prestima.ru

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

СТ 352 УК РФ.

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по
неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 352 Уголовного кодекса

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составу, предусмотренному ст. 263 УК. Правила кораблевождения регламентированы Уставом службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 22 июля 2010 г. N 999, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей.

3. Деяние окончено с момента причинения смерти человеку либо наступления иных тяжких последствий (например, вреда здоровью человека, существенного материального ущерба, срыва боевого задания и т.д.).

Второй комментарий к Ст. 352 УК РФ

1. Нарушение правил кораблевождения включает ошибки в процессе управления кораблем в плавании, в частности, при определении курса и скорости корабля и т.д.

Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании узлов и агрегатов корабля, обеспечивающих безопасность его движения, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, специальных мероприятий.

2. Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации плавающих средств.

3. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения

Полный текст ст. 352 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 352 УК РФ.

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 352 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере безопасного управления военной техникой, дополнительный — жизнь и здоровье человека;
2) объективная сторона: заключается в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, например, превышение скоростного режима, совершение действий, выходящих за пределы служебных обязанностей, отклонение от маршрута (особенно в местах, опасных для прохождения кораблей). Предмет преступления — военный корабль, как надводный, так и подводный (подводные лодки), оснащенный для решения боевых задач. Обязательный элемент состава — последствия: смерть человека или иные тяжкие последствия;
3) субъект специальный: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе — во время прохождения ими военных сборов, управляющие или эксплуатирующие военный корабль;
4) субъективная сторона: характеризуется неосторожной формой вины, как к совершаемым действиям, так и к последствиям.

3. Судебная практика. В августе 2003 года российская атомная подводная лодка «К-159» затонула в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. В связи с данным происшествием было возбуждено дело по ст. 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения».

_________________
URL: http://www.pravda.ru/test/accidents/30-08-2003/840478-0/

Консультации и комментарии юристов по ст 352 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 352 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 352 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок вождения или эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасное плавание для людей, самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.

Корабельный устав Военно-Морского Флота относит к кораблям Военно-Морского Флота боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения (ст. 1).

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.

Основными актами, регулирующими установленный порядок мореплавания кораблей Военно-Морского Флота, являются Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля; Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями; Правила безопасности плавания; Правила техники эксплуатации вспомогательных судов и базовых плавучих средств Военно-Морского Флота; Инструкция по штормовым готовностям; Правила устройства безопасной эксплуатации подводных снарядов; Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине; Инструкция о порядке классификации, расследования происшествий с кораблями, судами, их вооружением и военной техникой и организации работы по предупреждению аварийности в Военно-Морском Флоте; Устав службы на судах обеспечения; Положение о введении надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ Военно-Морского Флота; международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.

В процессе кораблевождения, т.е. непосредственного управления кораблем в плавании, командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля для предотвращения такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия — на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей. Командир корабля не несет ответственности за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь при условии, если авария корабля произошла из-за таких местных условий (факторов), которые могли быть известны только лоцману (подводные рифы, затонувшие суда, отмели и т.п. препятствия, не обозначенные на судовой карте).

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военных кораблей. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблей. Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и др.).

Нарушение правил эксплуатации корабля включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и др.).

Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля — причинение по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Их содержание аналогично рассмотренным ранее.

Обязательный признак преступления — причинная связь. Ее установление в сложных случаях может быть осуществлено с помощью эксперта.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, на которого возложена обязанность по кораблевождению или эксплуатации корабля (командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Другой комментарий к статье 352 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушение правил вождения военного корабля выражается в неправомерном уклонении от установленного курса, превышении скорости и т.п.; нарушение правил его эксплуатации — в изменении установленного порядка обслуживания различных агрегатов военного корабля и др.

Иными тяжкими последствиями признаются причинение средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, серьезное повреждение военного корабля, срыв важного боевого задания и т.п.

2. Преступление считается оконченным с момента причинения по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по вождению военного корабля (командир корабля, его помощники, штурман) или его эксплуатации.

Комментарий к статье 352 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — установленный порядок кораблевождения. Предмет преступления — военные корабли: авианосцы, крейсера, подводные лодки и др.

Объективная сторона характеризуется следующими признаками:

— деяние — нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей;

— последствия — неосторожное причинение смерти человеку или иных тяжких последствий;

— наличие причинной связи.

Нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей предполагает несоблюдение установленного маршрута, ошибки при буксировке, десантировании, ведении погрузочно-разгрузочных работ, неправильное техническое обслуживание кораблей и т.п. Поскольку диспозиция бланкетная, в каждом случае необходимо устанавливать, какое конкретно правило кораблевождения было нарушено.

Состав по конструкции материальный: преступление окончено с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий (причинение вреда здоровью членов экипажа, повреждение корабля и т.п.).

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект — военнослужащий, ответственный за соблюдение правил вождения или эксплуатации военного корабля. Субъект специальный.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Остались вопросы по ст 352 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 352 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения (действующая редакция)

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 352 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушение правил вождения военного корабля выражается в неправомерном уклонении от установленного курса, превышении скорости и т.п.; нарушение правил его эксплуатации — в изменении установленного порядка обслуживания различных агрегатов военного корабля и др.

Иными тяжкими последствиями признаются причинение средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, серьезное повреждение военного корабля, срыв важного боевого задания и т.п.

2. Преступление считается оконченным с момента причинения по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по вождению военного корабля (командир корабля, его помощники, штурман) или его эксплуатации.

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ)

Непосредственный объект — установленный порядок управления военными кораблями, их эксплуатации. Дополнительный непосредственный объект — жизнь, здоровье людей и собственность.

Объективную сторону образуют: 1) нарушение правил кораблевождения; 2) нарушение правил эксплуатации военных кораблей, повлекшее смерть человека либо иные тяжкие последствия. Указанные правила содержатся прежде всего в Корабельном уставе Военно-Морского Флота Российской Федерации, Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в иных наставлениях, инструкциях и других нормативных актах.

Военными признаются как надводные, так и подводные корабли боевого и вспомогательного назначения, входящие в состав Военно-Морского

Флота и плавающие под Военно-морским флагом РФ. Нарушением правил кораблевождения признается несоблюдение требований управления кораблем в плавании, при маневрировании, определении его курса, причаливании и др. Нарушением правил эксплуатации является отступление от требований технического обслуживания как корабля в целом, так и отдельных его узлов, агрегатов, механизмов, хранения и транспортировки вооружения, грузов и др.

Для объективной стороны требуется также, чтобы нарушение правил кораблевождения и эксплуатации корабля повлекло наступление по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, к числу которых относятся, например, повреждение корабля, разрушение места стоянки (пирса), столкновение с иными кораблями, посадка на мель, возникновение пожара, затопление корабля, причинение вреда здоровью членов экипажа и др. Если данные последствия отсутствуют, то уголовная ответственность исключается, в связи с чем требуется установление причинной связи между нарушением правил кораблевождения и эксплуатации военного корабля и наступившими в результате этого указанными последствиями.

Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной виной в отношении нарушения правил кораблевождения либо эксплуатации военного корабля и неосторожной виной по отношению к наступившим последствиям.

Субъектом преступления является военнослужащий, связанный с кораблевождением либо с эксплуатацией кораб-ля, т.е. командир, штурман, механик, вахтенный офицер, рулевой, моторист, а также инженерно-технический персонал доков, ремонтных баз и др.

В чем заключается суть правонарушения

Состав правонарушения по рассматриваемой статье называют специальным относительно состава, описываемого в статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».

Самый важный признак нарушения – причинно-следственная связь. В некоторых случаях, когда ее установление оказывается слишком сложной задачей для следствия, к работе привлекают эксперта или экспертную комиссию.

Примечание. Правила кораблевождения регламентированы Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ, введенным в действие Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ от 1 сентября 2001 г. N350, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

Правонарушение считается совершенным с момента наступления последствий (гибель человека либо другие тяжелые события, как, например, вред здоровью, материальный ущерб, провал боевой задачи и т. д.).

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность - картинка 3

Субъективная сторона

Субъективная сторона нарушения правил кораблевождения характеризуется проявлением неосторожности со стороны служащего (легкомысленное отношение к своим обязанностям либо небрежность).

Субъект деяния специальный. Это значит, что субъектом нарушения правил кораблевождения может быть только военный, которому было вверено управление кораблем (кораблевождение или эксплуатация корабля). В их число входят: командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность - картинка 4

Примеры из судебной практики

Большинство судебных приговоров ссылается в своих выводах на Корабельный устав ВМФ и Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ. Часть приговоров, помимо вышеуказанных норм, ссылается также на более узкоспециализированные нормы, регламентирующие порядок плавания в определенных районах Мирового океана, правила использования отдельных механизмов корабля или проведение отдельных операций по управлению и эксплуатации военного судна.

К примеру, в деле по факту несоблюдения норм по вождению МПК «Кореец», следствием которого стало повреждение гидроакустического комплекса (ГАК), суд, помимо общих норм по управлению военным судном, сослался на несоблюдение обвиняемыми Ф., С. и Т. «Правил использования районов и средств обеспечения боевой подготовки на Краснознаменном Тихоокеанском флоте».

В уголовном деле о нарушении правил и норм использования подводной лодки «Б-494», повлекшем выход из строя оборудования капсулы ГАК корабля, суд сослался на нарушение подсудимым А. норм, изложенных в инструкции «Создание больших наклонений» и «Руководстве по борьбе за живучесть подводной лодки».

В приговоре по уголовному делу о нарушении правил эксплуатации судна ВМФ – большой атомной подводной лодки на Северном Флоте – подсудимому М., кроме нарушений общих правил использования кораблей, вменили также отступление от требований всевозможных технических описаний и инструкций по эксплуатации конкретных механизмов.

Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 352 УК РФ должно быть точно установлено, кем и какие именно были допущены отступления от требований по управлению и эксплуатации военным судном, которые в конечном итоге привели к гибели человека из-за неосмотрительности виновного либо иным тяжким последствиям, и в каких нормативно-правовых актах и (или) технических нормах они содержатся.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность - картинка 5

Квалифицирующие признаки

Итак, для квалификации преступления по статье 352 УК РФ необходимо, чтобы нарушение правил повлекло за собой гибель человека или иные тяжкие события. Иные последствия носят оценочный характер. К их числу можно отнести уничтожение военного судна, причинение крупного материального вреда объектам корабля, срыв задания, для выполнения которого предназначалось судно, и т. д.

Для установления оценки тяжести ущерба требуется расчет степени негативного влияния на боеготовность и боеспособность военной части, затраты времени, требуемые на устранение образовавшейся неполадки, а также объем материальных затрат.

Неправомерное действие, закрепленное в статье 352 УК РФ, относится к категории правонарушений средней тяжести.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность - картинка 6

Какое наказание грозит преступнику

В рассматриваемой статье представлена только одна мера наказания – тюремное заключение. Максимальный срок – семь лет. Минимальный порог не установлен, что многие юристы считают напрасным.

Внесение в статью минимального срока уголовной ответственности помогло бы подчеркнуть строгость применяемого наказания (по сравнению с существующим) за преступление, в качестве квалифицирующих признаков которого выступает гибель человека либо нанесение тяжелого ущерба его здоровью и жизни, а также объемные материальные затраты для государства, связанные с уничтожением корабля либо нанесением ему повреждений, что приводит к снижению его боевой готовности и выводу корабля из фактически действующих сил флота (временно или окончательно).

Объективная сторона

Рассматриваемая сторона правонарушения состоит в несоблюдении правил кораблевождения или эксплуатации военных судов.

Кораблевождение – это управление кораблем во время плавания. Отступления от правил по вождению военным судном могут проявляться не только в неправильном действии, но и в бездействии.

В качестве примеров нарушения можно назвать: лицо не определило глубину, и судно село на мель, не была сброшена скорость в момент преодоления узости; не соблюдены правила по расхождению со встретившимся кораблем, что привело столкновению кораблей и т. д.

Ошибки при эксплуатации корабля случаются во время технического обслуживания, погрузочных или разгрузочных работ, при выполнении специальных действий или заданий особой важности, связанных с применением военного судна по его фактическому предназначению (минирование, десантирование и прочее).

Объект деяния – порядок и правила кораблевождения и эксплуатации военного корабля.

В каких случаях можно избежать ответственности

Для военнослужащих предоставляется возможность изменения наказания в виде тюремного заключения на содержание в дисциплинарной воинской части, согласно 1 пункту статьи 55 «Содержание в дисциплинарной воинской части» УК РФ.

Подобная замена допустима, если суд пришел к выводу, что можно изменить наказание с учетом характера правонарушения и личности осужденного. Но это действительно только при условии, когда военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, назначили тюремное заключение сроком от 3 месяцев до 2 лет (либо военнослужащему-контрактнику, состоящему на рядовых или сержантских должностях, не отслужившему сроков, установленных для службы по призыву).

Краткое содержание ст. 352 УК РФ с комментариями к ней

В статье говорится о том, что отступление от утвержденных положений и норм по управлению или использованию кораблей военного назначения должно повлечь за собой гибель человека (по причине неосмотрительности) либо другие тяжелые события.

Военнослужащему, виновному в упомянутом деянии, грозит тюрьма.

В комментариях к 352 УК РФ говорится о составе преступления, его объективной и субъективной стороне, объекте, субъекте и квалификационных признаках.

Порядок и правила мореплавания кораблей Военно-Морского Флота содержатся в следующих нормативно- правовых актах:

  1. Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля.
  2. Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями.
  3. Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине.
  4. Устав службы на судах обеспечения.
  5. Международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.

Важно! Военными кораблями считаются: авианосцы, крейсеры, подводные лодки, торпедные катера, суда обеспечения и другие корабли, состоящие на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность - картинка 7

Основные проблемы в доказательной части

Статья 352 УК РФ аналогична по составу правонарушения и его субъективной стороне со статьями 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин» и 351 «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» Уголовного кодекса. Их различие лишь в объекте нарушения.

Помимо указанных сходств, указанные статьи связывает бланкетный характер.

Справка. Под бланкетной понимают такую диспозицию, которая непосредственно в самом уголовном законе не дает обозначения признакам неправомерного поступка, а направляет за их поиском к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права (административного, гражданского и т. д.).

В нашем случае бланкетный характер при рассмотрении статьи 352 УК создает значительные затруднения, поскольку объем нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма большой (вы могли его видеть в начале нашей статьи).

Бланкетный характер диспозиции 352 статьи обеспечивает стабильность уголовно-правовой нормы. За все время существования кодекса с 1996 года изменения в диспозицию вносились лишь один раз.

Наличие в субъективной стороне изучаемой статьи признака неосторожной вины препятствует квалификации умышленных действий в случае нарушения правил управления и эксплуатации кораблем.

Умышленное повреждение или уничтожение военной техники не учтено в Уголовном кодексе. Рассмотрение подобного действия со стороны военнослужащего по статьям 346 «Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества» или 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ крайне проблематично в применении.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность - картинка 8

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 УК РФ: кого касается и какова ответственность

Правонарушение по статье 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения» входит в Главу 33 Особенной части Уголовного кодекса «Преступления против военной службы». Оно может быть отнесено к преступлениям против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники.

Рассмотрим, в чем заключается суть нарушения по этой статье, как она предстает с объективной и субъективной стороны, чем вызваны затруднения в применении статьи 352 УК и как можно избежать ответственности, предписанной за несоблюдение правил управления военным кораблем.

Заключение

Итак, для наличия состава правонарушения по статье 352 УК РФ требуется обнаружение причинно-следственной связи между отступлением от порядка использования военного судна и наступления последствий (гибели человека или другого тяжелого ущерба). К ответственности может быть привлечен только военный, которому было вверено управление кораблем.

Применение рассмотренной статьи затруднено бланкетным характером диспозиции. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма объемный. Потому на практике можно столкнуться со случаями использования узкоспециализированных норм законодательства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

СТ 352 УК РФ.

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по
неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 352 Уголовного кодекса

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составу, предусмотренному ст. 263 УК. Правила кораблевождения регламентированы Уставом службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 22 июля 2010 г. N 999, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей.

3. Деяние окончено с момента причинения смерти человеку либо наступления иных тяжких последствий (например, вреда здоровью человека, существенного материального ущерба, срыва боевого задания и т.д.).

Второй комментарий к Ст. 352 УК РФ

1. Нарушение правил кораблевождения включает ошибки в процессе управления кораблем в плавании, в частности, при определении курса и скорости корабля и т.д.

Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании узлов и агрегатов корабля, обеспечивающих безопасность его движения, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, специальных мероприятий.

2. Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации плавающих средств.

3. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к ст. 352 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушение правил вождения военного корабля выражается в неправомерном уклонении от установленного курса, превышении скорости и т.п.; нарушение правил его эксплуатации — в изменении установленного порядка обслуживания различных агрегатов военного корабля и др.

Иными тяжкими последствиями признаются причинение средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, серьезное повреждение военного корабля, срыв важного боевого задания и т.п.

2. Преступление считается оконченным с момента причинения по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по вождению военного корабля (командир корабля, его помощники, штурман) или его эксплуатации.

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к ст. 352 УК РФ

1. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблям.

Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и т.д.).

2. В качестве обязательных признаков предусмотрены последствия в виде смерти или иные тяжкие последствия. Они должны находиться в причинной связи с нарушениями.

3. Вина выражается в форме неосторожности.

4. Субъект преступления — специально подготовленные военнослужащие, на которых возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации корабля.

Статья 352 УК РФ Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к ст. 352 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составу, предусмотренному ст. 263 УК. Правила кораблевождения регламентированы Уставом службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 22 июля 2010 г. N 999, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей.

3. Деяние окончено с момента причинения смерти человеку либо наступления иных тяжких последствий (например, вреда здоровью человека, существенного материального ущерба, срыва боевого задания и т.д.).

Комментарий к статье 352 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Комментируемая статья является специальной нормой по отношению к ст. 263 УК, от которой она отличается ведомственной принадлежностью корабля.

Под военными кораблями понимаются боевые суда, суда обеспечения и другие корабли, относящиеся по ведомственной принадлежности к Вооруженным Силам РФ, другим войскам и воинским формированиям РФ.

2. С объективной стороны состав преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями (бездействием): нарушением либо правил вождения, либо правил эксплуатации военных кораблей. Диспозиция статьи бланкетная; соответствующие правила определяются ведомственными нормативными правовыми актами, а также Корабельным уставом Военно-Морского Флота, утвержденным Приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом от 1 сентября 2001 г. N 350.

3. Преступление признается оконченным в момент причинения смерти человеку или наступления иных тяжких последствий. К иным тяжким последствиям можно отнести причинение тяжкого вреда здоровью человека, уничтожение или серьезное повреждение военного корабля, срыв выполнения боевой задачи, разрушение портовых коммуникаций и т.д.

4. С субъективной стороны состав преступления характеризуется легкомыслием или небрежностью.

5. Субъект рассматриваемого состава преступления специальный. Им согласно ст. 331 УК может быть любой военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе и призванный на военные сборы, управляющий военным кораблем или ответственный за его эксплуатацию.

Комментарий к статье 352 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – установленный порядок кораблевождения. Предмет преступления – военные корабли: авианосцы, крейсера, подводные лодки и др.

Объективная сторона характеризуется следующими признаками:

– деяние – нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей;

– последствия – неосторожное причинение смерти человеку или иные тяжкие последствия;

– наличие причинной связи.

Нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей предполагает несоблюдение установленного маршрута, ошибки при буксировке, десантировании, ведении погрузочно-разгрузочных работ, неправильное техническое обслуживание кораблей и т.п. Поскольку диспозиция бланкетная, в каждом случае необходимо устанавливать, какое конкретно правило кораблевождения было нарушено.

Состав по конструкции материальный: преступление окончено с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий (причинение вреда здоровью членов экипажа, повреждение корабля и т.п.).

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект специальный – военнослужащий, ответственный за соблюдение правил вождения или эксплуатации военного корабля.

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК)

Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК).

Непосредственным объектом данного преступления является уста­новленный порядок производства полетов и подготовки к ним.

Правила полетов и подготовки к ним либо иные правила эксплуата­ции военных летательных аппаратов определены наставлениями, руко­водствами, инструкциями и другими нормативными актами Вооружен­ных Сил, других войск и воинских формирований.

К военным летательным аппаратам относятся находящиеся на во­оружении боевые (истребители, бомбардировщики, штурмовики) и транспортные самолеты, самолеты-заправщики, вертолеты и другие ле­тательные аппараты.

Объективная сторона. Нарушение правил полетов представляет несоблюдение их во время совершения полета. Полет начинается с запус­ка двигателей для взлета и оканчивается остановкой двигателей после посадки. Неправильный запуск двигателей, несоблюдение правил взле­та, выход из установленного коридора или эшелона, несоблюдение не­обходимой дистанции между самолетами при групповых полетах, на­рушение правил посадки летательного аппарата, неправильное управ­ление самолетом с командного пункта и т.д. могут привести к указан­ным в статье преступным последствиям.

Нарушения правил подготовки к полету включают в себя: несоблю­дение порядка и характера технического обслуживания летательного аппарата, его заправки топливом, неправомерный допуск к полету лет­чика и других членов экипажа, выпуск в полет неисправных аппаратов и т.д.

Уголовно наказуемыми являются лишь такие нарушения, которые повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия. К ним могут относиться причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членов экипажа и других людей, разрушение летательного аппарата, вывод из строя важных аэродромных коммуникаций, срыв выполнения боевой задачи и другие серьезные последствия.

Субъектом преступления может быть командир корабля, пилот, штурман, бортинженер, техник самолета, руководитель полетов, врач и другие военнослужащие, на которых возложены обязанности по обес­печению полетов и подготовки к ним.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной.

Непосредственным объектом деяния является установленный поря­док кораблевождения, обеспечивающий безопасность плавания воен­ного корабля.

К военным кораблям относятся крейсеры, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера, суда обеспечения и другие корабли, состоя­щие на вооружении в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Правила вождения и эксплуатации военных кораблей определяют­ся Корабельным уставом ВМФ, специальными руководствами, настав­лениями и другими нормативными актами.

Объективная сторона. Нарушения правил вождения и эксплуата­ции военных кораблей могут быть связаны с несоблюдением установ­ленных предписаний управления кораблем в целом или работой его отдельных агрегатов, частей и служб.

Уголовно наказуемыми являются такие нарушения, которые повлекли смерть человека либо иные тяжкие последствия. К ним могут быть отнесены причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью членов экипажа или других людей, серьезные повреждения кораб­ля или других кораблей, срыв выполнения боевой задачи и др.

Субъектом преступления может быть командир корабля, его помощ­ники, штурман, вахтенный офицер и другие военнослужащие, на кото­рых возложена обязанность вождения корабля и его правильной экс­плуатации.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторож­ностью.

Контрольные задания

1. Субъект преступлений против военной службы:

2. Субъективная сторона дезертирства характеризуется (ст. 338 УК РФ):

3. Состав нарушения уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ):

4. Неисполнение приказа (ч. 1 ст. 332 УК РФ) относится к преступлениям:

1) Небольшой тяжести;

2) Средней тяжести;

Тема 40. Преступления против мира и безопасности человечества.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 231 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях