prestima.ru

Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения

Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Закрепление юридической ответственности в праве социального обеспечения

Рассмотрим закрепление и проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении.

В пенсионных правоотношениях существует следующий основной субъектный состав:

Граждане — получатели соответствующих видов пенсий;

Обязанные органы — пенсионные органы, обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам.

Помимо указанных субъектов имеются также участники пенсионных правоотношений (сосубьекты — дополнительны субъекты), которые как способствуют реализации права на получении пенсии гражданами, так и выступают гарантами реализации такого права.

К ним относятся:

  • — работодатели и иные приравненные к ним участники;
  • — государство в лице своих органов и правомочных организаций.

В рамках страховой пенсионной системы юридическая ответственность получателей пенсий предусматривается нормами ФЗ « О страховых пенсиях»: Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений. Содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а работодатели, кроме того, — за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством РФ. Это закреплено в п.4 ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях».Нормативные предписания п.1 ст.28 рассматриваемого закона устанавливает ответственность за предоставление недостоверных сведений или несвоевременное непредставление сведений.

Норма п.1 ст.28 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает юридическую ответственность за нарушение обязанностей, однако в ней не установлено никаких обязанностей, за нарушение которых юридические и физические лица могут привлекаться к ответственности.

Работодатель и пенсионер возмещают ущерб причиненный невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей. Однако неясно, выступают ли они как самостоятельные субъекты ответственности или как солидарные или субсидиарные должники.

Государство, как известно, не осуществляет расходов по страховой пенсии, поэтому оно не может ограничивать право застрахованного лица на ее получении. . Однако, например гражданин полуает социальную пенсию по случаю потери кормильца, а не трудовую в случаях: если смерть кормильца наступила в результате умышленного преступления или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (т.е. самоубийства). В этих случаях, иждивенец получает пенсию не из средств ПФР, а из средств ФСС. Ведь замена трудовой пенсии по случаю потери кормильца на социальную является ничем иным, как дополнительным наказанием, непредусмотренным УК РФ. При этом государство в лице законодательных органов не несет какой-либо ответственности.

Федеральный закон («О страховых пенсиях») не содержит норм о юридической ответственности обязанного органа за нарушение прав пенсионеров. Отсутствие норм об ответственности обязанного органа в этом институте права социального обеспечения подвергает право граждан на получении пенсии, с одной стороны, безнаказанным нарушением, с другой — не гарантирует их восстановление.

Однако, нормы федерального закона «О страховых пенсиях» об ответственности является с точки зрения юридической техники несовершенными — они зачастую дублируют друг друга.

Юридическая ответственность получателей пенсии в рамках бюджетной системы не получила своего закрепления в каком — либо одном нормативном правовом акте. Главными причинами такого положения дел являются множество нормативных актов, регулирующих отношения по предоставлению бюджетных пенсий, разнообразие их получателей и пр.

Так, Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не устанавливает юридической ответственности, как таковой, получателей пенсий. Есть лишь отдельные нормы, предусматривающие негативные имущественные последствия для пенсионеров, — взыскание с ним сумм излишне выплаченных пенсий вследствие злоупотребления с их стороны.

Касаясь юридической ответственности субъектов пенсионных отношений по Федеральному закону от 15 декабря 2001 №166-ФЗ » О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и отношений по поводу пожизненного содержания судей в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992г. «О статусе судей в Российской Федерации», отметим, что в этих законах отсутствуют нормы, устанавливающие юридическую ответственность как обязанного органа, так и получателя пенсии, пожизненного денежного содержания в случае нарушения прав граждан они не могут быть восстановлены.

Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Так, в соответствии со ст.18 закона получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплат. Излишне выплаченные суммы пособий удерживаются с получателя только в том случае, если переплата произошла по его вине. Однако норма об ответственности не сформулирована должным образом, так как в ней элементах объективной стороны состава правонарушения не установлены.

Федеральным законом от 29 декабря 2006г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено снижение размера пособия по временной нетрудоспособности в случаях, если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий связанных с таким опьянением. Однако не ясно, что нужно считать опьянением, так в законе не закреплена процедура установления такого факта для исчисления пособия.

Ответственность получателей пособий по беременности и родам в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ не предусмотрено.

Помимо пособий гражданам могут выплачиваться другие социальные выплаты — компенсационные, субсидии, ежемесячные денежные выплаты ответственность получателей этих видов социального обеспечения либо не установлена вовсе, либо сформулирована в общих чертах.

Юридическая ответственность обязанных органов за нарушение в сфере предоставления социальных пособий и иных выплат в подавляющем большинстве нормативных актов, регулирующих указанные отношения, не содержит норм в случае прав граждан. Если и есть такие нормы, то они фрагментарны. Например, в постановлении Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» есть п.7, в котором говорится об ответственности.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» только в ч.8 ст.15 предусматривается ответственность обязанного органа за нарушение имущественных прав застрахованного лица.

Юридическая ответственность сторон правоотношений по социальному обслуживанию должна содержаться в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Однако он не предусматривает норм юридической ответственности граждан.

Юридическая ответственность обязанных органов в законе «Об основах социального обслуживания населения» не устанавливает ответственность обязанного органа за опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствий их действий или иной нарушения его прав. Лишь в Федеральном законе от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена ответственность обязанных органов за реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности инвалидов.

Юридическая ответственность обязанных органов в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено в случаях причинения вреда здоровью граждан: виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством РФ, а эта мера является гражданско-правовой ответственностью, а не меры ответственности в праве социального обеспечения.

Основным нарушением прав граждан в таких правоотношениях может быть не оказание медицинской помощи, несвоевременное ее оказание или оказание не в полном объеме. Мерами ответственности в этих случаях могла бы быть компенсация расходов гражданина на получении им платной медицинской помощи с начислением на эту сумму процентов.

В сфере обеспечения лекарственной помощью медицинские работники несут ответственность за необоснованное назначение или назначение неправильной дозировки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическая ответственность за непредставление лекарственной помощи, за ее предоставление не в полном объеме или несвоевременное предоставление гражданам не установлена.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости организации правовых норм юридической ответственности субъектов правоотношений в системе отрасли права социального обеспечения.

Изменения в законодательстве, могут быть произведены:

Путем внесения изменений в каждый нормативный акт каждого института права социального обеспечения;

Принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Последний вариант с точки зрения экономии более предпочтителен.

Отсюда все нормы, регулирующие юридическую ответственность в праве социального обеспечения, следует отнести к его общей части. Это обусловлено тем обстоятельством, что они имеют значения для каждого института Особенной части права социального обеспечения и как, отмечалось ранее, реализуются исходя из единичных принципов.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных Конституцией РФ.

В предмет права социального обеспечения, как уже отмечалось, входят материальные, процедурные и процессуальные отношения. Каждая группа имеет свое содержание в виде совокупности прав и обязанностей сторон.

В рамках материальных правоотношений реализуются социальные материальные права граждан на получение пенсий, пособий и компенсационных выплат социального характера, социальные услуги, социальную медицинскую и лекарственную помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества. Поэтому правонарушения в рамках этих правоотношений наиболее опасны, а меры юридической ответственности должные быть предусмотрены даже за незначительное нарушение со стороны обязанных органов.

Правонарушения в рамках процедурных социально-обеспечительных правоотношений могут также носить существенный характер для получателей тех или иных видов социального обеспечения. Поэтому юридической ответственностью должны защищаться не только прав, а реализуемые сторонами в рамках материальных правоотношений, но и права в процедурных отношениях.

Отсюда особое внимание должно быть уделено законодательному установлению полной юридической ответственности обязанного органа перед гражданином, так как нарушение со стороны обязанных органов зачастую носят для граждан тяжкий (часто и фатальный) характер. Реализуя свое право на социальное обеспечение, гражданин тем самым осуществляет свое право на жизнь, которое, безусловно, должно подлежать защите всеми способами, предусмотренными действующим правопорядком России.

Вышеизложенное свидетельствует, что юридическая ответственность, как формирующийся институт общей части права социального обеспечения должна найти свое дальнейшее развитие и должное закрепление в отраслевом законодательстве.

Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере социального обеспечения

Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 5

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.05.2018 2018-05-09

Статья просмотрена: 4908 раз

Библиографическое описание:

Уварова, Ю. А. Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере социального обеспечения / Ю. А. Уварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 327-328. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50181/ (дата обращения: 20.08.2020).

Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.

Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан.

В настоящее время многие нормы о юридической ответственности в праве социального обеспечения отсутствуют или же несоразмерно малы по отношению к совершенным правонарушениям.

Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность [6, с. 290].

Все правонарушения классифицируются в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно последнему критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Рассмотрим некоторые уголовно наказуемые преступления и ответственность за них в сфере социального обеспечения:

– необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов;

– разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [3].

В КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения:

– разглашение информации с ограниченным доступом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

– непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

– нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей [4].

Согласно российскому законодательству повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой трансформацию административной ответственности в уголовную.

В области социального обеспечения к гражданско-правовым правонарушениям можно отнести:

– незаконное получение гражданами социального обеспечения Например, в ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений (сведения, предоставляемые для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также сведения, предоставляемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета) повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ [5]. Данные нормы закреплены в Гражданском кодексе РФ, а именно в главе 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Согласно данным нормам лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли [2];

– действия (бездействие) должностных лиц, отвечающих за предоставление социального обеспечения, которые повлекли за собой причинение убытков получателю социального обеспечения.

Таким образом, в российском законодательстве, касающемся сферы социального обеспечения, закреплены все основные виды правонарушений: уголовные преступления, административные, гражданско-процессуальные. Но проблему представляет то, что данные нормы не объединены в единый нормативный правовой акт, т. е. не кодифицированы. Данная проблема является серьезным препятствием для выявления правонарушений в сфере социального обеспечения и привлечения правонарушителей к юридической ответственности, соответствующей совершенному противоправному действию.

  1. Конституция Российской̆ Федерации [текст]: принята всенародным голосованием 12.12. 1993г. // Российская газета. — 25 декабря 1993. — № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета», № 296, 31.12.2013 г.
  6. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права [текст]: учебник для бакалавров. /М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина// — Москва: М30 Проспект, 2013. — 432 стр.

Гражданские правонарушения в сфере социального обеспечения

Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 6Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 7Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 8Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 9Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 10Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 11Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 12Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения - картинка 13

Перемены (изменения) в сфере социального обеспечения носят настолько значительный характер, что изменениям подвергаются не только единичные компоненты системы социального обеспечения, но и сами принципы ее концепции и функционирования. Защита нарушенного права граждан в сфере социального обеспечения имеет особое значение. Нередко социальное обеспечение служит той материальной основой, которая дает возможность, как ранее уже говорилось, человеку выживать. Такие виды социального обеспечения, как пенсионное обеспечение, страховые выплаты в случае повреждения здоровья от несчастного случая на производстве и прочие, зачастую выступают единственным источником средств существования. Все виды материального обеспечения при наступлении различных негативных факторов и обстоятельств гарантируют, а если точнее обеспечивают гражданам их права на жизнь. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Юридическая ответственность органов, не предоставивших гражданину средства по системе социального обеспечения либо предоставивших их не в полном объеме, служит в итоге одним из вариантов гарантий права человека на жизнь. Причем главное значение здесь обретают именно меры имущественной ответственности должного органа, потому как только лишь с помощью их применения, возможно, восстановить нарушенное право человека на получение блага согласно системе социального обеспечения, а вместе с тем и право на жизнь. В случае если правонарушитель понес уголовную ответственность перед государством, например, за невыплату пенсии, то на имущественном положении человека это никак не скажется — пенсия как не была уплаченной, так невыплаченной и осталась.

Вопрос о применении норм гражданского права о юридической ответственности вообще и норм об ответственности за нарушения обязательств, в частности к сторонам правоотношений в сфере социального обеспечения абсолютно не праздный. Правоотношения по социальному обеспечению, будучи по своей экономической природе распределительными, в то же время являются имущественными. Однако имущественные отношения в праве социального обеспечения в отличие от многочисленных гражданско-правовых отношений, обладают собственной спецификой, которая не может не отразиться на мерах юридической ответственности, применяемой к правонарушителю — должному органу.

Нормы права социального обеспечения посредством императивного метода правового регулирования определяют объем и процедуру предоставления гражданам материальных благ по системе социального обеспечения. Ими могут являться денежные выплаты (пенсии, пособия, страховые выплаты), социальное обеспечение в натуральной форме (лекарственная помощь, протезы и т.д.), а также социальные услуги. Указанные блага являются или собственностью (деньги, лекарства), или имуществом не являются, однако обладают стоимостной оценкой (социальные услуги).

Правоотношения между гражданином и должным органом появляются с того момента, когда наступили все предусмотренные законодательством юридические факты. С этого времени, если у гражданина возникло право требовать то или иное благо согласно по системе социального обеспечения, у обязанного органа появляется обязательство данное благо обеспечить. Таким образом, возникает динамическое правоотношение, в рамках которого право собственности на предоставляемое благо по системе социального обеспечения должно перейти от соответствующего органа к гражданину или орган обязан осуществить определенные действия в пользу гражданина.

Ст. 307 ГК РФ предоставляет легальное определение обязательства: в силу обязательства одно лицо (должник) должно осуществить в пользу другого лица (кредитора) установленное действие, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо от данного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения прямых обязанностей.

Для гражданско-правового обязательства свойственно равенство его сторон (п. 1 ст.1 ГК РФ), которое отсутствует в отношениях по социальному обеспечению. В данных отношениях гражданин, с одной стороны, никак не подчинен соответствующему органу, с другой стороны — отсутствует и равенство между сторонами. Для гражданско-правового обязательства характерно, что стороны вступают в него, как правило, по собственной воле и в своих интересах. Они независимы в установлении собственных прав и обязанностей на основе договора и в установлении любых не противоречащих законодательству обстоятельств договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Для правоотношения по социальному обеспечению это не типично. В случае если гражданин вступает в правоотношение с обязанным органом, согласно собственной свободе, он добровольно обращается в орган с требованием о назначении и предоставлении соответственного блага по системе социального обеспечения. И в своем интересе, он лично заинтересован в получении данного блага, в таком случае со стороны обязанного органа наличие воли и интереса для вступления в правоотношение вовсе не обязательно.

В силу закрепленной в законе позитивной обязанности при наличии упомянутых в нем юридических фактов орган обязан вступить в соответствующее правоотношение и оплатить установленную денежную сумму, предоставить имущество либо оказать соответствующую услугу вне зависимости от своей воли и собственной заинтересованности. В другом случае это будет правонарушением, и государственный орган обязан понести юридическую ответственность. Наконец, разница между обязательственными отношениями в гражданском праве и отношениями в праве социального обеспечения заключается в том, что первые являются частноправовыми отношениями, другие – публично-правовыми.

Правоотношения по социальному обеспечению хотя и являются имущественными, в рамках которых происходит перераспределение внутреннего валового продукта, однако не являются обязательственными отношениями в гражданско-правовом смысле, с которыми, на первый взгляд, просматривается определенное сходство. Очевидно, что это не может не наложить отпечаток на имущественные меры юридической ответственности, применяемые к сторонам этих правоотношений и, в частности, к органу, предоставляющему социальное обеспечение.

Как известно, основанием для привлечения к юридической ответственности служит совершение правонарушения. Основанием для имущественной ответственности обязанного органа перед гражданином является невыплата причитающихся ему денежных сумм, невыдача имущества или неоказание предусмотренных законом услуг. Существуют несколько видов гражданско-правовой ответственности: договорная и внедоговорная. Взысканиями в рамках договорного вида гражданско-правовой ответственности могут быть: возмещение убытков (ст. 393 ГК РФ), уплата неустойки (ст. 394 ГК РФ), уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Права человека на получение социального обеспечения в силу их особого целевого назначения (обеспечить существование человека в тяжелых жизненных ситуациях) нуждается в защите от нарушений обязанными органами. Поскольку блага по социальному обеспечению предоставляются в различных формах, постольку право на получение социального обеспечения в любой форме должно быть защищено законом. Однако в действующем законодательстве о социальном обеспечении не содержится норм, позволяющих привлечь к ответственности нарушителя. 21

Способ защиты права должен быть адекватен сущности правоотношений в сфере социального обеспечения, методу их правового регулирования и содержанию нарушенного права гражданина. Необходимым элементом защиты, на наш взгляд, должно стать введение в законодательство о социальном обеспечении специальных норм, предусматривающих ответственность обязанного органа перед гражданином. Было бы целесообразно ввести в это законодательство нормы, аналогичные нормам ГК РФ, предусматривающим начисление процентов за несвоевременное назначение и (или) выплату пособий, пенсий, сумм страхового возмещения и т.д. В случае необоснованного отказа в предоставлении социальных услуг или несвоевременного их предоставления мерой ответственности могла бы стать обязанность компетентного органа выплатить гражданину компенсацию в размере рыночной стоимости непредставленного вида социального обслуживания или социального обеспечения натуральной форме с начислением на нее процентов (либо возмещение расходов гражданина на их приобретение). Введение таких норм в отраслевое законодательство позволит наиболее полно и реально восстановить нарушенные права граждан.

Законы, регулирующие предоставление благ по системе социального обеспечения в неденежной форме (социальные услуги, натуральные блага), необходимо дополнить нормами следующего содержания: «В случае если компетентный орган не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свою обязанность по предоставлению гражданину блага по системе социального обеспечения в неденежной форме, он обязан возместить гражданину рыночную стоимость такого блага. Рыночная стоимость блага определяется на основании последних данных органа статистики того субъекта федерации, на территории которого гражданин приобрел право на соответствующее благо. Гражданин, понесший расходы на приобретение такого блага у третьих лиц, вправе требовать от компетентного органа возмещения понесенных расходов».

7.2. Понятие юридической ответственности в социальном обеспечении и ее виды

В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. Данная проблематика рассматривалась К.С. Батыгиным в рамках государственного социального страхования как формы социального обеспечения [62] .

В законодательстве о социальном обеспечении такая ответственность закреплена в многочисленных нормах правовых актов – законах и подзаконных актах.

Место норм о юридической ответственности в системе права социального обеспечения до настоящего времени также не определено.

Исследование норм международного и отечественного законодательства, судебной практики о правонарушениях в сфере права социального обеспечения позволяют сформулировать юридическую ответственность следующим образом.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения – это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения с целью восстановления нарушенного права.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции. Это означает, что применять к субъектам этих отношений другие меры ответственности, например гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, материальной ответственности на основании норм трудового права в случае нарушения ими обязанностей, закрепленных в источниках права социального обеспечения, нельзя.

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения. Как отмечает С.С. Маслов, она проявляется в следующем: 1) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер; 2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной) ответственности; 3) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность; 4) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.

Совокупность норм о юридической ответственности субъектов материальных распределительных правоотношений по социальному обеспечению в целом образует самостоятельный институт общей части права социального обеспечения, поскольку эти нормы должны содержаться в Особенной части права социального обеспечения.

Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения – это разные правовые явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель – защиту нарушенного права.

Ответственность в праве социального обеспечения должна в первую очередь охранять и защищать права гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление того финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области.

В отраслевом законодательстве нормы о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленный в них, на практике довольно сложно применить.

В подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению, нормы об ответственности их сторон также либо не содержатся, либо сформулированы так, что применить их невозможно. Например, п. 1 Указа Президента РФ от 19 января 1996 г. «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» в части привлечения к ответственности за задержку социальных выплат достаточно сложно, а порой и невозможно применить на практике.

Отсутствие в подзаконных нормативных актах правового механизма ответственности в сфере социального обеспечения можно объяснить тем, что все основные виды социального обеспечения определены законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Следовательно, юридическая ответственность должна содержаться только в нормах федеральных законов, устанавливающих виды социального обеспечения общегосударственного характера.

В праве социального обеспечения за правонарушения к гражданам применяются лишь правовосстановительные и правоограничивающие санкции.

При применении правовосстановительной санкции происходит, например, возмещение незаконно выплаченной пенсии. Особой чертой восстановительных санкций в праве социального обеспечения является то, что они, гарантируя возмещение причиненного ущерба, предусматривают его возмещение в полном размере. Однако полный размер не означает полное возмещение убытков, предусмотренное в гражданском праве (реальный вред + упущенная выгода).

В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного (или полученного не в полном объеме блага) можно восстановить имущественные права их получателя.

Восстановление права как вид санкции должно предусматривать еще и дополнительную компенсацию в пользу гражданина, состоящую не только в компенсации морального вреда, но и в выплате процентов за несвоевременное предоставление соответствующего вида социального обеспечения.

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности такого правового явления как юридическая ответственность.
При написании данной курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов: С.С. Алексеев, А.В. Малько, И.Н. Сенякин.

Юридическая ответственность органов социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Содержимое работы — 1 файл

Osnovnaya_chast.docx

Материальная ответственность в трудовом праве — это не только обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю (предприятию, учреждению, организации, индивидуальному предпринимателю), но так же и обязанность работодателя возместить ущерб, причиненный работнику (в результате незаконного лишения возможности трудиться, за задержку выплаты заработной платы), либо его имуществу. Работодатель также несет ответственность за причинение работнику морального вреда. Материальная ответственность работодателя перед работником закреплена в главе 38 Трудового кодекса Российской Федерации [5, с.134].

Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, а полная материальная ответственность может быть коллективной и индивидуальной.

Полная материальная ответственность состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка. Материальная ответственность в полном объеме возлагается на работника в следующих случаях, установленных статьей 243 Трудового кодекса Российской Федерации [5, с.136].

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Индивидуальная материальная ответственность заключается только с одним работником. Договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены не со всеми работниками, а только с теми, кто занимает должности или выполняет работы, непосредственно связанные с обслуживанием материальных ценностей. Основанием ответственности является необеспечение сохранности ценностей, выданных работнику. Под этим понимается как недостача, так и порча ценностей. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что полная материальная ответственность должна быть установлена только федеральными законами. Также полная материальная ответственность возлагается на работника и в том случае, если он получил материальные ценности по разовому документу (по разовой доверенности, накладной). Обычно разовая доверенность выдается работнику, в обязанности которого не входит обслуживание денежных и товарных ценностей и с которым не заключен договор о полной материальной ответственности. Поэтому выдача разового документа может иметь место только при наличии согласия работника.

Коллективная материальная ответственность за причинение ущерба может вводиться при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей, перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере.

В соответствии со статьей 245 Трудового кодекса Российской Федерации письменный договор о коллективной материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива [5, с.137]. По договору о коллективной материальной ответственности ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива должен доказать отсутствие своей вины. При добровольном возмещении ущерба степень вины каждого члена коллектива определяется по соглашению между всеми членами коллектива и работодателем. При взыскании ущерба в судебном порядке степень вины каждого члена коллектива определяется судом.

При ограниченной материальной ответственности ущерб возмещается полностью, но в заранее установленных пределах. В данном случае максимальные размеры возмещения причиненного ущерба не могут превышать среднего месячного заработка работника. Поскольку максимальные размеры ограничиваются пределами заработной платы работника, причинившего ущерб. Ущерб, превышающий заранее установленный предел, не может быть взыскан с работника.

В законодательстве не содержится какого-либо перечня случаев причинения ущерба, при которых наступает данный вид материальной ответственности. В связи с этим возмещение в указанных пределах является общим правилом и наступает во всех случаях за исключением тех, когда законодательством установлены иные пределы (определяются Трудовым кодексом Российской Федерации или Федеральными законами) материальной ответственности. В случае если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника, взысканию подлежит вся сумма ущерба.

Размер среднего месячного заработка работника, причинившего ущерб, определяется на день обнаружения ущерба. При этом расчетным периодом для исчисления среднего заработка являются двенадцать месяцев.

Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на момент его возмещения. При необходимости установления рыночных цен может привлекаться независимый оценщик или эксперт. Обязанность доказывать размер ущерба, причиненного имуществу, в том числе при подаче заявления работодателю, лежит на работнике. Ущерб может быть возмещен как в денежной, так и в натуральной форме. Для возмещения ущерба в натуре требуется согласие работника. Работник может дать свое согласие в заявлении о возмещении ущерба или впоследствии.

Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

3.4 Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Таким образом, гражданско-правовой ответственностью является установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связанно с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к нарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договоров мер воздействия (договорных санкций), влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера, такие как: возмещение убытков, уплату неустойки штрафа, пени, возмещением вреда.

Гражданская ответственность является имущественной, так как гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, неразрывно связанные с использованием товарно-денежных отношений с применением таких экономических категорий, как деньги, цена, себестоимость, прибыль, торговля, кредит и финансы.

Гражданская ответственность носит компенсационный характер, поскольку ее целью является восстановление нарушенных имущественных прав кредитора, и поэтому размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещаемого вреда. Имущественное взыскание, по общему правилу, производится с должника в пользу кредитора, однако в случаях нарушения общегосударственного интереса суммы, взысканные в порядке применения мер гражданской ответственности, обращаются в доход государства.

Гражданская ответственность подразделяется на:

  1. договорную и внедоговорную ответственность, в зависимости от основания возникновения обязательства, в результате которого наступает при нарушении гражданская ответственность;
  2. ответственность деловая, ответственность солидарная, которая возникает при множестве должников в обстоятельстве;
  3. ответственность субсидиарную (дополнительную) лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом или договором [2, с.100];
  4. смешанную ответственность, возникающую при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон;
  5. ответственность в порядке регресса, которая означает требования кредитора о возврате денежной суммы (имущественной ценности), которую он уплатит третьему лицу по вине должника.

По общему правилу, гражданско-правовая ответственность возникает при наличии вины лица, не исполнявшего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Отступления от этого правила допускаются лишь в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (источник повышенной опасности, непреодолимой силы). Так обстоятельством полностью освобождающим от имущественной ответственности может быть стихийное бедствие (землетрясение, наводнение) или общественное явление (война).

Гражданская ответственность, как правило, основывается на принципе полного возмещения ущерба, причиненного правонарушением. Если за неисполнение или за ненадлежащее использование обязательства установленного неустойкой в виде штрафа или пени, то убытки возмещаются в части не покрытой ею. Однако законом и договором могут быть предусмотрены случаи когда:

  1. допускается взыскание только неустойки (штрафа, пени), но не убытков.
  2. убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафа, пени).
  3. по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка (штраф, пеня), либо убытки.

Гражданская ответственность выступает в качестве весьма эффективного средства укрепления договорной дисциплины в народном хозяйстве страны.

3.5 Уголовная ответственность

Наиболее жесткими мерами государственного воздействия характеризуется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Уголовная ответственность — это правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. По содержанию эти правоотношения воплощаются со стороны государства в обязанности его правоохранительных органов расследовать преступления и при наличии достаточных доказательств вины конкретного лица вправе привлечь его к уголовной ответственности. У совершившего преступление возникает, с одной стороны, обязанность нести уголовную ответственность, а с другой стороны право на ограничение этой ответственности только пределами, установленными законом для данного рода деяний.

Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении.

Согласно Конституции Российской Федерации граждане равны перед законом [1, с.6]. В области уголовного права это означает, что за равные по тяжести деяния виновные должны в принципе нести равную ответственность.

При определении виновности или невиновности человека необходимо отталкиваться от возрастных ограничений привлечения к уголовной ответственности. Согласно статье 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации к уголовной ответственности следует привлекать лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения преступления. В статье 20 также перечислены отдельные преступления, при совершении которых ответственность наступает с четырнадцати лет [3, с.9].

Необходимость установления в законе минимального возраста уголовной ответственности обусловлена прежде всего тем, что это обстоятельство неразрывно связано со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими. Привлечение малолетнего к ответственности за действия, опасность которых он не осознает, недопустимо.

Достижение установленного возраста уголовной ответственности предполагает также наличие у лица способности правильно воспринимать уголовное наказание, иначе только в этом случае оно может достигнуть своей цели.

Уголовная ответственность носит публичный характер. Это означает, что единственным субъектом, управомоченным на привлечение к уголовной ответственности и ее применение, является государство в лице суда.

Принцип ответственности лишь за объективно совершенное противоправное деяние дополняется принципом ответственности лишь звену.

Так как принцип презумпции невиновности предполагает, что все сомнения, которые не представляется устранить, должны истолковываться в пользу обвиняемого (подсудимого), о признании обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств. Одно из важных гарантий этого принципа является конституционное право обвиняемого на защиту [1, с.11].

Уголовная ответственность носит личный характер. Это означает невозможность ее применения по принципу коллективной ответственности или круговой поруки, невозможность ее применения к лицам, находящимся в той или иной связи с виновным лишь на одном этом основании.

В случаях, предусмотренных законом, возможно освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности. Так, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде, вследствие истечения срока давности [3, с.60].

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях