prestima.ru

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Отмена постановления о привлечении к административной ответственности". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

barser52 › Блог › Как правильно обжаловать постановление ГИБДД

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности - картинка 2

Большинство наших водителей не знает порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и особенности данной процедуры. Это факт — и с ним трудно спорить. В то же время обжалование постановления остается той самой последней соломинкой в руках «утопающего» водителя, которого уже вроде как лишили прав или оштрафовали на немалую сумму, но еще остается шанс все исправить.

Итак, в отношении вас было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, допустим в виде штрафа или лишения права управления транспортными средствами (ТС) на определенный срок. В первом случае постановление выносилось подразделением ГИБДД, во втором – мировым или федеральным судьей. Вы имеете твердое желание опротестовать данные акты, но не знаете как. Давайте разбираться.

Сроки
Если мы имеем твердое желание обжаловать постановление, то нам необходимо помнить о сроках обжалования. В соответствии с ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ это можно сделать в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления. Это значит, что течение срока наступает только тогда, когда вы лично или через представителя получите бумажку с печатью и подписью. Обратите внимание, что речь идет о календарных сутках, а не о рабочих днях, поэтому даже если все 10 дней являются выходными (новогодние праздники, например), это не повод дожидаться их окончания и только после этого направлять жалобу в уполномоченный орган. Настоятельно рекомендуем делать все вовремя и в установленные сроки. Конечно, ч. 2 ст. 30.3. КоАП РФ предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока для обжалования, но только по уважительной причине, в качестве которой суд может признать длительное нахождение на лечении в больнице, командировку и т.д.

Распространенная ошибка, допускаемая при желании затянуть по времени подачу жалобы, заключается в том, что человек, имея на момент вынесения постановления уполномоченного доверенностью представителя, по совету этого же самого представителя берет больничный и «тянет резину». Если в деле об административном правонарушении имеется копия доверенности представителя или при рассмотрении заявления о продлении срока обжалования выяснится, что в пределах сроков обжалования у вас был поверенный с соответствующими полномочиями, то на восстановление сроков можете даже и не надеяться.

Кому жаловаться
В соответствии со ст. 30.1. КоАП РФ постановление может быть обжаловано:

# Если оно вынесено должностным лицом (сотрудником ГИБДД) – вышестоящему должностному лицу (начальнику вынесшего постановление сотрудника), в вышестоящий орган (например, ГИБДД субъекта РФ), в суд.
# Если оно вынесено судом – в вышестоящий суд.
Несмотря на имеющуюся альтернативу в первом случае, не советуем обращаться в вышестоящие органы или к должностным лицам — причины, думаю, всем понятны: отмена, хоть и незаконного, но все же постановления портит статистику ведомства, отсюда и нежелание разбираться в том, кто прав, кто виноват. Остается суд, как известно, самый гуманный в мире…

Как подавать жалобу
В данном вопросе у вас полная свобода выбора. Можете подать жалобу как через орган, вынесший обжалуемое постановление, так и направить ее непосредственно в суд, который ее будет рассматривать (ст. 30.2. КоАП РФ). Способы направления жалобы также на ваш выбор: хотите почтой, хотите лично через общую канцелярию суда. Только не забудьте зафиксировать факт подачи жалобы почтовой квитанцией или отметкой суда на копии жалобы.

Что писать в жалобе
Здесь, пожалуй, стоит начать с того, что не нужно писать в жалобе. Не превращайте жалобу в мексиканский сериал со слезами, голодными детьми-сиротами и несправедливыми чиновниками. Все должно быть четко и по делу. Вообще жалоба должна состоять как бы из трех частей. В первой части вы описываете ситуацию, во второй указываете причины вашего несогласия с вынесенным постановлением, в третьей, собственно, то, что вы просите у суда, то есть требуете отмены постановления. Указывая на нарушения, допущенные при оформлении или рассмотрении вашего дела, помните, что не все они для суда будут являться существенными и, следователь, не обязательно повлекут за собой отмену постановления. К существенным нарушениям можно отнести:

К жалобе вы можете приложить любые документы, которые, по вашему мнению, помогут суду принять правильное решение. Подача жалобы не облагается государственной пошлиной.

Результат
По результатам рассмотрения вашей жалобы может быть вынесено одно из следующих решений:

# об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
# об изменении постановления;
# об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
# об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.
Однако и это еще не все. Если вас не устраивает принятое по вашей жалобе решение, то вы вправе его также обжаловать в вышестоящий суд в таком же порядке, что и в случае с обжалованием первоначального постановления (ст. 30.9. КоАП РФ). Исключение составляют решения, принятые судами субъектов РФ (областные, краевые, республиканские). Они вступают в силу с момента их оглашения.

Обжалование в порядке надзора
Это последняя возможность добиться справедливости. Особо принципиальные граждане имеют шанс отменить постановление уже после его вступления в законную силу. Для этого можно обратиться с жалобой в суд субъекта федерации или в Верховный Суд РФ. Процедура подачи и результаты обращения в порядке надзора аналогичны всему вышеописанному(ст. 30.12. — 30.19 КоАП РФ).

Алгоритмы решения юридических задач

Существенно увеличить скорость и качество решения юридических задач помогут алгоритмы решения юридических задач. Составление таких алгоритмов и создание на их основе роботов, которые смогут решать (по крайней мере, некоторые) юридические задачи эффективнее человека-профессионала, – лишь вопрос времени и желания лиц, обладающих соответствующими ресурсами.

Существенно увеличить скорость и качество решения юридических задач помогут алгоритмы решения юридических задач. Составление таких алгоритмов и создание на их основе роботов, решающих (по крайней мере, некоторые) юридические задачи эффективнее человека-профессионала, лишь вопрос времени и желания лиц, обладающих соответствующими ресурсами.

Создание алгоритмов решения юридических задач является новым, более совершенным видом систематизации законодательства, которую автор называет «целевой систематизацией», т.к. законодательство и судебная практика систематизируется под конкретную цель. Например, в нашем случае целью является отмена постановления о назначении административного наказания.

В отличие, например, от гражданского законодательства, в рамках которого можно составить множество основных алгоритмов, в рамках законодательства об административных правонарушениях условно можно выделить три основных алгоритма:

  1. Для соответствующих судей, органов и должностных лиц – привлечение виновных лиц к административной ответственности;
  2. Для лиц, привлеченных к административной ответственности, и их представителей — отмена постановлений о назначении административного наказания или иное улучшение положения лиц, привлеченных к административной ответственности;
  3. Для вышестоящих судей, органов и должностных лиц – рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания.

Это важно знать:

Алгоритм отмены постановления

Вводные данные для алгоритма отмены постановления о назначении административного наказания (далее – Алгоритм):

В отношении физического лица (далее – О) вынесено постановление о назначении административного наказания (далее – Постановление), которым О признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного особенной частью КоАП РФ.

Цель – отменить Постановление или максимально уменьшить наказание.

Некоторые замечания по поводу Алгоритма:

  • Для отмены Постановления необходимо установить нарушения закона, допущенные соответствующими судьями, органами и должностными лицами при производстве по делу.

Таких требований закона много, а полного и четкого их перечня нигде нет (в каждом конкретном случае он разный), поэтому на практике нарушения закона неизбежны. Алгоритм по своей сути является перечнем обстоятельств, основанных на законе и судебной практике, которые обязательно необходимо установить для проверки законности Постановления.

Алгоритм отмены постановления о назначении административного наказания

Краткое содержание:

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности - картинка 5

Эффективность (скорость и качество) решения юридических задач, в том числе судьями и должностными лицами, оставляет желать лучшего. Причин тому несколько, и они отлично известны профессионалам.

Алгоритм

  • Какие нормы права подлежат применению и верно ли они применены соответствующими должностными лицами, органом, судом (глава 1):

Какие нормы права и судебная практика подлежат применению; Не были ли нарушены требования Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров; Какие нормы права, подлежащие применению, противоречат НПА, имеющим высшую юридическую силу; Какие нарушены требования закона о действии закона во времени (1.7) и в пространстве (1.8).

Доказаны ли обстоятельства, на основании которых вынесено Постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7); Верно ли осуществлена оценка доказательств (ст. 67 ГПК); Соответствуют ли доказательства требованиям закона (статьи 59 и 60 ГПК); Имеют ли место неустранимые сомнения (ч. 4 ст. 1.5).

С помощью подобных алгоритмов решение юридических задач будет выведено на качественно новый уровень.

Оглавление

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

— вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

— в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

— в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Чем отличается протокол от постановления?

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

О суде

Арбитражный суд Магаданской области

Обзор судебной практики по делам, связанным с применением норм кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующих привлечение лиц к административной ответственности

Обзор судебной практики по делам, связанным с применением норм кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих привлечение лиц к административной ответственности (причины отмен постановлений административных органов), за 2011 год

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 96-ФЗ (далее – АПК РФ) к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

Административная ответственность юридических лиц. Обжалование постановлений в арбитражном суде

Административная ответственность юридических лиц

В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.

Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.

Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф. При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности - картинка 9

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности - картинка 10Порой, осуществляя свою деятельность юридические лица, хотят они того или нет, попадают в сферу, регулируемую Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФоАП). Деятельность юридических лиц может быть проверена несметным количеством контролирующих организаций. Это и органы внутренних дел, и налоговые органы, федеральная инспекция труда и Роспотребнадзор, пожнадзор и многие-многие другие (далее также административные органы).

Не буду оспаривать важность существования таких органов, по крайней мере большинства из них, однако, иногда проверки носят предвзятый характер, а назначенное наказание ни коим образом нельзя назвать соизмеримым с совершенным правонарушением.

Несмотря на то, что совершившие административные правонарушения лица, в соответствии с КРФоАП, равны перед законом, по логике законодателя юридические лица, по сравнению с должностными лицами, к которым в части назначения наказания приравнены индивидуальные предприниматели, а также по сравнению с физическими лицами, за одно и тоже административное правонарушение несут в разы большую ответственность.

Равенство, видимо, заключается в том, что административной ответственности юридические лица подлежат независимо от каких либо обстоятельств – подчиненности, организационно-правовых форм, места нахождения.

Производство по делам об административных правонарушениях

Для человека, впервые столкнувшимся с КРФоАП, разобраться что там в нем и к чему написано, очень трудно. По моему мнению, КРФоАП написан очень криво, его, как и Налоговый кодекс Российской Федерации, видимо, надо читать справа налево и сзади наперед.

Соответственно и сам административный процесс, процесс производства по делам об административных правонарушениях, недостаточно четко регламентирован.

Как говорится «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».

Если некоторые контролирующие органы достойно справляются со своей функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то часть сотрудников некоторых административных органов вообще не имеет никакого представления об административном процессе.

Так вот, безграмотность сотрудников контролирующих органов, нередко бывает причиной того, что административные правонарушения юридических лиц остаются безнаказанными (естественно не без помощи квалифицированных юристов).

Кроме того, относясь поверхностно к своим обязанностям, сотрудники некоторых контролирующих органов забывают про такие задачи административного производства как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

В результате, выносятся незаконные постановления о привлечении к административной ответственности.

Теперь, собственно, к вопросу об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КРФоАП постановление об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с АПК РФ такая жалоба называется заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Следует помнить, что заявление об оспаривании решения административного органа может быть подано в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Конечно, данный срок может быть восстановлен, но только если суд сочтет уважительными причины пропуска срока.

Арбитражное процессуальное законодательство, на которое ссылается в ч. 3 т. 30.1 КРФоАП – это Глава 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку нельзя объять необъятное, для начала остановимся на втором параграфе 25 главы АПК, регулирующем рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Выбор сделан на обжаловании решений административных органов, поскольку именно административными органами, в отличии от судов, принимается подавляющее большинство незаконных постановлений.

Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в 25 главе АПК РФ и КРФоАП (ст. 207 АПК РФ).

Для того, чтобы возбудить дело об оспаривании решения административного органа юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности в связи с осуществлением экономической деятельности, в том числе предпринимательской, должно подать в арбитражный суд заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа следующие:

— оно подается в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем. Также как и исковое заявление может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на сайте соответствующего арбитражного суда в интернете.

— в заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

— в заявлении должны быть указаны наименование заявителя, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;

— в заявлении должен быть указан перечень прилагаемых документов;

— в заявлении должны быть указаны наименование и место нахождения административного органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по мнению заявителя, оспариваемым решением, а также требования заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

К заявлению должен быть приложен текст оспариваемого решения – по факту копия постановления о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа должно быть направлено в соответствующий административный орган самим заявителем. Уведомление о вручении копии заявления или квитанция, подтверждающая направление копии заявления административному органу, также прилагается к заявлению, подаваемому в арбитражный суд.

Что касается требований, подлежащих указанию в заявлении, то такие требования, как правило, указываются в самом конце, так сказать, в просительной части, и заключаются в просьбе признать оспариваемое решение незаконным и отменить оспариваемое решение полностью или в части, либо об изменении решения.

Обратите внимание, госпошлину при обжаловании решения административного органа о привлечении к административной ответственности оплачивать не надо.

Относительно оснований для отмены постановления о привлечении к административной ответственности, то это темя для отдельной статьи, которую я, надеюсь, в ближайшее время напишу.

Арбитражный суд должен рассмотреть заявление об оспаривании решения административного органа в двухмесячный срок со дня поступления заявления. При этом арбитражный суд не связан доводами заявления об оспаривании, и проверяет правильность принятого постановления в полном объеме.

Рассмотрев заявление об оспаривании решения административного органа, арбитражный суд должен принять решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения, если установит, что решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

Если принятое арбитражным судом решение вас не устраивает вы также можете его обжаловать, правда не всегда. Об обжаловании таких решений арбитражного суда я также постараюсь рассказать в ближайшее время.

С наилучшими пожеланиями, Адвокат, к.ю.н. Мугин Александр С.

Отмена постановления о привлечении к административной ответственности

«Причины отмены судами постановлений и заявлений Управления
Роспотребнадзора по городу Москве о привлечении к административной
ответственности хозяйствующих субъектов.
Анализ судебной практики»

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по городу Москве Юрченко А.А., коллегия отмечает, что в работе по совершенствованию правоприменительной практики и улучшению качества проведения административного расследования имеются положительные моменты. Юридическая служба Управления Роспотребнадзора по г.Москве (далее Управление):

— участвует в проверке соблюдения законности должностными лицами Управления в процессе проведения мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучии населения и законодательства о защите прав потребителей;

— проводит мероприятия по организации соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в целях совершенствования правоприменительной практики и улучшения качества проведения административного расследования в 2012 году отделом юридического обеспечения были проведены 7 совещаний-семинаров, в 2013 г. 2 совещания-семинара с должностными лицами территориальных отделов и отделов Управления.

Улучшился показатель качества работы по применению норм Кодекса об административных правонарушениях, выражающийся в соотношении количества обжалованных и отмененных решений должностных лиц Управления в суде. В связи с допускаемыми ошибками, при подготовке материалов дел об административных правонарушениях, в 2011 г. из 138 обжалованных постановлений отменено 52, то есть 38%. В 2012 г. из 152 обжалованных постановлений отменено 47, то есть 31%. Количество составов Кодекса об административных правонарушениях РФ, примененных специалистами Управления в 2011 г. составило 38, а в 2012 г. — 41.

Основными причинами возвращения юридическим отделом материалов дел об административных правонарушения, проектов постановлений о назначении административного наказания в отношении хозяйствующих субъектов являются следующие нарушения:

Основными причинами отмены судами постановлений и заявлений Управления о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов являются:

  1. Ненадлежащее извещение законного представителя юридического лица;
  2. Неправильная квалификация административного правонарушения;
  3. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
  4. Отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;
  5. Отсутствие состава или события административного правонарушения;
  6. Нарушение норм законодательства, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности;
  7. Представление интересов общества по общей доверенности;
  8. Использование недопустимых доказательств по делу;
  9. Привлечение к административной ответственности филиала юридического лица;
  10. Вынесение предписания, с нарушением требований действующего законодательства.

Из анализа причин возвращения материалов из юридического отдела в территориальные отделы для устранения выявленных недостатков выявлено, что судами постановления отменяются, практически, по тем же основаниям. Если юристы обнаруживают серьезные процессуальные нарушения, материалы административного дела возвращаются в Территориальные отделы со служебной запиской, которая является одновременно и письменной консультацией и методическими рекомендациями для руководителей Территориальных отделов, не только по конкретному административному делу, но и по аналогичным делам. В служебной записке указываются все выявленные недостатки, однако, зачастую руководителями Территориальных отделов такие возвраты расцениваются не как помощь, а как досадные придирки. Следующие материалы дел об административных правонарушениях приносят в юридический отдел с теми же самыми нарушениями.

При этом судебная практика Управления показывает, что в разных отделах Управления качество подготовки материалов очень различается: при наличии 1 специалиста, занимающегося юридическим обеспечением количество положительных судебных решений составляет в ТО ВАО 98%, в ТО СВАО – 62%, в ТО САО – 46%, а в ТО ЮАО при наличии заместителя начальника территориального отдела и 2 специалистов, занимающихся юридическим обеспечением количество положительных судебных решений составляет 59%. Необходимо отметить также низкие показатели положительных решений, принятых по материалам направленным в суды ТО в Зеленограде и Шереметьево, но в этих отделах отсутствуют специалисты, занимающиеся юридическим обеспечением. На основании вышеизложенного коллегия

1. Принять к сведению информацию начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по г. Москве Юрченко А.А., о причинах отмены судами постановлений и заявлений Управления Роспотребнадзора по городу Москве о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов и анализ судебной практики.

2. Считать одним из важнейших показателей работы Управления Роспотребнадзора по г. Москве показатель соотношения количества обжалованных и отмененных решений должностных лиц Управления Роспотребнадзора по г. Москве в суде, к количеству вынесенных постановлений.

3. Начальнику отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по г. Москве:

3.1. Оказывать правовую помощь должностным лицам Управления Роспотребнадзора по г. Москве при проведении контрольно-надзорных мероприятий

3.2. Обеспечить ведение базы данных постановлений Управления Роспотребнадзора по г. Москве, отменённых решениями судов г. Москвы

3.3. Использовать средства массовой информации, в том числе сайт Управления Роспотребнадзора по г. Москве, для своевременного информирования населения по правовым вопросам, касающимся санитарно-эпидемиологических, а так же вопросов защиты прав потребителей

3.4. Подготовить единый алгоритм действий при осуществлении ареста и конфискации предметов административного правонарушения, а так же отбора проб образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы

Срок до 15.03.2013г.

3.5. Обеспечивать юридическое сопровождение материалов административных дел направляемых в судебные органы из территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве

3.5. Осуществлять согласование заявлений о привлечении лиц к административной ответственности и определений о направлении дел по подведомственности в судебные органы

3.6. С целью повышения эффективности работы Управления, проводить регулярные практические занятия (семинары) для специалистов территориальных отделов Управления, в штате которых отсутствуют специалисты отдела юридического обеспечения

3.7. Проводить в отделе юридического обеспечения дополнительное обучение специалистов территориальных отделов Управления по актуальных вопросам возникающих в практической деятельности территориальных отделов

3.8. Проводить совещания – семинары по судебной практике с разбором конкретных причин отмены судами постановлений и заявлений Управления о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов

Срок по мере необходимости.

3.9. Подготовить проект приказа Управления Роспотребнадзора по г. Москве об отмене Приказа от 07.12.2009 г. № 170 «О порядке представления протоколов об административных правонарушениях в отдел юридического обеспечения»

Срок до 25.03.2013

4. Начальникам отделов, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве обеспечить:

4.1. Согласование с отделом юридического обеспечения проектов заявлений о привлечении лиц к административной ответственности и определения о направлении административных материалов по подведомственности в судебные органы

4.2. Оформление фотоматериалов в приложение к административным материалам, направляемым в суды, с целью содержания полной доказательной базы правонарушений

4.3. Проведение анализа практики применения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей и принять меры по исправлению ситуации и недопущению впредь отмеченных недостатков в работе

4.4. Направление в суды материалов содержащих правильную квалификацию правонарушений по статьям КоАП РФ

4.5. Использование в полной мере предоставленных полномочий при осуществлении контроля за удержанием наложенных штрафов, в том числе направление в суды административных материалов по ст. 20.25 КоАП РФ

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях