prestima.ru

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Административная и дисциплинарная ответственность

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 11

Вопрос: Инспектор государственной инспекции труда оштрафовал заместителя директора за нарушение норм законодательства о труде по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Можем ли мы применить к нему меры дисциплинарной ответственности за то же нарушение, за которое его привлекли к административной ответственности?

Ответ: На основании ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться как к административной, так и к другим видам ответственности: дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

Административное наказание не является дисциплинарным взысканием, следовательно, не препятствует применению выговора или другого дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 192 ТК РФ.

Административное наказание не является дисциплинарным взысканием

Вопрос:
Контролирующим органом в учреждении проведена проверка. По её результатам должностные лица привлечены к административной ответственности.
Возможно ли по итогам проверки применить к ним же и дисциплинарные взыскания?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если действия (бездействие) работника содержат признаки дисциплинарного проступка и административного правонарушения, то он может быть привлечен и к дисциплинарной, и к административной ответственности.
Обоснование вывода:
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419 ТК РФ). Как видно, привлечение работника к административной ответственности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Согласно части первой ст. 192 ТК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания (часть вторая ст. 192 ТК РФ).
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (часть четвертая ст. 193 ТК РФ). Административное наказание (ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) не является дисциплинарным взысканием, а, следовательно, не препятствует применению замечания, выговора или другого дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная и административная ответственность

Дисциплинарная и административная ответственность различаются и по видам применяемых взысканий.

Виды административных взысканий предусмотрены КоАП и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, штраф, дисквалификация и др.).

В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные ТК за совершение дисциплинарного проступка.

При этом не имеет значения, где совершен административный проступок — на территории организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, или в другом месте.

Порядок применения дисциплинарного взыскания

До начала применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан потребовать у работника письменное объяснение.

Если по прошествии двух рабочих дней работник не предоставит объяснение, то работодатель составляет акт о непредставлении письменных объяснений.

При этом не предоставление работником объяснения не может являться основанием для не применения дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).

На основании представленного объяснения работника или акта о не предоставлении письменных объяснений работодатель утверждает приказ о применении дисциплинарного взыскания.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания представляется работнику под подпись в течение трех рабочих дней со дня его утверждения, не считая времени отсутствия работника на работе.

Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под подпись, работодатель составляет акт об отказе ознакомления (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).

Перечень оснований для применения дисциплинарного взыскания

Основаниями для наказания работника «дисциплинаркой» являются допущенные им проступки.

Перечень дисциплинарных проступков на законодательном уровне не определен.

При этом установлен перечень оснований для увольнения работников в качестве меры дисциплинарного взыскания.

В связи с этим такими проступками, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, могут быть:

неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых функций, например, игнорирование указаний руководства, несоблюдение необходимых инструкций, нарушение технологии;

несоблюдение трудового графика, например, опоздания, законно необоснованные неявки на место работы;

нарушение дисциплины, например, появление на территории работодателя в состоянии опьянения, игнорирование требований о прохождении необходимых обследований или обучения;

совершение противоправных виновных действий, например, имущественных преступлений (кража, порча, присвоение).

Дисциплинарная ответственность (дисциплинарного взыскание)

Дисциплинарная ответственность — это юридическая ответственность, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.

Таким образом, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание, только если работник совершит дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Трудовое законодательство предусматривает три вида дисциплинарных взысканий:

замечание (наименьшее строгое дисциплинарное взыскание);

выговор (более строгое дисциплинарное взыскание);

увольнение (самое строгое дисциплинарное взыскание).

Срок применения дисциплинарного взыскания

Работодатель может применить дисциплинарное взыскание в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Общая и специальная дисциплинарная ответственность

Принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность.

Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК и распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор.

Специальная дисциплинарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине для некоторых категорий работников отдельных отраслей экономики (транспорт, связь и др.), утверждаемыми федеральными законами.

Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено, во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками, а во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них трудовых обязанностей.

Специальная дисциплинарная ответственность предполагает более широкое понятие дисциплинарного проступка и предусматривает ряд дополнительных мер взыскания.

Например, в соответствии с Законом о государственной гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены и такие дисциплинарные взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации и его заместителей

Дополнительные основания и особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности Трудовой кодекс предусматривает для руководителя организации и его заместителей (ст. 195).

Обусловлено это, прежде всего, особенностью их правового статуса.

Руководитель организации, с одной стороны, — наемный работник, а с другой — единоличный исполнительный орган юридического лица.

Он действует от имени и в интересах работодателя, является его представителем, в том числе и по отношению к работникам организации.

Заместители руководителя организации выполняют те или иные обязанности представителя работодателя (его функции) по уполномочию руководителя.

Одной из основных обязанностей работодателя является соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения (ст. 22 ТК).

От соблюдения именно этой обязанности работодателем во многом зависит состояние трудовой дисциплины в организации.

В связи с этим Трудовой кодекс установил специальные нормы, направленные на обеспечение выполнения этой обязанности, и дополнительные гарантии их реализации.

В их числе, в частности, закрепленная ч. 1 ст. 195 ТК обязанность работодателя рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения в представительный орган работников.

Получив заявление представительного органа работников, работодатель обязан проверить изложенные в нем факты.

В случае, если факты нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание.

При этом он вправе сам определить меру дисциплинарного взыскания указанным работникам.

Это может быть любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК, в том числе увольнение (ч. 2 ст. 195 ТК).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Можно привлечь за одно и то же правонарушение к административной и дисциплинарной ответственности?

Здравствуйте! Я являюсь работником органа местного самоуправления (администрации) и интересует такой вопрос.

За нарушение сроков рассмотрения обращения граждан меня привлекли (по требованию прокуратуры) к административной ответственности в виде штрафа 5000 р. Спустя пол-года районная Прокуратура прислала представление о привлечении меня, как специалиста, к дисциплинарной ответственности. Правомерно ли это? Можно ли привлечь за указанное правонарушение 2 раза? И имеет ли значение тот факт, что с момента административного наказания прошло 6 мес. (имеется в виду срок давности)?

Ответы юристов ( 3 )

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности - картинка 2

  • 10,0 рейтинг
  • 13083 отзыва эксперт

Если они требуют привлечь к ответственности за то же самое, то это не законно, кроме того как Вы правильно заметили — прошли сроки привлечения к дисциплинарной ответственности

Спасибо, Олег! На какие норм. акты при этом можно сослаться?

На какие норм. акты при этом можно сослаться?
Людмила

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности - картинка 3

Можно ли привлечь за указанное правонарушение 2 раза?
Людмила

Один раз Вы привлечены к административной ответственности, на данный момент прокуратура требует привлечь Вас к дисциплинарной ответственности. Это два разных вида ответственности и не являются привлечением «дважды за одно и то же». Кроме того, представление прокуратуры не обязательно влечет привлечение именно Вас к ответственности. Там как правило звучит: «решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности». Кроме Вас есть, как минимум Ваш руководитель, который также отвечает за соблюдение данного законодательства.

А вот тот акт, что с момента совершения проступка прошло более 6 месяцев исключает возможность привлечения Вас к дисциплинарной ответственности именно за то правонарушение.

Спасибо! А могут ли наказать в подобном случае специалиста, ответственного за делопроизводство в части работы с обращениями граждан, если бы с момента наказания не прошло 6 мес. ( если в его обязанности входит контроль сроков исполнения ответов на обращения граждан)?

нужно знать в результате каких действий или бездействия допущено нарушение сроков и смотреть обязанности этого специалиста, указанные в его должностной инструкции, или ином локальном акте, в котором определен порядок рассмотрения обращений и ответственные лица. Все индивидуально. Можете выложить представление прокуратуры и документ, которым определены обязанности указанного Вами специалиста?

Письмо прокуратуры и должеостные обязанности специалиста прилагаются. Заранее спасибо.

А могут ли наказать в подобном случае специалиста, ответственного за делопроизводство в части работы с обращениями граждан, если бы с момента наказания не прошло 6 мес.
Людмила

Если рассматривать этот вопрос в отрыве от данного представления, то при наличии таких должностных обязанностей, привлечь сотрудникам к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан можно. Но тогда в приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности и материалах проверки должно быть расписано в чем выразилось нарушение. Например: Ответ на обращение Петрова направлен по истечении 35 дней с момента регистрации, то есть с нарушением установленного законом срока рассмотрения обращений граждан на 5 дней. В соответствии с Инструкцией, на Заместителя руководителя возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением сроков рассмотрения обращений. В нарушение требований закона, должностной инструкции, Заместитель… ненадлежащим образом выполнила возложенные на нее обязанности.

То есть должны быть выявлены конкретные факты нарушений.

Что касается представления прокуратуры, то оно беспредметно, не содержит указания на нарушение закона. Не указана ни норма, нарушенная сотрудниками, ни конкретные нарушения: должно быть расписано что нарушено и в каком виде по каждому обращению.

Кроме того, указание в представлении, что 5 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ как минимум не корректно… Статья 5.59 КоАП предусматривает административную ответственность за правонарушения и никак не связана с дисциплинарной.

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности - картинка 5

В Представлении указано на привлечение Вас по ст. 5.59 КРФоАП к административной ответственности, но с ошибкой в названии, как «дисциплинарной» за Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Конечно, можно сослаться и на запись самого представления, где, хотя бы и с ошибкой, уже указано на привлечение Вас по ст. 5.59 КРФоАП к дисциплинарной ответственности. Мол, привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности за одно и то же нарушение дважды не допускается, тем более, при обстоятельствах пропуска процессуального срока для привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности!

КС запретил дважды привлекать к ответственности за одно нарушение

Индивидуальный предприниматель Ульмесхан Эркенова представила сведения о работающих у нее застрахованных лицах за сентябрь 2017 года лишь в ноябре того же года. За это ее привлекли к ответственности, но не один раз, а два: сперва по закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а потом и к административной — по 15.33.2 КоАП.

В ходе заседания по второму штрафу Эркенова и ее защитник заявляли: предпринимателя нельзя привлечь к административной ответственности, потому что ее уже оштрафовали за несвоевременное представление тех же сведений за тот же период. Суды не согласились: они заявили, что по профильному ФЗ ее привлекли как страхователя, а по КоАП — как должностное лицо, ответственное за свое предприятие и наемных работников. А потому, решили суды, нельзя говорить о наличии двойной ответственности за содеянное.

Эркенова пожаловалась в Конституционный суд и напомнила о ст. 50 основного закона, которая гласит: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, напомнил КС. А это значит, что статья 15.33.2 КоАП, по которой Эркенову привлекли к административной ответственности, не соответствует основному закону, потому что допускает «двойное» наказание.

В связи с этим суд предписал федеральному законодателю изменить норму КоАП так, чтобы исключить подобные случаи. А суды должны пересмотреть свои решения по делу Эркеновой.

Особенности привлечения к дисциплинарной, материальной и административной ответственности государственных служащих правоохранительных органов

Правоохранительные органы комплектуются государственными служащими различных видов государственной службы. Например, органы ФСБ комплектуются (в том числе на конкурсной основе) военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Рассмотрим различия в привлечении к дисциплинарной, материальной и административной ответственности государственных гражданских служащих правоохранительных и судебных органов (работников органов юстиции, аппаратов судов и системы Судебного департамента, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы и др.), сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, и военнослужащих (сотрудников органов ФСБ, ФСО).

Различия в привлечении к дисциплинарной ответственности.

Во-первых, для разных видов государственной службы имеется собственная правовая основа применения этого вида принуждения. Нет единого акта, применяемого к различным видам государственных служащих. Так, за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые утверждены Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности гражданских служащих содержится в Законе о государственной гражданской службе. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной службы определена в нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения службы в этих органах, например в Законе о службе в органах внутренних дел.

Во-вторых, имеются различия по видам дисциплинарных взысканий. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить четыре дисциплинарных взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы.

К сотрудникам органов внутренних дел применяется шесть дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

К военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, кроме названных применяются: 1) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; 2) лишение нагрудного знака отличника; 3) снижение в воинской должности; 4) снижение в воинском звании на одну ступень; 5) снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; 6) дисциплинарный арест.

В образовательных организациях высшего образования МВД России на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, которые предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения); 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации; 3) отчисление из образовательной организации.

В-третьих, для военнослужащих и служащих органов внутренних дел определены виды грубых дисциплинарных проступков, а для гражданских служащих — нет. При этом они различаются в зависимости от вида службы.

Так, к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление воинской части; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), пограничной службы; внутренней службы и др.

Грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел являются: несоблюдение установленных ограничений и запретов; совершение виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы их жизни и (или) здоровью, создание помех в работе или приостановление деятельности органов внутренних дел либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность; небрежное хранение вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность и др.

В-четвертых, отличается и порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий для различных видов государственной службы. Так, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

В ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел перед применением дисциплинарного взыскания может быть проведена служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка. Эта норма диспозитивная и буквально означает, что проверка может не проводиться.

В-пятых, отличаются сроки наложения взысканий. Так, в отношении гражданских служащих дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутренних дел должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда его прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам ее проведения или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание в отношении гражданских служащих и служащих органов внутренних дел не может быть применено позднее тести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а но результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Пункт 83 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Этот срок прерывается на время: а) проведения разбирательства; б) производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; в) болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; г) выполнения военнослужащим боевой задачи.

В ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлен срок разбирательства. Он не может превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, при отсутствии производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, выполнения военнослужащим боевой задачи максимальный срок применения взыскания составляет 20 суток с момента совершения дисциплинарного проступка.

Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка.

В-шестых, для гражданских служащих установлен специальный порядок применения взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии) за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей).

Статья 59.3 Закона о государственной гражданской службе к данным правонарушениям относит несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение установленных обязанностей в целях противодействия коррупции.

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, в отличие от порядка применения и снятия дисциплинарного взыскания, имеет свои особенности. Так, например, применение взыскания за коррупционные правонарушения производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. Взыскание за коррупционное правонарушение снимается по истечении одного года со дня применения взыскания, если в течение этого периода служащий не привлекался к дисциплинарной ответственности. Но законодатель не предусмотрел право представителя нанимателя снять взыскание за данные правонарушения до истечения определенного срока но собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или но ходатайству его непосредственного руководителя.

Федеральным законом от 22.12.2014 № 431-ФЗ в Закон о службе в органах внутренних дел была введена аналогичная ст. 50.1 о коррупционных правонарушениях. Но при этом привлечение к ответственности осуществляется на общих основаниях, в отличие от порядка, предусмотренного Законом о государственной гражданской службе.

В то же время ни Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ни Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ не акцентирует внимание на коррупционных дисциплинарных проступках.

В-седьмых, в отношении гражданских служащих и служащих правоохранительной службы не установлен такой вид взыскания, как дисциплинарный арест. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест применяется в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, не должен превышать 45 суток.

Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалах о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Тема 13. Дисциплинарная и материальная ответственность

  1. Понятие и признаки дисциплинарного принуждения.
  2. Дисциплинарная ответственность по административному праву.
  3. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
  4. Материальная ответственность по административному праву.

Понятие и признаки дисциплинарного принуждения

Дисциплинарно-правовое принуждение — это применение на основе юридических норм в процессе исполни­тельно-распорядительной деятельности субъектами дисципли­нарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами случаях и иных) правонарушений.

Дисциплинарно-правовое принуждение обла­дает рядом особенностей:

1. Меры дисциплинарно-правового принуждения применяют­ся чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими нарушениями и даже аморальными деяниями.

2. Дисциплинарно-правовое принуждение, будучи внесудеб­ным, — разновидность исполнительно-распорядительной деятельности.

3. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляют все работодатели, а значит, и органы негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан.

4. Дисциплинарно-правовое принуждение может осуществ­ляться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, слу­жащих, военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.).

5. Для него характерно широкое использование морально-правовых мер воздействия (например, выговоров).

6. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъек­ты линейной власти, руководители коллективов.

7. Дисциплинарное принуждение регламентировано не­сколькими отраслями права: трудовым, административным, уго­ловно-исполнительным. В основном оно регулируется законо­дательными актами, но в, ряде случаев правительственными постановлениями и даже ведомственными актами.

8. Меры дисциплинарного воздействия применяются только к конкретным лицам. Дисциплинарное принуждение не только персонифицировано, но и индивидуализировано.

Дисциплинарно-правовое принуждение делится на виды в зависимости от того, какой отраслью права оно регулируется. Так, применительно к рабо­чим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным — уголовно-исполнительное.

Административное право закрепляет применение мер дис­циплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов — членов административных коллективов:

1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизи­рованных служащих, аттестованных работников милиции);

2) обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

3) лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники системы МВД),

По способу воздействия, непосредственной цели применения среди мер дисциплинарного принуждения можно различать взыскания, восстановительные и иные меры. Когда использу­ются первые, наступает дисциплинарная ответственность; при­менение восстановительной меры — взыскания ущерба — есть не что иное, как материальная ответственность. К иным следует отнести все меры дисциплинарного воздействия, которые законодатель не включил в число дисциплинарных взысканий и которые не связаны с возмещением ущерба, например, отстранение от работы, применение оружия коман­диром в случае открытого неповиновения в боевой обстановке, помещение виновных, находящихся в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком на одни сутки, перенос, сокращение отпуска военнослужащего, задерж­ка представления к очередному званию. К другим мерам дис­циплинарного воздействия относится также широко практику­ющийся в вузах недопуск студента к сдаче экзамена.

Дисциплинарная ответственность по административному праву

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисцип­линарных взысканий на основе правовых норм субъектами дис­циплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонару­шения.

Дисциплинарная ответ­ственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличи­тельные особенности:

1) применяется, как правило, за дисциплинарные проступ­ки, но может наступить и за совершение иных правонарушений;

2) состоит в применении карательных санкций — дисципли­нарных взысканий;

3) применяется к чле­нам коллектива линейно подчиненных руководителю;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, таможенной службы и рядом других административно-правовых актов.

Дисциплинарный проступок – это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыва­нием лица в данном коллективе.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-пра­вовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должно­сти, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит). Так для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделе­ний вузов — это замечание, выговор, строгий выговор, исклю­чение. А для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД — это замечание, выговор, строгий выговор, предупреж­дение о неполном служебном соответствии, понижение в долж­ности, лишение поощрительного нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дело

Общей особенностью наложения дисциплинарных взыска­ний на военнослужащих и служащих правоохранительных орга­нов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

К дисциплинарной ответственности лица привлекаются на основании дисциплинарного производства. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами (в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ дисциплинарному производству посвящено около 30 статей.)

В дисциплинарной производстве различают следующие стадии:

рассмотрение дисциплинарного дела;

исполнение наложенного взыскания.

Служебное расследование проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

По результатам расследования субъект власти вправе:

а) вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

б) ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

в) направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, студенческого совета и т. д.);

г) наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

д) если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения воп­роса об ответственности (например, декан — ректору);

е) при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников полиции самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях.

Как всякий административный акт приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть: жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд. Члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, т. е. с даты издания приказа. Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение неоконченного срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 143 ;

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях