prestima.ru

Ответственность за проведение аудиторской проверки

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Ответственность за проведение аудиторской проверки". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Ответственность за проведение аудиторской проверки

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 3

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 4

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 6

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 7

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 8

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 9

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 10

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2020 году (по итогам 2019 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Уголовная: за что такая ответственность?

Возможно применение к аудиторской компании уголовной ответственности, если деятельность фирмы подпадает под категории, описанные в 202-й статье УК, посвященной злоупотреблению полномочиями. Эта статья рассматривает деятельность специалистов по проверке, нотариусов.

Из законов следует, что компании выписывают некоторую сумму к уплате. Он зависит от принятой в регионе минимальной величины оплаты труда и составляет 500-800 таких сумм. Альтернативный вариант – штрафная санкция, соответствующая зарплате, доходу осуждённого за 5-8 месяцев. Можно столкнуться и с лишением свободы – по закону срок достигает 3 лет. Дополнительно судья может постановить, что в будущем осужденный в течение некоторого времени (до 3 лет) не сможет занимать конкретные должности, вести деятельность, упомянутую в судебном решении.

Права – это важно

Исходя из действующих законов, права, обязанности и ответственность аудитора напрямую связаны с особенностями конкретной ситуации. Поэтому у компании есть право выбирать методы, формы, исходя из собственных рассуждений. Исключением будут те вопросы, к которым требования прописаны в ПСАД. Там даются указания относительно конкретных случаев о том, как спланировать операцию, официально оформить ее, какие рабочие документы и как нужно вести, как оформлять заключение.

Права и ответственность аудитора включают проверку у субъекта документов, хранимых на предприятии, отражающих хозяйственную, финансовую деятельность организации. Если в них учтено некоторое имущество, аудиторская компания вправе проверить, есть ли оно на самом деле.

Законы и правила

Регулирование административной ответственности осуществляется через КоАП и уже упомянутый 119-й Федеральный закон. Работать в качестве аудиторской компании могут только фирмы, получившие соответствующие лицензии. Здесь можно найти случаи, в которых на аудиторов возлагается ответственность:

  • штраф при деятельности в условиях, когда организация не получила лицензию;
  • штраф при деятельности компании, имеющей легальную лицензию, но нарушающей предусмотренные законами условия.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 11

Если компания нарушает 119-й Федеральный закон, она также сталкивается с административной ответственностью. Возможно аннулирование лицензии, из-за чего фирма теряет право далее работать в качестве аудиторской организации. Если аудиторы не озаботились сохранением тайны проверки, из-за чего подвергаемая проверке компания понесла убытки, их придется возместить. О прекращении работы организация должна предупредить, чтобы изменения в государственный реестр были внесены в семидневный срок.

Есть ли что-то еще?

Ответственность аудиторов и аудиторских организаций включает в себя передачу заключения строго в установленные по договору сроки. При этом информацию направляют либо тому, с кем был подписан контракт на сотрудничество, либо непосредственно юридическому лицу, чья проверка проводилась.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 12

Профессиональная ответственность аудитора предполагает гарантию сохранности всех официальных бумаг, попадающих в руки специалистов по проверке. Кроме того, аудиторская компания ответственна за сохранность документации, формируемой по итогам мероприятий. Содержание этих бумаг недопустимо разглашать, кроме как самому заключившему договоренность и/или лицу, чья деятельность проверялась. Кроме того, возможно разглашение в некоторых установленных законом случаях. Официально это называется «аудиторская тайна», и ответственность аудитора в этом вопросе по закону охраняется строгими требованиями. Нарушение условий карается серьезными наказаниями.

Из этого следует.

Страхование ответственности означает, что обязательный аудит при наличии официальной договоренности должен проводиться максимально защищенно, с минимизированными рисками. Для заказчика предельно важно, чтобы специалисты фирмы выразили корректное, обоснованное, достоверное мнение о финансовых документах предприятия. Страхование ответственности аудитора будет гарантией, что ни одна из сторон не отступит от своих обязательств.

Теоретическая основа

По закону ответственность аудитора определяется следующим образом: это такие санкции, которые вступают в силу, если аудитор (аудиторская компания) некорректно, недобросовестно, неполно выполняют взятые в соответствии с договоренностью обязательства. Договор оформляет официально сотрудничество с экономическим субъектом. Вид, форма ответственности декларированы законами нашей страны. Дополнительно ответственность может прописываться в договоренности, где указываются санкции, накладываемые на нарушившую сторону.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 15

Ответственность аудитора бывает:

  • административной;
  • правовой гражданской;
  • уголовной.

Компетенция и ее подтверждение

Для качества аудиторской проверки очень важно, чтобы проводящие ее лица обладали нужным уровнем квалификации. Подтверждается уровень специалиста лицензией, для получения которой придется пройти определенные процедуры, установленные законами. Требования к аудиторам указаны все в том же 119 Федеральном законе.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 16

Аудитором может быть только лицо с высшим образованием в области экономики, юридическим, имеющее опыт работы в соответствующей области от 3-х лет. На государственном уровне ведется реестр учреждений в области образования разного уровня, имеющих право аттестовать аудиторов, обучать, переподготавливать кадры, проводя курсы повышения квалификационного уровня. Прохождение обучения и успешная аттестация подтверждаются выдачей аттестата. Этот документ издается в соответствии с государственным образцом. Подделка аттестата преследуется по закону.

Что, как, о чем речь?

15-я статья Гражданского кодекса рассказывает о том, какова может быть ответственность аудитора из категории гражданской правовой. В этом случае речь идет о возмещении пострадавшей стороне убытков, вызванных ненадлежащим исполнением подрядчиком обязанностей. Придется возместить все траты, связанные с восстановлением прав, нарушенных при сотрудничестве, например расходы на судебный процесс или перепроверку. Придется возместить суммы упущенных выгод.

Дополнительно ситуацию расшифровывает 25-я статья ГК, из которой следует, что из-за нарушения обязательств сторона должна понести определенную ответственность, зависящую от того, насколько серьезным было правонарушение.

А если поподробнее?

Выше прописано, какова ответственность в том случае, если было установленное преступление, предусмотренное 202-й статьей УК РФ. Но вот если нарушение усмотрено административное, с чем придется столкнуться аудитору? По закону штраф выписывают в пределах 100-300 наименьших свойственных региону величин оплаты труды. Ну и, конечно же, предприятие в судебном порядке лишают лицензии.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 18

Придется ответить по закону, если приглашенный специалист сознательно составил ложные бумаги по итогам мероприятия. Не играет роли, если сделано это было вовсе без проверки, просто не соответствует документации, полученной от предприятия. Компания (аудитор) при обнаружении такого проступка лишается лицензии. То лицо, чья подпись стоит на заведомо ложном документе, теряет квалификационный аттестат. Его допускается привлечь к уголовной ответственности. Это возможно с учетом норм законов нашей страны. Но признать просто так заключение ложным нельзя, это устанавливает суд, принимая соответствующее постановление.

Обязательства обязывают

Все те обязательства, которые прописываются в договоре при оформлении сотрудничества аудитора и лица, нуждающегося в проверке, должны быть выполнены предельно дотошно. Конечно, неплохо было бы гарантировать качественное исполнение обеими сторонами договоренности. Для этого вводится страхование ответственности аудиторов. Это позволяет участникам быть уверенными в том, что сотрудничество окажется взаимовыгодным и результативным. В то же время недопустимо включать в договор такие пункты, которые бы противоречили действующим на территории страны законам, нормативным актам.

Перечень, подробно описывающий ответственность аудитора, дополняется 48-ю новыми стандартами, призванными расширить и модернизировать 119-й ФЗ. Они затронули обращения к компаниям с целью страхования ответсвенности аудиторов, особенности формирования и публикации заключений, а также документального сопровождения процесса сотрудничества.

Независимость и зависимость от денег

По закону аудиторская компания должна быть абсолютно независимой. Также этим качеством должен обладать аудитор, проводящий проверку. В то же время нельзя говорить о полной независимости тогда, когда между двумя лицами возникают те или иные денежные отношения, особенно в ситуации, когда лицо А заказывает у лица Б услугу, должно оплатить ее, но результат не соответствует ожиданиям.

Законы нашей страны говорят, что договор по оказанию аудиторских услуг должен содержать точные и подробные сведения о том, как много заказчик должен заплатить аудитору, в каком порядке перечислять вознаграждение, какие сопутствующие услуги могут оказываться и как за них рассчитываться. Недопустимо, чтобы эти суммы зависели от выводов, сделанных аудиторами. Это позволяет добиться определённого уровня независимости и справедливости заключения поверяющих.

Где появляются права, там есть и обязательства

По правовым нормам аудитор несет ответственность за проведение доверенной ему операции согласно нормативам и правилам, введенным действующим законодательством нашей страны. Это означает, что проверку придется проводить при учете всех требований, прописанных в уже упомянутом 119-м ФЗ.

Ответственность и обязанность аудитора – предоставлять данные о правилах, требованиях действующих законов организации, запросившей услуги аудиторской компании. Данные, которые обязан предоставить специалист, должны так или иначе касаться вопросов проверки. Это могут быть ФЗ, другие нормативные акты, контролирующие, как делаются выводы при проверке, на чем могут основываться замечания аудиторов к деятельности юридического лица.

Ответственность аудитора за качество проведенной аудиторской проверки

В 2001 году был принят ФЗ под номером 119, окончательно определивший положение аудиторов и аудируемых лиц, их обязанности, права. Закон установил позиции собственно аудиторов, организаций, занимающихся аудитом. Дополнительно этому вопросу были посвящены ПСАД, прошедшие одобрение президентской комиссии по вопросам аудита. Благодаря этому теперь ответственность аудиторов и аудиторских фирм декларирована законом. Со временем было принято много корректировок, позволивших в нашей стране эту деятельность привести к международным нормативам.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 20

Что может аудитор?

По действующему законодательству, аудитор может требовать объяснений у должностных лиц по любым неясным вопросам, связанным с поверкой. Если в ходе мероприятий возникла необходимость получения дополнительных сведений, он вправе запрашивать их и требовать исполнения запроса.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 21

Так как ответственность аудитора и аудируемого лица напрямую связана с качеством проверки, в некоторых случаях аудиторская компания может посчитать, что операции, необходимые для успешного решения задачи, невыполнимы. В этой ситуации специалист может отказаться проводить проверку, формулировать заключение о том, насколько достоверна документация, отражающая финансовую деятельность предприятия. Действующие законы дают ему такое право.

Аудитор, стандарты и обязательства

Наконец, нужно упомянуть, что действующими законами были ведены стандарты деятельности аудитора. Специалист в этой области обязан учитывать их и вести деятельность в соответствии с легальными стандартами, в противном случае возможен отзыв лицензии и привлечение к ответственности.

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 22

Аудиторские стандарты представляют собой базу деятельности специалистов и компаний в этой области. Из них следует качественный уровень деятельности; соответствие стандартам – гарантия надежности итогов проверки. Каждый специалист должен знать их, чтобы гарантировать успешность мероприятия. Стандарты – это единые требования, распространяющиеся на все аудиторские организации в нашей стране. Они описывают рабочий процесс, подготовку к нему, сопутствующие услуги.

Когда аудит становится обязательным

Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:

— акционерные общества (в том числе ЗАО);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);

— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;

— негосударственным пенсионным или иным фондом;

Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.

Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:

— выручка превышает 400 млн. рублей;

— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.

Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.

В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

То есть аудиторское заключение за 2019 год должно быть составлено не позднее 31.12.2020 г.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Публикация бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

В отдельных случаях организация обязана опубликовать свою отчетность, например:

— жилищные накопительные кооперативы (ст.21 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— ООО в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ);

— публичные акционерные общества, а также непубличные акционерные общества в случае, когда число их акционеров превышает 50 или в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг (ст.92 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

— консолидированную отчетность, если такая отчетность составляется (ст.7 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

В случае наличия обязанностей по опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней с момента составления аудиторского заключения (п.10 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П (далее по тексту — Положение). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Ответственность

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;

— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;

— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

2. Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту — Закон № 208-ФЗ). Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П

Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 30.000 до 50.000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 700.000 до 1.000.000 рублей. (п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

3. Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

— от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

— от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен (ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ; ст. 408 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 г. № 558).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Ответственность за проведение аудиторской проверки - картинка 23

Вопросы нам часто задают по этому поводу. Вот решили комплексно ответить. Представляю вашему вниманию материал, подготовленный аудиторами группы компаний «Налоги и финансового право» под руководством директора по аудиту Звягина Дмитрия Сергеевича.

Перспектива

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г. по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях