prestima.ru

Ответственность за проникновение на охраняемый объект

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Ответственность за проникновение на охраняемый объект". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Ст. 20.17 КоАП РФ

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Под пропускным режимом следует понимать порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств.

Основные положения об установлении пропускного режима охраняемого объекта и требования к его соблюдению устанавливаются Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

Комментарий к Статье 20.17 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения состояния защищенности интересов личности, общества и государства.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект.

Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» устанавливается понятие охраняемого объекта. Это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств. Самовольным считается проникновение, осуществленное без разрешения.

3. Субъектом правонарушения являются граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, органов ведомственной охраны, внутренних войск.

6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.

Статья 20.17 КоАП РФ. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

Новая редакция Ст. 20.17 КоАП РФ

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Другой комментарий к Ст. 20.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.

Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).

На основании ст.11 указанного Закона работники ведомственной охраны имеют право:

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах документы, удостоверяющие личность граждан, а также документы, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

при выявлении условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (в случаях и порядке, предусмотренных ст.13, 14, 15, 16 Закона);

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии, заключающемся в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект лиц, не имеющих на это права и соответствующим образом оформленных документов, подтверждающих наличие такого права (вход, въезд транспортных средств, внос, ввоз имущества на охраняемые объекты).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к ст. 20.17 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» к охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Проникновение на охраняемый объект с нарушением пропускного режима рассматривается в качестве самовольного и влечет за собой применение к нарушителю административного наказания, предусмотренного комментируемой статьей.

2. Порядок пропускного режима различается в зависимости от статуса охраняемых объектов. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» под пропускным режимом понимается порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей на охраняемые объекты, устанавливаемый соответствующими лицами, замещающими государственные должности в федеральных органах государственной власти, совместно с федеральными органами государственной охраны.

В соответствии с п. 9 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. N 1136 (в ред. Указа Президента РФ от 21 ноября 2001 г. N 1343), ФСО организует по согласованию с федеральными органами государственной власти, а также заинтересованными учреждениями и организациями пропускной режим на охраняемых объектах и осуществляет на них в установленном порядке пропуск лиц, транспорта и грузов, оформляет и выдает пропуска в охраняемые зоны, здания, помещения и на отдельные мероприятия с участием объектов государственной охраны.

3. При осуществлении ведомственной охраны согласно Федеральному закону «О ведомственной охране» под пропускным режимом подразумевается порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. Обеспечение пропускного режима в указанных случаях возлагается на работников ведомственной охраны, исчерпывающий перечень их прав и обязанностей определен ст. 11 — 12 Федерального закона «О ведомственной охране». Права и обязанности федеральных органов государственной охраны, а также условия применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками указанных органов установлены ст. 14, 15, 24 — 27 Федерального закона «О государственной охране».

Применительно к Правилам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. N 264 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 866), под пропускным режимом понимается установленный порядок пропуска персонала, посетителей, командированных лиц, транспортных средств, предметов, материалов и документов через границу охраняемой зоны, в (из) здания, сооружения, помещения.

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями, начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями (см. п. 1, 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

Статья 20.17. КоАП РФ. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

Ст 20.17 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к статье 20.17. КоАП РФ:

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

4. Субъект данного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3), органов ведомственной охраны (п. 7 ч. 5 ст. 28.3), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

Как вести себя с сотрудниками полиции

Но, все же, что же делать, если ОНИ, драгоценные и горячо любимые народом, приехали и задают вопросы?

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 6

Статья 20.17 КоАП, вопросы и ответы

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 7

Иногда игроки разных проектов встречаются во время запиливания очередной локации с определенными проблемами: прибытием сотрудников полиции и угрозами привлечения к административной ответственности по статье 20.17 КоАП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта».

Давайте разберемся с юридической стороной данного вопроса и рассмотрим различные варианты действий для минимизации последствий.

Еще пара вопросов

Имеют ли право сотрудники охраны объекта физически ограничивать свободу передвижений и не давать выйти с объекта?
— Да имеют право (ст. 12 ФЗ № 77) «осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемый объект».

Привлекут ли организатора к ответственности?
— Нет, не привлекут, для этого организатора нужно было задержать в процессе незаконного нахождения на объекте, либо отснять на видео и фото чтобы прям различить можно было (и то даже связываться не будут. Как правило, человек находился в это время совершенно в другом месте).

Разбираемся с основными понятиями

КоАП РФ, Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

  1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренныхчастью 2 настоящей статьи, —влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
  2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемогодеяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой, либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Исходя из Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», который устанавливает ряд понятий в изучаемой нами статье КоАП: ст. 1

пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 9

Что может считаться проникновением на охраняемый объект

Исходя из диспозиций, закрепленных в данном ФЗ, незаконное проникновение на какой-либо объект может считаться таковым, если:

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 10

Нахождение на территории заброшенного недостроя, которому сто лет в обед, не может быть квалифицировано по ст. 20.17 — отсутствует «охраняемость». Но не стоит забывать, что сотрудники полиции имеют право задержать любого гражданина на 3 часа для установления его личности (не зависимо от того, есть у вас при себе документы или нет, факт их подлинности всегда может быть подвергнут сомнению). Норма возможности доставления в отдел полиции настолько расплывчата, что отказаться следовать с доблестными блюстителями правопорядка может быть приравнено к «невыполнению законных требований сотрудника полиции» (КоАП, ст. 19.3).

Если вас привлекли к административной ответственности

Еще хочу добавить следующее, если вас все же привлекли по ст. 20.17, вам следует знать, что с 10.01.2016 в Уголовный кодекс РФ введена статья 215.4 «Незаконное проникновение на охраняемый объект»:

  1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, – наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  2. То же деяние: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, – наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Что это означает? А то, что, если вас повторно задержат на охраняемом объекте в течение года со дня вступления приговора в законную силу, как лицо, считающееся привлеченным к административной ответственности (ст. 4.6 КоАП), то разборки уже лягут в уголовно-процессуальную плоскость…

Закон этот, прежде всего, сделан под дигеров и сталкеров, любителей пошариться в запретных местах, но любители ночных квестов тоже могут угодить в этот капкан.

Так что решать вам, но не забывайте, что это всего лишь игра и из-за нее портить себе жизнь не следует.

P.S. Проблема 20.17, на самом деле, характерна больше для центральной части России, особо не слышал, чтобы в Сибири были какие-то споры на этот счет, но все же – вооружайтесь знаниями))Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 11

Чем грозит проникновение на охраняемый объект согласно статьям УК РФ

Незаконное проникновение на охраняемый объект грозит для виновного ответственностью согласно Уголовному или Административному кодексам.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 12

Понятие незаконного проникновения

  • сооружения и здания;
  • акватория;
  • транспорт и грузы;
  • денежные средства и иные материальные ценности, подлежащие к защите.

В качестве примеров охраняемых объектов можно привести транспортные и гидротехнические туннели метро, электростанции, емкости для хранения химических отходов и т.д. Назначение таких объектов делают их привлекательными для проникновения, как в хулиганских, так и в преступных целях, что, в свою очередь, повышает риск террористических атак.

Проникновение считается незаконным, когда границы объекта были пересечены лицами, не имеющими на это право, или они не имели правильно оформленных документов. Порядок пропускного режима зависит от статуса объекта.

Объект также может охраняться без привлечения ведомственной охраны. За нарушение пропускной системы на таком объекте также предусмотрена административная ответственность.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 13

Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект согласно ст. 20.17 КоАп РФ

За самовольное проникновение на охраняемый объект виновному грозит:

  • административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудия, которое было использовано при проникновении, а также ауди- и видеоаппаратуры;
  • штраф аналогичного размера, но без конфискации орудия.

Если же проникновение было осуществлено на подземное или подводное сооружение, охрана которого выполняется ведомственной или государственной охраной (исключением являются правонарушения, не имеющие признаков уголовного преступления):

  • административный штраф в сумме от 5000 до 200000 рублей с конфискацией предметов, которое использовалось, а также ауди- и видеоаппаратуры;
  • штраф такого же размера, но без конфискации;
  • административный арест, срок которого не может превышать 15 суток с конфискацией орудия проникновения или без него.

Дела о таком правонарушении выносятся на рассмотрение начальников территориальных управлений внутренних дел, территориальных отделений милиции и начальников линейных управлений.

Пример из практики. Гражданин Петров А.М. 30 мая 2015 года, пребывая на станции метрополитена, проник в помещение, допуск в которое разрешен исключительно сотрудникам. При этом он вел видеосъемку в помещении. На призывы персонала покинуть помещение, Петров не реагировал. Он покинул помещение только после прибытия сотрудника линейного отдела милиции. Петров понес наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Видеокамера также была изъята.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 14

Наказание за проникновение на охраняемый объект согласно статье 215.4 УК РФ

Проникновение лиц, не имеющих на это законных прав, на охраняемый объект в определенных ситуациях попадает под Уголовный Кодекс . Так, если подобное правонарушение было совершено не единожды (то есть, был совершен рецидив), то виновному грозит одно из приведенных наказаний:

  • штраф в сумме до 500000 рублей;
  • штраф, в сумме суммарного дохода виновного за 18 месяцев;
  • ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 24 месяцев.

Уголовным преступлением также считается проникновение на охраняемый объект, если оно было:

  • совершено несколькими лицами на основании предварительного сговора;
  • сопряжено с созданием реальной угрозы распространения информации, содержащую государственную тайну.

Виновному такое преступление грозит наказанием в виде:

  • штрафа в сумме до 700000 рублей;
  • штрафа, в сумме суммарного дохода виновного за 24 месяца;
  • лишения свободы сроком до 4-х лет.

Уголовная ответственность за деяние была введена Федеральным законом № 443-ФЗ от 30 декабря 2015 года.

Пример из практики. Граждане Петров, Иванов и Макаров, по предварительному сговору проникли на территорию государственного предприятия, которое является объектом охраны ведомственных подразделений. Из показаний виновных было установлено, что целью проникновения были хулиганские действия. Кроме того, было установлено, что ранее они уже совершали проникновение на этот объект два раза. Петров, Иванов и Макаров были привлечены к уголовной ответственности и понесли наказание в виде штрафа в сумме годового дохода.

Что может считаться проникновением на охраняемый объект и какое за это последует наказание

Одним из видов правонарушений, осуществляемых на территории РФ, является проникновение на охраняемый объект. Виновное лицо в такой ситуации согласно действующему законодательству может привлекаться к административной или уголовной ответственности. Мера наказания будет зависеть от того, с какой целью это было сделано, каким образом, и имеются ли определенные обстоятельства, отягчающие данное правонарушение.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 15

Состав преступления

При определении состава правонарушения или преступления в первую очередь рассматривается понятие охраняемого объекта. Согласно нормативным актам, регулирующим такой вопрос, законно охраняемыми могут считаться:

  • Здания и сооружения;
  • Акватории порта;
  • Различные грузы и транспортные средства;
  • Денежные средства и материальные ценности.

Проникновение на территорию сооружений может характеризоваться различными целями злоумышленников, при этом особые функции таких зданий и режим безопасности – к примеру, если это объект охраняемый чопом, делает их даже более привлекательными в глазах правонарушителей. С целью обеспечения защиты объекта и целостности информации или материальных ценностей, которые могут храниться на них, применяются различные меры и способы, а лиц, нарушивших закон, привлекают к административной или материальной ответственности.

Определение противоправных действий

Стоит отметить, что само проникновение будет считаться незаконным только в том случае, если границы объекта, что является охраняемым, пересекают те лица и граждане, которые не имеют специального разрешения или допуска. Также такие действия будут считаться противоправными в случае, если нарушитель проник туда на основании поддельных документов (пропуска) или разрешения, не принадлежащего ему.

Важной особенностью охраняемых объектов является то, что для них даже не является обязательным наличие пропускного пункта. Это связано с тем, что руководство или ведомство, которому подчиняется объект, вправе самостоятельно или руководствуясь общими порядками устанавливать охранные меры. Это может быть наличие сигнализации, нанятая охрана, система видеонаблюдения. То есть, определяя, совершило ли лицо правонарушение или нет, суд не принимает во внимание, каким образом охранялся объект – тут важен будет сам факт проникновения.

При определении вины также во внимание принимается тот факт, каким образом лицо или группа лиц проникли на охраняемую территорию. Правонарушитель может выполнить такое действие вторжением через окно, посредством взлома дверей, нарушения целостности ограждения.

Несение административной ответственности

В случае, если зафиксирован факт нарушения, лицо привлекается к административной ответственности – такие действия рассматривает статья КоАП РФ 20.17. Объектом в такой ситуации будет являться общественная безопасность, а субъектом – любой гражданин, который в силу своего возраста и состояния здоровья признается дееспособным. Виды ответственности и мера наказания может быть следующей:

  • Необходимость выплаты штрафа. Величина его будет составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Параллельно с этим в ситуациях, если нарушитель для проникновения на объект использовал какие-либо устройства, инструменты, аппаратуру, то все они изымаются;
  • Исключительно выплата штрафа в размере до 5 тысяч рублей без конфискации вспомогательных средств;

Отдельным видом привлечения к административной ответственности будет рассмотрение нарушений, заключающихся в проникновении на подводные и подземные сооружения, которые контролирует государственная или ведомственная структура. Меры наказания в такой ситуации предусматриваются следующие:

  • Выплата штрафа. Величина его будет составлять от 5 до 200 тысяч рублей с конфискацией использованных для проникновения на объект предметов;
  • Выплата штрафа в размере от 5 до 200 тыс. рублей без конфискации имущества;
  • Административный арест. Длительность такой меры может составлять не более 15 суток. Дополнительно к ней, как и в случае со штрафом, может использоваться конфискация средств проникновения на объект.

В случае, если фиксируется факт правонарушения, рассмотрением подобных дел занимаются:

  • Местное отделение Управления внутренних дел;
  • Территориальное отделение полиции РФ;
  • Начальство или лица, занимающие руководящие посты линейного управления.

Несение уголовной ответственности

В случае, если в действиях нарушителя обнаруживаются обстоятельства, которые уже не точно характеризуются описанием административного правонарушения, а содержат иные признаки, отягчающие содеянное, то имеет место привлечение к уголовной ответственности. Подобные нарушения рассматриваются по статье 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также при наличии обстоятельств рецидива мера наказания может быть следующей:

  • Штраф, величина которого будет составлять до 500 тысяч рублей;
  • Штраф, который рассчитывается путем вычисления дохода виновного за период 18 месяцев;
  • Ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
  • Лишение нарушителя свободы. Максимальный срок такой меры также будет составлять 2 года.

В ситуации, когда незаконное проникновение совершила группа лиц, имея предварительный сговор, или же такое противоправное действие повлекло за собой распространение сведений, относимых к государственной тайне, мера наказания будет следующей:

  • Выплата штрафа в размере до 700 тысяч рублей;
  • Выплата штрафа в размере дохода виновного за период 24 месяцев;
  • Лишение правонарушителя свободы на срок до 4 лет.

Таким образом, проникновение на объект, который относится к охраняемым, является действием, совершаемым вразрез с действующими нормами закона. В зависимости от обстоятельств такого действия виновное лицо может привлекаться к административной или уголовной ответственности и нести меру наказания в виде выплаты штрафа или лишения свободы.

Какая ответственность предусмотрена за незаконные проникновения на охраняемые объекты

Начнём сразу с того, что за незаконное проникновение на охраняемый объект нарушителю придётся отвечать. Причём санкции непосредственно зависят от особенностей правонарушения, которое регулируется как Административным, так и Уголовным кодексами Российской Федерации. Потому стоит дважды подумать перед тем, как проникать на территории охраняемых объектов и зон без соответствующих разрешений и допусков. Если вас поймают с подобным нарушением, придётся нести ответственность. Отнесут дело к категории административных, либо уголовных, уже зависит от определённых факторов.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 16Наказание за незаконное проникновение на охраняемый объект.

Административная ответственность

В случае нарушений режимов охраняемых объектов предусмотрена соответствующая административная обязательная ответственность, которая регулируется статьёй 20.17 КоАП РФ. В качестве объекта преступления согласно этому законодательному акту выступает общественная безопасность. А в роли субъекта нарушения представлен любой дееспособный гражданин. Незаконная самовольная попытка проникновения на находящийся под охраной пункт, зону или объект, с реализацией задуманного, предусматривает следующие варианты ответственности за совершённое административное правонарушение:

  1. Административный денежный штраф. Размер денежного штрафа составляет от 3 до 5 тысяч рублей. При этом если при проникновении нарушитель использовал различные орудия и приспособления, их обязательно конфискуют. Сюда относятся любые средства взлома объекта, находящегося под охраной, а также устройства для фото и видеозаписи.
  2. Административный штраф. Также нарушителя могут обязать заплатить денежный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, но не применять меру по конфискации орудий и средств записи.

Также дееспособные граждане несут административную ответственность в тех случаях, когда проникновение осуществляется на подводные и подземные сооружения, контролируемые государственной или ведомственной структурой охраной. Здесь предусмотрены следующие меры пресечения:

  1. Административный денежный штраф. Его размер составляет от 5 до 200 тысяч российских рублей. При этом у правонарушителя конфискуют предметы, которые были использованы для проникновения, а также все устройства фото фиксации и видеозаписи.
  2. Административный штраф. Нарушитель обязан заплатить денежный штраф в размере от 5 до 200 тысяч рублей, но без конфискации предметов и устройств.
  3. Административный арест. Продолжительность такого ареста составляет не более 15 суток. Здесь дополнительно может применяться конфискация.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 17

Так что не всегда можно отделаться штрафом. При обнаружении правонарушителя, если деяние квалифицируют как административное нарушение, тогда оно выносится на детальное рассмотрение среди:

  • руководства территориального УВД (Управление внутренних дел);
  • территориального отделения полиции;
  • начальников и руководства линейных управлений.

Если нарушение режима охраняемого объекта не имеет характерных признаков, указывающих на уголовный состав преступления, здесь применяется только статья 20.17 действующего КоАП РФ. Полный текст документа.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018)

Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

  1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
  2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Основные понятия

Для начала разберёмся в таких правонарушениях, как нарушение пропускного режима охраняемого объекта, либо просто незаконное проникновение. Официальный документ, регулирующий ведомственную и специальную государственную охрану, приводит несколько объектов, которые по законодательному акту приписываются к законно охраняемым:

  • здания;
  • различные сооружения;
  • акватории портов;
  • грузы и транспортные средства;
  • денежные средства;
  • прочие материальные ценности, которые подлежат обязательной защите.

Наличие статьи об ответственности за незаконное проникновение не поддаётся сомнению. Страх понести наказание за хулиганство, либо намерение совершить более серьёзное преступление останавливает потенциальных нарушителей. В качестве объектов, зон и пунктов, подлежащих обязательной охране, могут выступать:

  • транспортные туннели;
  • линии метро;
  • гидротехнические сооружения;
  • электростанции;
  • гидроэлектростанции;
  • хранилища химических и прочих опасных отходов;
  • акватория морского порта и пр.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 18

Функции и назначение этих охраняемых объектов делают их потенциально более привлекательными в глазах правонарушителей. Причём обмануть контрольно-пропускной пункт пытаются чаще в хулиганских целях, нежели в преступных. Хотя и второй вариант исключать категорически не стоит. Попытки проникнуть на охраняемые объекты со стороны преступников, преследующих определённые цели, повышают риски потенциальной террористической угрозы. Потому задачей охраны является эффективная и надёжная защита объекта от незаконных посягательств. В случае нарушения режима ограниченного допуска по отношению к правонарушителю могут применяться статьи, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Но прежде чем обращаться к статьям Административного и Уголовного кодексов, действующих на территории Российской Федерации, дадим некоторые уточнения относительно незаконного проникновения.

Проникновение считается незаконным в том случае, когда границы охраняемого соответствующими структурами объекта пересекают лица, не имеющие соответствующего допуска и разрешения. Либо используемые ими документы для прохождения контрольно-пропускного пункта не были правильно оформлены.

Наличие контрольно-пропускного пункта не является обязательным для находящихся под охраной объектов. Порядок установленного режима пропуска зависит непосредственно от статуса и особенностей каждого конкретного объекта. Часто за охранные функции отвечает так называемая ведомственная охрана. Это совокупность различных управляющих официальных органов, которые создаются государственными структурами власти, и функционируют с целью обеспечения охраны соответствующих зон, объектов и пунктов, нуждающихся в ней. Но объекты, зоны и пункты также могут обходиться без услуг ведомственной охраны. Но и в случае нарушения их режима ограниченного или закрытого доступа будет применяться соответствующая статья УК РФ, либо же КоАП РФ.

Крайне важно отметить одну особенность. Способов незаконного проникновения существует достаточно много. Человек может оказаться на охраняемом и закрытом объекте путём вторжения через окна, взломать двери, срезать ограждения и пр. Но если нарушитель проник в какое-то помещение или оказался на объекте, используя доверие хозяев, а также обманув их, тогда состава преступления здесь нет. Это обусловлено тем, что в таких ситуациях вторжение осуществлялось с разрешения и согласия хозяев.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 19

Уголовная ответственность

Но далеко не всегда можно обойтись простым штрафом или административным арестом. Иногда ситуация оказывается куда более серьёзной и влечёт за собой соответствующую ответственность. В некоторых случаях при проникновении на различные охраняемые объекты, пункты и зоны лиц, не имеющих необходимых законных прав и допусков, деяние рассматривается как уголовное преступление. Здесь действует статья 215.4 УК РФ.

Если дееспособный гражданин совершил подобное противоправное действие несколько раз, то есть отмечается факт рецидива, тогда действующий в РФ Уголовный кодекс предусматривает следующие варианты ответственности:

  1. Денежный штраф. Его сумма может составлять до 500 тысяч рублей, что в значительной мере превосходит штрафы за административное правонарушение.
  2. Денежный штраф, который равен суммарному доходу обвиняемого за последние 18 месяцев.
  3. Ограничение свободы. Максимальный срок такой меры составляет 24 месяца.
  4. Лишение свободы. Проникнув неоднократно на охраняемый объект, человек рискует оказаться за решёткой на 24 месяца. 2 года являются максимальным сроком лишения свободы за подобное правонарушение.

Также преступление будет квалифицироваться как уголовное в следующих случаях:

  • если совершённое незаконное проникновение осуществляет группа лиц по их предварительному сговору;
  • если совершённое проникновение на объект, пункт или зону связано с созданием настоящей угрозы дальнейшего распространения сведений, касающихся государственной тайны.

Здесь предусмотрены несколько иные меры пресечения. В подобных ситуациях правонарушителям грозит:

  • денежный штраф, сумма которого составляет до 700 тысяч рублей;
  • денежный штраф, равный суммарному доходу обвиняемого за последние 24 месяца;
  • лишение свободы – правонарушители могут получить тюремный срок до 4 лет.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 20

Появление статей в Административном и Уголовном кодексах РФ относительно ответственности людей за несанкционированное проникновение на различные охраняемые объекты датируется 30.12.2015 года и предусмотрено ФЗ N 443-Ф3 и N 441-Ф3 соответственно. Полный текст документа:

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)

Статья 215.4. Незаконное проникновение на охраняемый объект

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 441-ФЗ)

  1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершённое неоднократно, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  2. То же деяние:
    • совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    • сопряжённое с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну,

– наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

Примечание. Проникновение на указанные в настоящей статье объекты признаётся незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершённым неоднократно, если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В Российской Федерации значительно ужесточили ответственность за проникновение на различные объекты, находящиеся под государственной и ведомственной обязательной охраной. Потому не стоит лишний раз рисковать и сугубо ради получения острых ощущений совершать подобные незаконные действия. Учтите, какую ответственность вы можете понести за свои деяния, и чем это может обернуться в дальнейшем.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект - картинка 21

Крайне печально, когда обычная шалость или хулиганство заканчивается тюремным заключением. Заплатить штраф ещё можно, а вот отбывать срок просто за то, что ты оказался в охраняемой зоне, никто не захочет. Так что сами понимаете, насколько это рискованно и опасно заниматься незаконным проникновением. Но подобные меры являются правильными и необходимыми. Всё же в стране есть множество объектов, которые представляют повышенную ценность для государства, а также могут заинтересовать потенциальных преступников.

Чтобы предотвратить угрозы хищения важной информации, ценных предметов, опасных веществ, а также создания террористической угрозы, требуется минимизировать круг лиц, имеющих доступ на объекты. Любой правонарушитель обязан нести ответственность за свои действия. А их пример станет для остальных наглядным уроком.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях