отделение для дальнейшего разбирательства.
  2. Административное задержание.
  3. Досмотр личных вещей или транспортного средства.
  4. Изъятие вещей и документов.
  5. Отстранение от управления автомобилем.
  6. Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  7. Перемещение машины на штрафстоянку.
  8. Временный запрет на ведение деятельности.
  9. Помещение в специальное учреждение для содержания иностранцев, нарушивших режим пребывания в РФ.
  10. Арест имущества.

Большинство мер применяется принудительно. Однако допустим ряд исключений. Например, гражданин может отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этом случае человека не вправе принудительно заставлять осуществлять процедуру, однако за отказ предусмотрена административная ответственность. Наказание такое же, как для пьяных водителей.

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения регламентирует ст. 29.6 КоАП РФ. Период напрямую зависит от вида правонарушения. В классическом случае период составляет 15 дней (если дело рассматривает должностное лицо) и 2 месяца (если дело рассматривает судья). Срок исчисляется с момента получения госорганом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов.

Участники судебного разбирательства имеют право подавать ходатайства и участвовать в процессе. Допустимо продление срока рассмотрения дела на месяц. В этом случае выносят мотивированное определение. По некоторым статьям пролонгация срока не допускается.

Если в результате правонарушения необходимо применить арест или выдворение, дело рассматривают в день получения протокола. Когда человека арестовали, у административного органа есть 48 часов, чтобы вынести решение.

Кого могут привлечь к административной ответственности

К административной ответственности привлекают вменяемых физических лиц. На момент правонарушения человек должен достичь возраста 16 лет. Соответствующее правило закреплено в ст. 2.3 КоАП РФ. Кроме того, некоторые виды наказаний не могут быть применены к определенным людям. Например, штраф не назначается солдатам, проходящим военную службу по призыву, а к беременной женщине не могут применить наказание в виде ареста.

Кто может возбудить административное дело

Перечень должностных лиц, имеющих право возбудить административные дела, строго ограничен. Чаще всего административные дела возбуждают сотрудники полиции. В ст. 28.3 КоАП РФ подробно расписано, по каким именно правонарушениям те или иные должностные лица могут возбудить дело (перечень статей большой, и перечислить все просто невозможно). Например, сотрудник полиции имеет право возбудить дело об административном правонарушении, если произошло мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения и т. д.

Кроме полиции дела могут возбуждать должностные лица следующих органов:

  • пожарная служба;
  • государственная инспекция труда;
  • антимонопольная служба;
  • Роспотребнадзор;
  • таможенные и пограничные органы;
  • федеральное казначейство;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура.

Это далеко не полный список. Примечательно, что полномочия лиц, имеющих право возбуждать дела, ограничены. Например, сотрудник налоговой службы не может привлечь гражданина к ответственности за превышение скорости.

Знать о том, кто именно может возбудить дело, необходимо. Если дело возбудит тот, кто не имеет на это права, вас не смогут привлечь к ответственности, а если и привлекут, вы сможете успешно обжаловать постановление.

Итак, что нужно сделать:

  1. Понять, по какой статье вас привлекают.
  2. Уточнить, кто именно привлекает.
  3. Посмотреть в ст. 28.3 КоАП РФ список статей, по которым может возбуждать дело конкретное лицо.
  4. Если вы увидели, что должностное лицо не имеет права составить протокол, укажите об этом в жалобе на постановление либо при рассмотрении дела (до вынесения постановления).

Чем регулируется порядок привлечения к административной ответственности

Административную ответственность в России регламентирует КоАП РФ и региональные законы, которые устанавливают ответственность в конкретных регионах. В Кодексе об административных правонарушениях закреплены условия, при наличии которых нарушителя могут наказать, а также возможные санкции. Порядок привлечения к административной ответственности прописан в следующих статьях КоАП РФ:

Порядок рассмотрения дела

Делопроизводство можно разделить на несколько этапов. Изначально происходит подготовка, затем дело рассматривают по существу, а после выносят решение.

Работа ведется по следующей схеме:

  1. Выясняется, нужен ли протокол по делу. Если нет, то сразу выносится постановление. Если да, составляется протокол либо начинается административное расследование. Это специальная процедура, в ходе которой выясняются дополнительные обстоятельства нарушения. Она завершается составлением протокола или прекращением производства по административному делу.
  2. Протокол направляется тому должностному лицу, которое вправе его рассматривать, либо в суд. Далее должностное лицо, которое будет рассматривать протокол, или суд выясняет причины, препятствующие рассмотрению дела. Дополнительно проверяется, насколько корректно составлен протокол. Если он содержит неточности и нарушения, его могут отправить на доработку.
  3. Если дело подлежит рассмотрению, разрешаются ходатайства.
  4. Определяются время и место рассмотрения дела, подготавливаются извещения.
  5. Участников разбирательства оповещают о предстоящем слушании. Им сообщают время и место проведения разбирательства.
  6. Выясняются все обстоятельства произошедшего. Для этого изучают материалы, заслушиваются свидетели, специалисты, эксперты. Далее выносят итоговое решение. Его оформляют в форме постановления. Постановление может быть в пользу привлекаемого лица либо нет.

Как обжаловать решение

В ст. 30.1 КоАП РФ говорится, что у гражданина есть право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо обращаться в вышестоящий орган. Обжаловать решение имеют право все участники разбирательства, которых не устроил итоговый вердикт.

Чтобы начать процедуру, нужно подготовить жалобу. Точная форма документа законодательно не закреплена. Обычно в ней фиксируют участников разбирательства, информацию об инстанции, вынесшей решение, а затем излагают суть, подтверждая доводы ссылками на нормы законодательства.

На обжалование дают 10 дней с момента получения копии постановления. Если период пропущен, срок можно восстановить. Для этого необходимо одновременно с жалобой представить ходатайство. В документе нужно попросить восстановить срок, указав уважительные причины, ставшие препятствием для своевременного обжалования.

Поступившую жалобу рассматривают и затем выносят одно из следующих решений:

  • оставляют постановление без изменения;
  • вносят изменения в документ;
  • отменяют постановление и прекращают производство по делу;
  • отменяют постановление и возобновляют дело;
  • отменяют постановление и направляют дело по подведомственности.

Общий порядок привлечения к административной ответственности

Повторное привлечение к административной ответственности

Административное наказание применяют, чтобы побудить гражданина соблюдать закон и пресечь совершение повторных нарушений. На практике повторные нарушения допускают довольно часто. В этом случае наказание более суровое. Если лицо в течение года после привлечения к ответственности совершит такое же или похожее нарушение, это отягчающее обстоятельство, которое увеличит наказание. Кроме того, в некоторых статьях КоАП РФ предусмотрена более суровая ответственность за повторные нарушения. А некоторые повторные административные правонарушения переходят в сферу уголовного права. Например, повторное управление машиной в пьяном виде — это уже уголовное преступление.

Таким образом, общий порядок привлечения к административной ответственности строго регламентирован. Все правила закрепляет КоАП РФ. Существенные нарушения процедуры могут стать основанием для освобождения вас от административной ответственности.

Предупреждение

Выносится в установленной законодательством письменной форме уполномоченным органом.

Обжалование постановления

Обжаловать судебное постановление о привлечении к административной ответственности можно в течение 10 дней с момента его вынесения. Сделать это можно путем подачи жалобы в вышестоящий суд, в которой указывается полные данные заинтересованной стороны, аргументы её несогласия со ссылками наст. 30–30.8 КоАП РФ. К жалобе прилагаются доказательства, подтверждающие все описанные обстоятельства. Если срок обжалования пропущен из-за уважительных причин, он может быть восстановлен судом по заявлению заинтересованного лица. Рассматривается жалоба в 10-дневный срок после её поступления в суд.

Административное выдворение

Нарушившие закон Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства выдворяются за пределы страны.

Административное приостановление деятельности

Основано на временном прекращении деятельности юридических лиц, ИП, их филиалов и подразделений с учетом запрета на эксплуатацию конкретных агрегатов, объектов, зданий или сооружений. Запрету подлежат отдельные виды деятельности и оказание услуг. В первую очередь этот вид ответственности используется при наличии угрозы жизни или здоровью людей, экологии, порядку управления, общественному порядку и общественной безопасности, градостроительной деятельности или транспортной безопасности.

Дисквалификация

Позволяет лишить физическое лицо права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления компании, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Закон позволяет принять основное и дополнительное административные взыскания. Это может быть, к примеру, выдворение и возмездное изъятие или конфискация предметов. За одно правонарушение законодатель разрешает применять только одно основное и одно дополнительное взыскания.

Когда применяется

Уполномоченными на то государственные органы на основании правовых актов издают (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1–23.61) постановление о привлечении к административной ответственности виновного физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение.

Главное основание привлечение к административной ответственности – наличие вины лица, нарушившего закон. В зависимости от ее характера и устанавливается вид административной ответственности.

Лишение специального права

Это наказание позволяет на определенное время лишить физическое лицо предоставленного ему ранее права на охоту, управление транспортным средством и некоторых иных прав.

Порядок привлечения

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется КоАП РФ.

Первый шаг – составление в течение 3 суток протокола о совершении административного правонарушения. Делает это должностное лицо уполномоченного на то государственного органа и передает должностному лицу или органам, уполномоченным в соответствии сост. 28.8 КоАП РФ его рассматривать. С протоколом должно быть ознакомлено под подпись лицо, обвиняемое в совершении правонарушения. Если в нем были обнаружены ошибки, то на их устранение органом, получившим этот документ, дается не более 3 суток.

Протокол рассматривается судом или органом, уполномоченным применять административное взыскание. Сделать это нужно в течение 2 месяцев (судье дается до 3 месяцев). После вынесения постановление оглашается сразу же.

Далее документ отправляют тому лицу или представителю органа, которое его вынесло, и лицу, которое было привлечено к административной ответственности в случае его неучастия в рассмотрении дела.

Вынесенное постановление о назначении административного наказания можно не исполнять, если прошло после вынесения более 2 лет.

Освобождение от ответственности

Освободить от административной ответственности могут в случае:

  • малозначительности совершенного деяния. Тогда учитывается вина нарушителя, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельства и причиненный ущерб от совершенного деяния. Вместо одного из видов наказания рассматривающий дело орган может вынести устное замечание, не имеющее юридических последствий;
  • замены административного наказания дисциплинарной ответственностью;
  • иных оснований, исключающих применение наказания, к которым относятся возраст правонарушителя от 16 до 18 лет.

Административный штраф

Определяется соответствующей статьей административного или иного законодательства. Это денежное взыскание, размер которого может колебаться в рамках, установленных законом.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Вещь изымается принудительно, но деньги от её реализации не возвращаются её собственнику.

Особенности привлечения

Особенности привлечения к административной ответственности связаны с наличием нескольких обязательных условий:

  • законодательное регулирование ответственности в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
  • наличие административного правонарушения, которое влечет за собой административную ответственность;
  • применение к виновному за совершение им правонарушения установленной государством меры принудительного воздействия личного или имущественного характера;
  • использование специальных субъектов административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели (ИП), юридические лица;
  • наличие субъектов административной юрисдикции, уполномоченных применять административное взыскание, к которым, кроме судей, относятся должностные лица органов госуправления и специализированных коллегиальных органов;
  • применение порядка привлечения к административной ответственности, который урегулирован закрепленными в КоАП РФ нормами.

Таким образом, привлечение к административной ответственности лица, совершившего правонарушение, предусмотренного административно-правовой нормой, связано с применением мер принудительного воздействия в виде административного наказания, с помощью которого ограничиваются личные или имущественные права этого лица.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях