prestima.ru

Гражданско правовая ответственность в сфере образования

Гражданско правовая ответственность в сфере образования - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Гражданско правовая ответственность в сфере образования". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Глава V. Правовая ответственность в сфере образования

В предыдущей главе уже поднимался вопрос об ответственности сторон в договоре платного образования, которая носит гражданско-правовой характер. Надо сказать, что в действующем законодательстве об образовании в целом весьма слабо решены вопросы регулирования правовой ответственности в образовательном процессе. Нормы Закона об образовании, устанавливающие основания ответственности, носят, в основном, отсылочный характер (см. в частности п. 3 ст. 32 Закона об образовании). Лишь в отдельных случаях закон определяет конкретную ответственность – за ведение индивидуальной педагогической деятельности без регистрации (ст. 48) и за некачественное образование (ст. 49).

В то же время для отношений в сфере образовательной деятельности в силу их многопредметности, многоаспектности характерны, пожалуй, все виды правовой ответственности – гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная. Авторитетный специалист в сфере образовательного права В. М. Сырых вводит и обосновывает особый вид юридической ответственности в образовательной деятельности, возникающей только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения.64

Рассмотрим нормативно-правовое регулирование гражданско-правовой ответственности в сфере образования.

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) характеризуется такими признаками, как имущественный характер санкций, компенсационно-восстановительная и стимулирующая функции ответственности; санкции применяются в пользу потерпевшего. Выделяют два вида ГПО – договорную, устанавливаемую соглашением сторон договора, и внедоговорную – за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью гражданина, и за причинение морального вреда.

В сфере образования можно выделить две группы оснований ГПО – за нарушение обязательств по договору платного образования и возмещение морального вреда. Если первая группа связана только с образовательным процессом на платной основе, то вторая – независимо от характера отношений образовательной организации и обучающегося.

Правовая ответственность образовательной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательной услуги, за её качество регулируется непосредственно договором и собственно требованиями, предъявляемыми законом к образованию. Тем самым выделяются общие основания ответственности образовательной организации, присущие ей как юридическому лицу – некоммерческой организации, предусматривающие гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность, и специальные основания, обусловленные характером собственно образовательной деятельности, педагогическими отношениями.

Закон об образовании определяет ряд оснований ответственности образовательной организации, в частности, за невыполнение функций, лежащих в его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательной программы, учебного плана, расписания, качество образования, нарушение прав и свобод обучающихся и работников, их жизнь и здоровье во время образовательного процесса (п. 3 ст. 32).

Анализ норм Закона об образовании вскрывает и другие основания правовой ответственности, в частности, за ведение образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований (лишение лицензии), за проведение образовательного процесса аккредитованной организацией не в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (лишение государственной аккредитации) и ряд др.

В то же время Закон об образовании не устанавливает конкретных мер ответственности, за исключением связанных с некачественным образованием (ст. 48), давая отсылку в целом к законодательству Российской Федерации.

Однако, если ответственность в законодательстве об образовании носит в целом дисциплинарный и административно-правовой характер, то неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательной услуги служат основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации не дает прямого определения института гражданско-правовой ответственности, что связано, в первую очередь, с неоднозначностью его правового содержания.

Применительно к исполнению обязательства по договору платного образования проявление гражданско-правовой ответственности имеет свои специфические черты, которые определяют особенности правовой защиты потребителя образовательных услуг.

1. Повышенная ответственность образовательной организации как профессионального участника образовательной деятельности. С этих позиций в обязанности образовательной организации входит принятие всех мер для надлежащего исполнения взятых заказчиком обязательств даже при условии, что не всегда их исполнение зависит от её действий и воли при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее по характеру обязательства (задержка выдачи лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, болезнь преподавателя и т. п.) (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Образовательная организация должна предусмотреть при заключении с обучающимися (их законными представителями) договоров платного образования возможные последствия, связанные с изменением учебного плана, заменой преподавателей, условий образовательного процесса, и детально регламентировать обоюдную ответственность сторон за неисполнение обязательств, включая условия об основаниях освобождения от ответственности, уменьшения объема ответственности. При этом по общему правилу образовательная организация не должна освобождаться от ответственности по своим основным обязательствам, связанным с организацией, проведением, обеспечением образовательного процесса.

2. Образовательная организация, не выполняя или ненадлежащим образом выполняя свои обязательства по договору оказания образовательных услуг, тем самым нарушает субъективное право обучающегося на получение образования, препятствует реализации им своего конституционного права.

Анализ деятельности образовательных организаций по возмездному оказанию образовательных услуг, основанный на практических наблюдениях, позволяет выявить основные факты, приводящие к нарушению прав обучающихся.

1. Зачастую не заключается в письменной форме договор об оказании образовательных услуг по программам дополнительного образования, как правило, имеющих краткосрочный характер.

2. Поступающего на обучение не знакомят под расписку с учебным планом (иным документом, его заменяющим).

3. Учебный план не входит в договор составной частью и подвергается нередко произвольному изменению со стороны администрации образовательной организации в процессе обучения. Хотя учебный план и является формой, выражающей трактование государственного образовательного стандарта (там, где это предусмотрено), он является всегда уникальным, особенным, т.к. образовательная организация вправе сама определять содержание обучения.

4. Образовательная организация, осуществляющая так называемый «публичный» набор, не объявляет план набора в соответствии с лицензией, т. е. число вакантных мест, начало, окончание приема.

5. В договоре нередко не указываются конкретные меры правовой ответственности образовательной организации за нарушение договорных обязательств, а также внедоговорных, но обусловленных законом (например, при потере лицензии, утрате силы свидетельства о государственной аккредитации).

Ранее мы показали, как устанавливается ответственность исполнителя и потребителя в предоставлении платного образования Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дополнительного и общего образования. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер, и ее возникновение обусловливается неисполнением либо ненадлежащим исполнением соответствующих договорных обязательств по осуществлению платной образовательной деятельности исполнителем.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1064, ст. 1068, ст. 1069) предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина действиями юридического лица, его работниками в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Нормами ст. 1079 ГК РФ предусматривается ответственность юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

Предусмотренные ГК РФ правила о возмещении вреда противоправными действиями имеют общий характер, т. е. относятся к любому гражданину или юридическому лицу, подпадающим под правовое регулирование соответствующей главы 59. Образовательная же деятельность имеет свои специфические особенности, влекущие и установление иных, кроме указанных в Гражданском кодексе РФ, оснований внедоговорной гражданско-правовой ответственности.

По нашему мнению, следует в соответствии со ст. 151 и ст. 1100 ГК РФ, установить основания возмещения гражданину морального вреда, причиненного действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Норма абз. 5 ст. 1100 ГК РФ закрепляет, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в иных случаях, предусмотренных законом, что дает основание закрепить в Законе об образовании эти основания. К таковым, по нашему мнению, следует отнести: прекращение образовательной организацией образовательного процесса в связи с лишением (потерей) лицензии, нарушением ею лицензионных требований, банкротством образовательной организации, потерей ею статуса государственной аккредитации; необоснованный отказ от приема на обучение, неправильное применение образовательных технологий с причинением вреда обучающемуся.

Следует также закрепить основания ГПО за причинение вреда личности обучающегося в образовательном процессе на основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ Законом об образовании может быть предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда. В этом случае ответственность возлагается независимо от вины причинителя.

К таким неправомерным действиям, причинившим вред, может быть отнесена деятельность образовательных организаций, связанная с неправильной эксплуатацией источников повышенной опасности (оборудование, приборы, установки, проведение учебных экспериментов и т.п.), а также несоответствие условий образовательного процесса лицензионным требованиям, ведение образовательного процесса без лицензии в условиях, не соответствующих установленным требованиям. Вред может быть причинен также и имуществу обучающегося, и он тоже подлежит возмещению в полном объеме. Подобные нормы включают ряд законодательных актов Российской Федерации.

Видимо законодателю необходимо изменить правовое содержание формы образовательного учреждения, предусмотрев ее только для государственных и муниципальных образовательных учреждений, либо отказаться от принципа субсидиарной ответственности учредителя, что впрочем, по нашему мнению, для государственных и муниципальных учреждений, с учетом социальной значимости образования и конституционной обязанности государства обеспечить право на образование, вряд ли допустимо.

Вероятно, следует исключить в Законе об образовании норму об участии граждан в составе учредителей образовательного учреждения, тем самым вывести их из числа субъектов субсидиарной ответственности. В то же время физические лица вправе быть учредителями образовательных организаций, создаваемых в иных формах некоммерческих организаций.

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Гражданско-правовая ответственность в сфере образования.

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) характеризуется такими признаками, как имущественный характер санкций, компенсационно-восстановительная и стимулирующая функции ответственности; санкции применяются в пользу потерпевшего. Выделяют два вида ГПО – договорную, устанавливаемую соглашением сторон договора, и внедоговорную – за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью гражданина, и за причинение морального вреда.

В сфере образования можно выделить две группы оснований ГПО – за нарушение обязательств по договору платного образования и возмещение морального вреда. Если первая группа связана только с образовательным процессом на платной основе, то вторая – независимо от характера отношений образовательной организации и обучающегося.

Правовая ответственность образовательной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательной услуги, за её качество регулируется непосредственно договором и собственно требованиями, предъявляемыми законом к образованию. Тем самым выделяются общие основания ответственности образовательной организации, присущие ей как юридическому лицу – некоммерческой организации, предусматривающие гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность, и специальные основания, обусловленные характером собственно образовательной деятельности, педагогическими отношениями.

Закон об образовании определяет ряд оснований ответственности образовательной организации, в частности, за невыполнение функций, лежащих в его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательной программы, учебного плана, расписания, качество образования, нарушение прав и свобод обучающихся и работников, их жизнь и здоровье во время образовательного процесса (п. 3 ст. 32).

Анализ норм Закона об образовании вскрывает и другие основания правовой ответственности, в частности, за ведение образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований (лишение лицензии), за проведение образовательного процесса аккредитованной организацией не в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (лишение государственной аккредитации) и ряд др.

В то же время Закон об образовании не устанавливает конкретных мер ответственности, за исключением связанных с некачественным образованием (ст. 48), давая отсылку в целом к законодательству Российской Федерации.

Однако, если ответственность в законодательстве об образовании носит в целом дисциплинарный и административно-правовой характер, то неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательной услуги служат основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации не дает прямого определения института гражданско-правовой ответственности, что связано, в первую очередь, с неоднозначностью его правового содержания.

Применительно к исполнению обязательства по договору платного образования проявление гражданско-правовой ответственности имеет свои специфические черты, которые определяют особенности правовой защиты потребителя образовательных услуг.

1. Повышенная ответственность образовательной организации как профессионального участника образовательной деятельности. С этих позиций в обязанности образовательной организации входит принятие всех мер для надлежащего исполнения взятых заказчиком обязательств даже при условии, что не всегда их исполнение зависит от её действий и воли при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее по характеру обязательства (задержка выдачи лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, болезнь преподавателя и т. п.) (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Образовательная организация должна предусмотреть при заключении с обучающимися (их законными представителями) договоров платного образования возможные последствия, связанные с изменением учебного плана, заменой преподавателей, условий образовательного процесса, и детально регламентировать обоюдную ответственность сторон за неисполнение обязательств, включая условия об основаниях освобождения от ответственности, уменьшения объема ответственности. При этом по общему правилу образовательная организация не должна освобождаться от ответственности по своим основным обязательствам, связанным с организацией, проведением, обеспечением образовательного процесса.

2. Образовательная организация, не выполняя или ненадлежащим образом выполняя свои обязательства по договору оказания образовательных услуг, тем самым нарушает субъективное право обучающегося на получение образования, препятствует реализации им своего конституционного права.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1064, ст. 1068, ст. 1069) предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина действиями юридического лица, его работниками в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Нормами ст. 1079 ГК РФ предусматривается ответственность юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

Предусмотренные ГК РФ правила о возмещении вреда противоправными действиями имеют общий характер, т. е. относятся к любому гражданину или юридическому лицу, подпадающим под правовое регулирование соответствующей главы. Образовательная же деятельность имеет свои специфические особенности, влекущие и установление иных, кроме указанных в Гражданском кодексе РФ, оснований внедоговорной гражданско-правовой ответственности.

Видимо законодателю необходимо изменить правовое содержание формы образовательного учреждения, предусмотрев ее только для государственных и муниципальных образовательных учреждений, либо отказаться от принципа субсидиарной ответственности учредителя, что впрочем, по нашему мнению, для государственных и муниципальных учреждений, с учетом социальной значимости образования и конституционной обязанности государства обеспечить право на образование, вряд ли допустимо.

Контрольные вопросы:

1. Понятие гражданско-правовой ответственности.

2. Формы гражданско-правовой ответственности.

3. Виды гражданско-правовой ответственности в сфере образования.

4. Возмещение убытков.

5. Основания и условия гражданско-правовой ответственности в сфере образования.

6. Причинная связь как условие гражданско-правовой ответственности.

Правовое регулирование гражданско-правовых отношений в сфере образования

  • Раздел
  • Задания
  • Как это работает

ТЕМА 9. Гражданско-правовая ответственность участников образовательных отношений

Имущественная ответственность образовательных организаций.

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательств по договору о предоставлении образовательных услуг.

Основания компенсации морального вреда участникам образовательного процесса.

Образовательные организации как юридические лица согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ отвечают по обязательствам всем принадлежащим имуществом. Многие образовательные организации осуществляют свою деятельность как бюджетные учреждения и автономные учреждения, которые обычно финансируются собственником (каким-либо публично-правовым образованием). Они имеют особый режим ответственности, позволяющий обеспечить выполнение учреждением своих функций. Бюджетному учреждению и автономному учреждению имущество принадлежит на праве оперативного управления, в связи с этим права на закрепленное за ними собственником имущество носят ограниченный характер согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об автономных учреждениях». Участие этих организаций в гражданском обороте происходит в узких пределах.

Уставом образовательных организаций в рамках их правоспособности может быть разрешено осуществление кроме основного и других видов деятельности. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) – образовательной деятельностью.

Основная деятельность бюджетного и автономного учреждения направлена на реализацию образовательных программ, она финансируется собственником из федерального бюджета. Также учредитель наделяет бюджетное и автономное учреждение различным движимым и недвижимым имуществом для осуществления образовательной деятельности. Эти организации отвечают по своим обязательствам всем находящимся на правах оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным или автономным учреждением собственником имуществом, так и приобретенным за счет доходов, полученных от различной деятельности (не противоречащей основной).

Бюджетное учреждение не вправе отвечать по своим обязательствам особо ценным движимым имуществом и недвижимым имуществом, принадлежащим собственнику или приобретенным бюджетным и автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств. Причем, надо отметить, что собственник имущества (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Для автономного учреждения согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ закреплены такие же правила при возникновении у него обязательств. Однако Федеральный закон «Об автономных учреж­дениях» допускает возможность приобретения автономным учреж­дением движимого или недвижимого имущества за счет собственных доходов, которым оно отвечает по долгам.

Кроме предоставления образовательных услуг за плату, бюджетные и автономные учреждения могут оказывать обучающимся другие услуги: продажа в розницу учебной и иной литературы, канцелярских товаров; предоставление в пользование компьютерной техники; ксерокопирование документов, литературы; организация дополнительного питания и др.

Гражданско-правовая ответственность образовательных организаций наступает по обязательствам вследствие: неисполнения договоров с обучающимися и другими лицами; причинения вреда – материального ущерба гражданину и (или) юридическому лицу, морального вреда.

Основаниями для возникновения ответственности при предоставлении платных или бесплатных услуг являются: неисполнение договорных обязательств – нарушение сроков предоставления образовательных услуг, требований к их качеству; предоставление неполной информации об оказываемых услугах; необоснованный отказ от заключения договора о предоставлении образовательных услуг.

Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель (образовательная организация) несет гражданско-правовую ответственность, если: нарушены сроки предоставления образовательных услуг – начала и (или) окончания, промежуточные сроки, либо не осуществлены в установленный срок; предоставлены образовательные услуги ненадлежащего качества.

Под качеством образовательных услуг следует понимать несоб­людение учебного плана: уменьшение количества часов по учебным дисциплинам; отказ от преподавания какой-либо учебной дисциплины; нарушение последовательности преподавания учебных дисциплин; проведение занятий преподавателем, не имеющим требуемой квалификации.

При нарушении образовательной организацией договорных обязательств заказчик (обучающийся) вправе требовать: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (до 30 дней); расторжения договора; возмещения убытков. В целях защиты прав обучающихся в договоре об оказании услуг целесообразно указать взыскание неустойки как меры ответственности в случае неисполнения обязательств образовательной организацией.

Нередко в образовательных организациях возникают проблемы по возмещению вреда здоровью несовершеннолетним. В зависимости от степени вины вред возмещается различно.

Согласно ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, если малолетний (от 6 до 14 лет) остался без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация возмещает причиненный малолетним вред.

Если малолетний временно находился под надзором образовательной организации – школы (медицинской организации) и причинил вред здоровью кому-либо, то эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник при осуществлении надзора не по ее вине.

Иные правила существуют для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Статья 1074 закрепляет самостоятельную ответственность таких лиц за причиненный ими вред, то есть образовательная организация не отвечает за его действия. Если у несовершеннолетнего в этом возрасте отсутствуют доходы, позволяющие возместить вред здоровью, то в таком случае его обязательства исполняют родители полностью (или частично), если будет доказана их вина.

Однако, если вред таким несовершеннолетним (случай травматизма) был причинен в присутствии педагогического работника, который мог бы предотвратить вред, но не предотвратил, тогда образовательная организация будет нести ответственность за вред, причиненный в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ее работником.

Существует исключение для несовершеннолетних от 14 до 18 лет, если они находятся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – вред обязана возместить эта организация, если не докажет иное.

Поскольку договор об оказании образовательных услуг регулируется также и Законом РФ «О защите прав потребителей», то в этом нормативно-правовом акте также предусмотрена ответственность исполнителя за вред, причиненный вследствие недостатков образовательных услуг в виде возмещения материального ущерба – возмещения затрат заказчика (обучающегося) и взыскания неустойки (за нарушение обязательств).

Гражданский кодекс РФ также устанавливает ответственность за причинение морального вреда. Статья 151 ГК РФ разъясняет, что под моральным вредом понимают физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» было дано более подробное определение морального вреда:

«Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.».

В случае причинения нравственных или физических страданий гражданин (обучающийся, педагогический работник) вправе предъявить иск о компенсации морального вреда. Такой вред компенсируется по решению суда, если будут доказаны условия его возмещения: степень вины причинителя вреда; наличие вреда (должен быть диагностирован); причинная связь между действиями причинителя вреда и его наступлением. Размер компенсации морального вреда устанавливает суд, руководствуясь при этом принципом разумности и справедливости.

Если образовательная организация причинит моральный вред обучающемуся (как потребителю услуг), то нормы Закона РФ «О защите прав потребителя» будут распространяться на подобные отношения.

Правом на компенсацию морального вреда может также обладать и образовательная организация как юридическое лицо, в отношении которого были распространены сведения, порочащие его деловую репутацию. Хотя такое право юридических лиц не было закреплено в Гражданском кодексе РФ, но Верховный Суд РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 указал, что «правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица».

Следовательно, если в отношении образовательной организации будут распространяться ложные, не соответствующие действительности, порочащие сведения, то в таком случае у нее возникает право на компенсацию морального вреда. В правоприменительной прак­тике есть случаи привлечения к ответственности образовательной организации. Суд при рассмотрении таких исков выносит решение не только о компенсации в денежном выражении, но также об обязанности ответчика дать опровержение порочащим сведениям.

Необходимо отметить, что моральный вред в результате нарушения деловой репутации подлежит компенсации независимо от вины причинителя вреда (ст. 1100 ГК РФ). Эта норма будет действовать, если обучающемуся (или другому лицу) будет причинен вред источником повышенной опасности (например, транспортным средством, энергией и т.п.), принадлежащим образовательной организации, то она независимо от вины обязательно должна возместить моральный вред.

Гражданско правовая ответственность в сфере образования

Гражданско правовая ответственность в сфере образования - картинка 6Гражданско правовая ответственность в сфере образования - картинка 7

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

  • Главная
  • О программе
  • Новости
    • Тематические новости
    • Экспорт из новостных лент
      • Новости среднего и высшего образования
      • Пресса об образовании
      • Вопросы информатизации образования
      • Новости Министерства образования и науки
  • Конференции
  • Информационный блок
    • Информационные материалы

        Конференции

        27 августа 2015

        Автор: Токарева Ирина Алфеевна, директор БОУ ВО «Областной центр ПМСС», г. Вологда

        Правовая ответственность педагогических работников

        Гражданско-правовая ответственность в сфере образования

        Гражданско правовая ответственность в сфере образования - картинка 8

        Автор: Костоусов В.Е., Саватеева К.А., Семенов Я.И.

        Бесплатный доступ

        Статья посвящена вопросам регулирования гражданско-правовых отношений в сфере образования. Приведены основания, подчеркивающие необходимость в наиболее качественном урегулировании гражданско-правовой ответственности. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что на данный момент эти общественные отношения урегулированы не в полной мере, что порой приводит к неправильному и неэффективному правоприменению со стороны субъектов этих правоотношений.

        Гражданский кодекс рф , закон «об образовании рф» , ответственность , гражданское право , образование

        Гражданско правовая ответственность в сфере образования

        За несоблюдение рассмотренных в предыдущем материале «Обязанности педагогических работников в РФ» обязанностей действующее в настоящее время законодательство предусматривает для педагогических работников ответственность, причем виды ответственности могут быть различными.

        В частности, может наступать юридическая ответственность, которая требует некоторого пояснения.

        В соответствии с ч. 4 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

        педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;

        неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.

        Таким образом, законодательство об образовании непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников, а содержит отсылочную норму к другому законодательству.

        В частности, к работникам образовательных учреждений (педагогическим работникам) применимы меры ответственности, предусмотренные:

        • Трудовом кодексом РФ,
        • Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и
        • Уголовным кодексом РФ.

        Перед своим работодателем работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут следующие виды ответственности:

        дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (должностных обязанностей);

        замечание, выговор, увольнение по соответствующей статье Трудового кодекса;

        материальную ответственность за причинение по вине педагогического работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель.

        При этом следует иметь в виду что лишение премии, иной стимулирующей выплаты педагогическим работникам не относится ни к мерам дисциплинарного взыскания, ни к материальной ответственности и в качестве меры ответственности за нарушения применяться не может

        Работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут также административную ответственность:

        Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования:

        статью 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций и

        статью 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

        Большинство видов нарушений, предусмотренных данными статьями, могут быть совершены административными работниками образовательных учреждений (должностными лицами), однако за отдельные нарушения могут понести наказание и педагогические работники. Например, за нарушения в процессе проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность педагогических работников.

        Вопрос о том, в каких ситуациях педагогический работник может быть признан должностным лицом, требует отдельного рассмотрения применительно к каждой конкретной ситуации, и исходя из определения должностного лица, которое дано в статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ.

        Представляется, что в ряде случаев педагогический работник может быть наделен полномочиями, которые бы позволяли отнести его к должностным лицам образовательного учреждения.

        Например, если от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся:

        педагогический работник принимает решения в отношении приема лиц на обучение и др.,

        соответственно, педагогический работник может быть признан должностным лицом и стать субъектом административной ответственности.

        В качестве примера можно привести ситуацию, когда педагогический работник является членом государственной экзаменационной комиссии или ее уполномоченным представителем:

        участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений;

        вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушающих запреты, то есть осуществить функцию представителя власти.

        юридические науки

        • Горнастолева Елена Станиславовна , студент
        • Омс­кий го­су­дарст­вен­ный пе­да­го­ги­чес­кий уни­вер­си­тет
        • ОБРАЗОВАНИЕ
        • ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ
        • ПРИОБРЕТЕНИЕ УМЕНИЙ
        • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
        • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Похожие материалы

  • Программа права страхования
  • Программа учебной дисциплины «Делопроизводство»
  • Программа дисциплины «Правоохранительные органы»
  • Вред как условие возникновения деликтных обязательств в гражданском праве
  • Исследование некоторых особенностей стандартных ошибок при заключении международных контрактов

Образование гарантируется Конституцией РФ и является важной составляющей. Образование – направлено на приобретение навыков и умений развитие личности. У каждой образовательной организации есть права и обязанности. Образовательная деятельность должна отвечать потребностям человека и при этом осуществляться в пределах основных программ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все образовательные организации занимающиеся процессом обучения могут быть созданы как некоммерческие организации, имеющие юридическое лицо. Любая образовательная организация являться субъектом экономической и финансовой деятельности. Каждая образовательная организация должна иметь свой устав, в котором прописаны различные положения. Издаваемые новые положения не должны противоречить закону об образовании, уставу образовательной организации.

На любом уровне образования могут быть оказаны некачественные образовательные услуги. Качество образования зависит от эффективности управления и развитие системы качества образования. Качество услуг предоставляемой образовательной организации зависит от всех участников отношений.

В «словаре русского и литературного языка» ответственность как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

В Законе об образовании включены все виды правовой ответственности гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная. Согласно закону федеральному закону об образовании у образовательной организации наступает ответственность за реализацию не в полном объеме образовательной программы, учебного плана, расписания, за качество образования своих выпускников, создание безопасных условий обучения.

В тоже время ни в Кодексе об административных правонарушениях ни в других федеральных законах ответственность за это не предусмотрена. Также ответственность возлагается не только на образовательную организацию, но и на руководителей. Ответственность также могут нести педагогические работники, направленные против несовершеннолетних или семьи, что впоследствии повлечет недопустимость заниматься педагогической деятельностью.

Ответственность чаще проявляется в сфере трудовых отношений и сводится к мерам дисциплинарного воздействия. В образовательной организации в отношении студентов происходит нарушение в незаконном отчислении.

Для отчисления обучающихся прописаны основания в федеральном законе об образовании, также в уставах и внутреннего распорядка конкретных образовательных организаций. Обязательным условием является письменное объяснение учащихся. Каждая образовательная организация должна соответствовать образовательному уровню.

Ответственность образовательных организаций

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 566.
  3. Ягофаров Д. А Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие: М.,2005.
  4. Муравченко В.Б. Пределы и уровни правового регулирования муниципальной службы на федеральном уровне // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 5.
  5. Муравченко В.Б. Предмет регулирования законодательства о муниципальной службе // Российский юридический журнал. – 2009. – № 6. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: Дис. … канд. юр. наук. – Омск, 2005.
  6. Муравченко В.Б. Правовое регулирование муниципальной службы различными отраслями права // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 3.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях