prestima.ru

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

Содержание

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

НИСИПП

  • О нас
    • Интерактивное резюме
    • Наши организации
      • АНО «НИСИПП»
      • ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
      • ООО «О2Consulting»
      • ООО «ИСАРП»
      • Школа
    • Наши эксперты
    • Презентации
    • Наши клиенты
    • Наши партнеры
    • СМИ о нас
    • Пресс-релизы
    • Фотогалереи
    • Первая гильдия России
    • Контакты
  • Наши компетенции
    • Направления деятельности
    • Наши технологии
  • Актуальные темы
    • Мероприятия
    • Новости
    • Мнения наших экспертов
    • Интервью
  • Аналитика
    • Мониторинги
    • Исследования
    • Законодательство
    • Наши публикации
    • Программы поддержки
  • Проекты

Проекты

Разработка концепции договора о гармонизации законодательств государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в части установления ответственности за нарушение требований законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер

Даты выполнения: 30.11.2015 – 21.12.2015

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс

  • Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 2
  • Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 3
  • Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 4
  • Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 5
  • Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 6

В ходе очередного заседания Совета Евразийской экономической комиссии вице-премьеры стран Союза обсудили стратегию развития евразийской интеграции.

От Минэкономразвития России в заседании приняли участие Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации М.В. Бабич и заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.Е. Ильичев.

Договорились доработать положения Стратегии о подходах к определению последствий нарушения права Союза. Как подчеркнул М.В. Бабич, «формирование равных условий экономической деятельности требует гармонизации регулирования ответственности».

Кроме того, Совет Комиссии рассмотрел вопросы транзита товаров через территорию государств-членов ЕАЭС и подвел итоги работы в 2019 году по формированию общего электроэнергетического рынка.

Члены Совета ЕЭК определили дальнейшие направления работы по созданию единой системы транзита Евразийского экономического союза. Принято решение до конца года разработать проект международного договора по вопросу применения навигационных пломб при перевозках товаров по территориям двух и более государств-членов, в том числе через территории государств, не являющихся членами Союза. В соглашении будут определены базовые положения по применению навигационных пломб, а также разделены полномочия Комиссии и национальных органов государств-членов ЕАЭС.

Помимо этого, Совет Комиссии рассмотрел Доклад ЕЭК о ходе формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС в 2019 году.

Для повышения эффективности взаимодействия стороны договорились проработать вопрос создания совета руководителей уполномоченных органов государств-членов в сфере энергетики.

Следующее заседание Совета Евразийской экономической комиссии намечено на начало сентября текущего года.

Соглашение о гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в с (Заключено в г. Москве 06.11.2018)

О ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

(Москва, 6 ноября 2018 года)

Государства — члены Евразийского экономического союза в лице Правительства Республики Армения и Центрального банка Республики Армения, Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан, Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики, Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации,

в целях создания в рамках Евразийского экономического союза общего финансового рынка, обеспечения взаимного признания лицензий на осуществление видов деятельности в секторах услуг (банковском секторе, страховом секторе, секторе услуг на рынке ценных бумаг) и недискриминационного доступа на финансовые рынки государств — членов Евразийского экономического союза (далее — государства-члены),

исходя из необходимости совершенствования государственного регулирования и осуществления контроля и надзора на финансовых рынках государств-членов,

с учетом положений пункта 3 статьи 70 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в целях гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Предмет Соглашения

Настоящее Соглашение определяет направления и порядок гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка (в банковском секторе, страховом секторе, секторе услуг на рынке ценных бумаг), в том числе:

по принятию согласованных требований к участникам финансовых рынков в отношении их создания, учреждения и деятельности в банковском секторе, страховом секторе, секторе услуг на рынке ценных бумаг;

по гармонизации подходов к регулированию рисков в сфере финансового рынка в соответствии с международными стандартами;

по гармонизации надзорных требований и порядка осуществления надзора за участниками финансового рынка;

по обеспечению условий для взаимного признания лицензий;

по гармонизации требований к раскрытию информации в сфере финансового рынка;

по вопросу приобретения долей (акций) в уставном капитале участников финансового рынка инвесторами государств-членов;

по гармонизации требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг.

Статья 2. Определения

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 3. Меры по гармонизации

1. В целях гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка участники настоящего Соглашения будут принимать меры, включающие:

взаимодействие при подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на гармонизацию законодательства государств-членов в сфере финансового рынка;

иные меры, которые участники настоящего Соглашения сочтут целесообразными и возможными для реализации мер по гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка.

2. Каждое из государств-членов принимает решение о том, какие нормативные правовые акты этого государства-члена подлежат сближению с учетом положений настоящего Соглашения, а также решение об установлении последовательности реализации мер по гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка в порядке, установленном статьей 6 настоящего Соглашения.

Такие решения могут предусматривать принятие мер по гармонизации законодательства как по отдельным направлениям, так и в отношении общих подходов к правовому регулированию в банковском секторе, страховом секторе и секторе услуг на рынке ценных бумаг.

Статья 4. Направления гармонизации

1. Реализация мер по гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка осуществляется по направлениям, определенным пунктами 22 — 26 и 30 Протокола по финансовым услугам (приложение N 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

2. Участники настоящего Соглашения осуществляют гармонизацию требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг.

3. Гармонизация конкретных требований к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-членов должна осуществляться при условии, что сохраняющиеся различия не будут препятствовать эффективному функционированию в рамках Евразийского экономического союза общего финансового рынка.

4. Государства-члены к 1 января 2025 г. завершат процесс гармонизации своего законодательства в финансовой сфере в соответствии с направлениями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 5. Принципы гармонизации

Участники настоящего Соглашения в процессе гармонизации законодательства своих государств в сфере финансового рынка руководствуются основополагающими принципами эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору, основополагающими принципами страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров, принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам, Организации экономического сотрудничества и развития и наилучшей международной практикой, международными стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также иными международными принципами и стандартами в области регулирования финансового рынка.

Статья 6. Механизм реализации Соглашения

1. Участники настоящего Соглашения совместно с Евразийской экономической комиссией в течение 9 месяцев со дня вступления в силу настоящего Соглашения разрабатывают план гармонизации законодательства государств-членов с указанием этапов и сроков проведения гармонизации законодательства государств-членов (далее — план гармонизации), который утверждается Советом Евразийской экономической комиссии.

2. Согласованные участниками настоящего Соглашения предложения по гармонизации законодательства (в том числе путем принятия международных соглашений) государств-членов в сфере финансового рынка, разработанные в соответствии с планом гармонизации, и сроки имплементации предложений в законодательство государств-членов утверждаются Советом Евразийской экономической комиссии.

3. Евразийская экономическая комиссия координирует деятельность по разработке плана гармонизации и предложений по гармонизации законодательства государств-членов в соответствии с пунктами этого плана, ежегодно готовит отчет о его исполнении и представляет такой отчет на утверждение Советом Евразийской экономической комиссии.

Статья 7. Внесение изменений

По взаимной договоренности государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 8. Разрешение споров

Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 9. Заключительные положения

Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Евразийского экономического союза, и входит в право Евразийского экономического союза.

Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Совершено в городе Москве 6 ноября 2018 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Мурзагалиев Е.Ч.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 8

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

гармонизация законодательства, Евразийский экономический союз, повышение уровня конкурентоспособности

Аннотация к статье

В статье проанализированы вопросы гармонизации национальных законодательств стран-членов Евразийского экономического союза и его роль в повышении конкурентоспособности государств. Отдельно затронуты проблемы гармонизации законодательства в сфере государственно-частного партнерства.

Текст научной статьи

Беларусь выступает за гармонизацию в странах ЕАЭС ответственности за нарушение техрегламентов

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 10

20 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Государственный комитет по стандартизации Беларуси выступает за гармонизацию ответственности в странах — участницах Евразийского экономического союза за нарушение технических регламентов союза, сообщил председатель Госстандарта Валентин Татарицкий сегодня на заседании коллегии комитета, передает корреспондент БЕЛТА.

«В этом году мы настроены продолжить работу по совершенствованию правовой базы Евразийского экономического союза. Госстандарт подготовил и направил в ЕЭК предложения по комплексной корректировке Договора о ЕАЭС в части нашего раздела — по техническому регулированию», — рассказал Валентин Татарицкий.

Среди концептуальных предложений Беларуси — закрепить положение об обязательном выполнении стандартов, включить норму о вступлении требований техрегламентов только при наличии стандартов на методы испытаний данных требований. Одно из ключевых предложений — гармонизировать меры ответственности субъектов за нарушение требований техрегламентов ЕАЭС. Такая необходимость возникла из-за случаев выдачи необоснованных документов по оценке соответствия, непроведения испытаний при оценке соответствия на пространстве союза. Если в Беларуси за такие нарушения есть ответственность, то в некоторых странах это остается безнаказанным. По словам Валентина Татарицкого, данные предложения Беларуси в части совершенствования технического регулирования находят поддержку на площадке ЕЭК.

Госстандарт также выступает за ускорение разработки и актуализации техрегламентов ЕАЭС. В частности, по мнению белорусской стороны, затянулась подготовка техрегламентов союза о безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий, лакокрасочной продукции, синтетических моющих средств, товаров бытовой химии. «Эти работы, к сожалению, далеки от завершения», — констатировал Валентин Татарицкий. Кроме того, затягиваются сроки корректировки важных для белорусских производителей техрегламентов — о безопасности пищевой продукции и о безопасности тракторов.-0-

Распоряжение Высшего совета ЕАЭС от 01.10.2019 № 6 «О гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами»

В соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 18 и с учетом проведенного Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее соответственно — государства-члены, Союз) сравнительного анализа законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами:

1. Евразийской экономической комиссии при необходимости и по мере подготовки актов, касающихся формирования общего рынка газа Союза, на основании предложений государств-членов подготовить перечень нормативных правовых актов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами, подлежащих гармонизации.

2. Государствам-членам обеспечить проведение гармонизации законодательства в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами согласно перечню, указанному в пункте 1 настоящего распоряжения, и в соответствии со следующими принципами:

а) осуществление гармонизации законодательства государств- членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Программой формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 18;

б) системность, открытость, взаимное информирование о проводимой работе по гармонизации законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами, осуществляемой в рамках формирования общего рынка газа Союза;

в) учет национальных интересов государств-членов по обеспечению экономической и энергетической безопасности;

г) учет особенностей функционирования и развития внутренних рынков газа государств-членов.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.

Налоговая политика и экспортный контроль

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 11Об основах налоговой политики ЕАЭС говорил Нурматбек Мамбеталиев, начальник одноименного отдела Евразийской экономической комиссии. Среди главных задач своего направления он выделил следующие: 1) Обеспечение недискриминационного налогообложения. 2) Координация налоговой политики и администрирования государств-членов ЕАЭС по косвенным налогам во взаимной торговле, гармонизация ставок по наиболее чувствительным подакцизным товарам. 3) Взаимодействие и обмен опытом между ведомствами стран-участниц.

Уже есть и практические результаты по перечисленным целям. Так, например, удалось установить льготную ставку по НДС – 12% (прим. ред.общепринятая ставка составляет 18%) для соков детского питания, которые ввозят в России с территории других членов союза. По словам Мамбеталиева, получилось решить и еще одну проблему, связанную с двойным обложением НДС тех товаров, которые ввозятся для личного потребления. Сюда относится транспорт и те материальные ценности, которые передаются между подразделениями одного юридического лица по территории стран союза.

Спикер отметил, что не все гладко и пушисто, как хотелось бы, к примеру, не выстроен должным образом рынок табачной и алкогольной продукции. Но в настоящий момент уже идет разработка концепции по гармонизации ставок на акцизы.

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 12Тему экспортного контроля поднял Сергей Захаров, который является заместителем начальника одноименного управления в ФСТЭК России. Он считает, что экспортный контроль не является запретительным: «Это скорее разрешительная система». Спикер рассказал о проекте соглашения по единому порядку экспортного контроля между странами-участницами союза. По его словам, разработка документа застопорилась из-за Казахстана. Эта страна не согласилась с некоторыми положениями, посчитав, что они угрожают интересам безопасности государства. Мы пытаемся искать какие-то компромиссы для разрешения сложившейся ситуации, сейчас ведется работа над документом в трехстороннем формате – с участием России, Белоруссии и Казахстана, подчеркнул Захаров: «О ее завершении пока рано говорить, все упирается в необходимость изменений нормативной базы Казахстана, этот вопрос затрагивает уже дипломатические сферы».

Барьеры на пути

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 13Но все оказалось не так гладко, как хотелось бы. Во взаимной торговле имеют место определенные препятствия, которые Сергей Савостьян, врио заместителя директора Департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), разделил на три группы:

1) Барьеры – препятствия, которые создает государство – член союза для свободного перемещения товаров и иных услуг в нарушение положений договора ЕАЭС и прочих международных документов.

2) Изъятия – оговорки о неприменении членом союза отдельных положений договора ЕАЭС.

3) Ограничение – страна-участница объединения вводит какое-то препятствие через национальное законодательство, если право союза это допускает.

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 14

Одной из главных задач подразделения, где работает Савостьян, как раз и является налаживание деятельности внутренних рынков без перечисленных препятствий. Для этого они тесно взаимодействуют с бизнесом, который напрямую сталкивается с теми же существующими барьерами. По словам спикера, департамент функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии следит за исполнением государствами-членами союза положений договора ЕАЭС и содействует устранению нарушений.
Савостьян презентовал участникам конференции электронный реестр препятствий – это внутренняя база, которую они ведут для более эффективного решения своих задач. Эксперт сообщил, что уже заработал специальный информационный ресурс для жалоб граждан и государственных органов на препятствия: «Мы стараемся устранить барьеры, когда видим четкое нарушение права».

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 15

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 16На конкретном примере проиллюстрировал тему препятствий Александр Косов, адвокат, к. ю. н., партнер «Пепеляев Групп». Он остановился на спорном моменте технического регулирования и задался вопросом, не является ли оно барьером в международной торговле. Все упирается в проблему маркировки ввозимых товаров, а именно момент, когда она должна осуществляться. По словам Косова, четкого правила нет, и здесь важно разобраться в терминологии. Некоторые таможенники считают, что оценку товара – маркировку на соответствие техническим регламентам ЕАЭС – нужно делать еще до подачи таможенной декларации. За нарушение такого порядка выписываются штрафы до 300 000 руб. (ст. 16.2 КоАП). С подобной проблемой столкнулись предприниматели, которые хотели ввезти продукцию через пропускные пункты Новороссийска и Балтики. Юрист отмечает, что вообще-то правоприменение должно соответствовать целям регулирования, а не создавать излишние препятствия. По его мнению, маркировку можно нанести и на складе импортера, чтобы не создавать дополнительных барьеров предпринимателям.

Судебная практика, которую привел партнер «Пепеляев Групп», тоже не дает однозначного ответа, так как весьма противоречива. Например, спор по ввозу плодов граната из Египта суд решил в пользу импортера. Таможенники тогда уверяли, что декларация соответствия не относится к товарам, которые не промаркированы. Однако суды трех инстанций посчитали иначе (дело № А32-2256/2016). К иному выводу по другому подобному спору пришел Верховный суд. Он посчитал, что маркировку нужно наносить до подачи таможенной декларации (дело № А21-1074/2015).

Косов уверен, суд ЕАЭС мог бы исправить ситуацию, но беда в том, что обратиться туда от России может только Минюст: «В Министерстве, видимо, считают, что чем меньше обращений, тем лучше, так как ни одно из наших заявлений они не перенаправили в суд ЕАЭС».

О том, как лучше сориентироваться в противоречивой судебной практике, сообщила Александра Салахова из «Право.ru». Она представила систему Caselook, которая помогает сформировать свою позицию не только по определенной категории споров, но и к конкретному судье.

Как мы пришли к ЕАЭС

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 17В мире на настоящий момент насчитывается более десяти таможенных союзов. История старейшего из них – Южноафриканского – восходит еще к 1889 году. Такие объединения предусматривают отмену таможенных пошлин для стран-участниц в торговле между ними. Это своего рода форма коллективного протекционизма от третьих государств. По словам Андрея Точина, руководителя центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив, самым успешным можно считать Европейский таможенный союз: «Не менее популярны и проекты таможенных союзов Южной Америки, однако эффект от ЕС все же сильнее». В Европе общий рынок начал функционировать с 1993 года, когда отменили все традиционные проверки на внутренних границах и прочие таможенные формальности.

Примечательно, что США не участвуют в таможенных союзах вообще, зато развивают зоны свободной торговли. Точин отметил, что последние активно способствуют повышению эффективности производителя и конкурентоспособности товаров: «В этом плане характерно, что зона свободной торговли СНГ направлена скорее на безболезненное размежевание экономик стран, которые еще недавно были единым союзом».

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 18

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 19

По договору ЕАЭС Россия, Белоруссия и Казахстан (прим. ред.позже к ним присоединились Армения и Киргизия) приняли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и вести согласованную политику в основных отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве. Документ вступил в силу на всей территории Таможенного союза с 1 января 2015 года.

Первые итоги: с какими проблемами сталкивается ЕАЭС

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 20

Активными темпами идет экономическая интеграция России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии, но на этом пути встречаются самые разные проблемы. О том, в чем они заключаются и как их лучше решить, поговорили эксперты на конференции «Право.ru» – «Евразийский экономический союз: правовое регулирование международного таможенного сотрудничества». Своим мнением поделились не только юристы, но и работники Евразийской экономической комиссии совместно с представителем суда ЕАЭС.

Хитрости предпринимателей в суде ЕАЭС

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 21Вопросу тарифного регулирования ЕАЭС свое выступление посвятила Инна Елисанова, старший юрист Dentons. Она отметила, что в законодательстве ЕАЭС установлена возможность применения ставок ввозных таможенных пошлин, которые отличаются от единого тарифа. Например, это возможно в том случае, если ставка существенно влияет на экономику страны-участницы союза. Единый же тариф формируется исходя из двух главных факторов: имплементация тарифных обязательств перед ВТО в связи с присоединением некоторых стран-членов союза (прим. ред. – Россия и Казахстан) к этой организации и применение мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, чтобы обеспечить экономические интересы государств, входящих в ЕАЭС. Юрист озвучила и основные направления таможенно-тарифной политики России, за которые отвечает Правительство.

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 22

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 23Кристина Балева, юрист Dentons, коротко рассказала собравшимся о главной проблеме защиты интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС. На настоящий момент в специальный Единый таможенный реестр ОИС не включено ни одного объекта, хотя он начал функционировать еще в 2010 году. Трудности создает то, что регистрируемый объект подлежит охране в пяти странах, а эта процедура требует как временных, так и материальных затрат. Например, регистрация товарного знака только в России занимает примерно 18 месяцев в Роспатенте.

Подводя итог, эксперт подчеркнула, что суд ЕАЭС работает неплохо, и арбитражные суды учитывают их позиции. Нешатаева заметила, что правовая система большая и сложная, поэтому юристам надо ее лучше изучать, чтобы выигрывать дела.

Минздрав предложил поправки в порядок регистрации лекарств в соответствии с соглашениями ЕАЭС

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 24

Минздрав подготовил законопроект, который предусматривает внесение изменений в ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Это необходимо для гармонизации правил регистрации лекарственных препаратов в соответствии с соглашением ЕАЭС.

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 26

Министерство здравоохранения разработало законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза». Документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

Законопроект предлагает внести поправки в отдельные статьи, а также признать утратившими силу ряд статей Федерального закона № 61от 12.04.2010.

С 1 января 2021 года п.23 ст.5 закона будет действовать только в отношении ветеринарных препаратов. Сейчас он касается полномочий федеральных органов власти по установлению требований к инструкции лекарств для медицинского и ветеринарного применения. После указанного срока инструкции препаратов для медицинского применения должны формироваться в соответствии с правилами ЕАЭС.

Также с 1 января 2021 года не будут действовать статьи, касающиеся подачи и рассмотрения заявления о регистрации лекарства (ст.18), экспертизы документов (ст.20), решения об отнесении лекарства к орфанным препаратам (ст.21), правил оптовой торговли (ст.54), приостановления применения лекарства (ст.65).

С 1 января 2026 года будут признаны недействующими ст.11 (о доклиническом исследовании препарата для медицинского применения), п.1—3 ч.2 ст.14 (об экспертизе таких лекарств), ст.23 (об экспертизе качества препарата) и ст.30 (о внесении изменений в регдосье).

Положения п.1—7 ст.13, касающиеся регистрации лекарства, с 1 января 2021 года не будут распространяться на лекарства для медицинского применения. Наконец, с 1 января 2026 года на такие лекарства не будут распространяться нормы п.7 ст.5 (государственная регистрация лекарств и ведение их реестра), ч.1 ст.14 (о принципах экспертизы лекарств), ст.16 и 19 (об организации проведения экспертизы лекарств и выдачи задания на экспертизу), ст. 25—27 (о повторном проведении экспертизы, ускоренной процедуре экспертизы и решении о регистрации), ст.29, 29, 32 (о выдаче удостоверения о регистрации, подтверждении регистрации и ее отмене), ст.33, 34 (о госреестре лекарств, о включении в него фармсубстанций для их реализации), ст.46 (о маркировке) и ст.58 (о хранении лекарств).

Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза было подписано 31 января 2016 года. «Статьей 4 Соглашения установлено, что государства — члены Союза проводят скоординированную политику в сфере обращения лекарственных средств посредством: принятия мер, необходимых для гармонизации и унификации законодательства государств-членов в сфере обращения лекарственных средств; принятия единых правил и требований регулирования обращения лекарственных средств; гармонизации законодательства государств-членов в области контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Публичное обсуждение документа продлится до 28 мая.

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс

Тигран Саркисян — о расчетах в национальной валюте, статусе наблюдателя ВТО и единой базе лекарств

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян рассказал в интервью агентству ТАСС о формировании системы расчетов в национальной валюте, увеличении товарооборота, шагах к устранению всех барьеров в ЕАЭС и созданию общего рынка нефти и газа.

— Сейчас активно обсуждается тема расчетов в национальных валютах между странами ЕАЭС. Что необходимо предпринять в рамках ЕЭК, чтобы такие расчеты стали повсеместной практикой. Есть ли статистика, какая доля в межнациональных расчетах уже идет в национальных валютах?

Гармонизация ответственности за нарушение права еаэс - картинка 29

— Вы думаете, что это произойдет к 2025 году?

— Во всяком случае, этот вопрос актуален, и многие страны его поднимают. Я думаю, что после того, как у нас произойдет гармонизация финансовых рынков, к 2025 году это создаст необходимую законодательную базу, которая в свою очередь сформирует прежде всего для бизнеса благоприятные условия.

— Коллегия ЕЭК намерена в ближайшее время рассмотреть вопрос получения Евразийским экономическим союзом статуса наблюдателя в ВТО. Для чего это делается? Что даст этот статус? И когда он может быть получен?

— Во-первых, надо отметить, что четыре страны из пяти членов Евразийского экономического союза являются полноправными членами Всемирной торговой организации. И это означает, что, когда на площадках ВТО разворачивается дискуссия по тем или иным вопросам таможенных пошлин или препятствий во взаимной торговле, эти страны самостоятельно не могут вести такие переговоры, так как эти полномочия переданы наднациональному органу — нашей комиссии. И нас тоже приглашают наши страны — Кыргызстан, Армения — участвовать в этих дискуссиях, чтобы представлять общую позицию Евразийского экономического союза, потому что они не могут сейчас самостоятельно принимать решение по понижению или повышению тарифов. А так как и Кыргызстан, и Армения были сначала членами Всемирной торговой организации, а потом стали участниками Евразийского экономического союза, то здесь возникают определенные вопросы, по которым нужны решения, согласованные со всеми странами. И с этой точки зрения, конечно же, наше участие на площадке Всемирной торговой организации будет эффективным и полезным для всех. А статус наблюдателя дает как раз возможность участвовать в этих дискуссиях.

— А когда он может быть получен?

— Сначала мы должны получить согласие наших стран, потом представим это предложение главам государств. После того как они дадут свое согласие, обратимся во Всемирную торговую организацию.

— Сколько времени это может занять? Год, два?

— Думаю, максимум два года.

— Президент России в новом майском указе поручил к 2024 году увеличить товарооборот между странами Евразийского экономического союза не менее чем в полтора раза и обеспечить такой же рост объема накопленных взаимных инвестиций. Реализуема ли задача и что для этого необходимо сделать?

— Я отвечу на этот вопрос с позиции Евразийской экономической комиссии. Перед нами стоит задача создания благоприятных условий для углубления взаимной торговли. А это означает, что мы должны обеспечить полную реализацию четырех свобод: перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Мы с сожалением констатируем, что сегодня еще существуют барьеры, изъятия, ограничения, которые не позволяют в полной мере реализовать тот интеграционный потенциал, который у нас сегодня существует. Многие страны согласились на изъятия, чтобы вхождение в Евразийский экономический союз было более гладким, бесконфликтным для предпринимателей. Но одновременно это создает проблемы для формирования общих рынков. Поэтому перед нами стоит задача по снятию барьеров, которые до сих пор существуют. Могу сказать, что мы уже сняли с 2017 года 24 препятствия. Таким образом, следствием борьбы с барьерами может стать увеличение внутреннего товарооборота.

— А сколько осталось препятствий?

— У нас разработана Белая книга, куда мы включили все барьеры, изъятия, ограничения, которые нам удалось зафиксировать. Мы насчитали более 120 таких позиций. По половине из них у нас есть согласие всех стран, что необходимо их преодолевать. А по остальным в комиссии идет острая дискуссия. Но основная часть нашей работы в этой области связана с тем, что мы должны переходить к реализации согласованных политик, потому что причина проблемы не в барьерах. Они лишь следствие того, что мы проводим разные политики, которые неминуемо приводят к возникновению новых барьеров или препятствий. Поэтому фундаментальное решение проблемы заключается в том, что мы должны проводить согласованные политики. И то, что наши президенты утвердили цифровую повестку для Евразийского экономического союза, является залогом того, что нам удастся создать оцифрованную платформу для проведения согласованных политик.

— Ваша задача — устранить к 2024 году все барьеры в ЕАЭС, создать общие рынки нефти и газа, снять различные ограничения и отменить изъятия в экономическом сотрудничестве. Удастся ли уложиться в этот срок?

— У нас есть дорожные карты. Все планы выстроены в соответствии с этими графиками, которые заложены в союзном договоре. В частности, мы должны сформировать общий рынок электроэнергии в 2019 году. Потом мы должны сформировать общий рынок нефти, нефтепродуктов и газа к 2025 году. Мы должны сформировать нормативно-правовую базу для формирования общих финансовых рынков. Вот эти направления работы комиссии — основные. Мы делаем все необходимое, чтобы уложиться в эти сроки, согласовать позиции пяти стран и двигаться в этом направлении.

— Было объявлено, что создана единая база для общего рынка лекарств. Сколько заявлений на регистрацию лекарственных средств уже подано?

— Какой рынок — следующий на очереди?

— Это рынок электроэнергии, который мы хотим запустить в 2019 году. Основные программы и концепции утверждены. Необходимо принимать уже нормативные документы, которые позволили бы задействовать этот рынок. Предполагаются биржевые торги, форвардные сделки, принятие четырех нормативных документов на уровне союза, которые позволят в 2019 году запустить этот рынок. Правда, еще не решено, как будет определяться стоимость транзита электроэнергии по территории стран Евразийского экономического союза.

— А когда будут подписаны соглашения о зоне свободной торговли с другими странами? Может, планируется начать переговоры с какими-то новыми государствами? Какими и когда?

— Вы знаете, что в 2016 году был запущен первый договор о зоне свободной торговли — с Вьетнамом, который нас очень воодушевил: за год его действия товарооборот стран союза с этим государством увеличился на 36%. Это достаточно серьезная цифра, которая показывает, что у таких торговых соглашений есть очень серьезной потенциал, стимулирующий экономический рост ЕАЭС. Наши президенты определили семь приоритетных направлений в этой сфере. Первое — взаимодействие с Китаем. С ним у нас недавно подписано торгово-экономическое непреференциальное соглашение. Второе соглашение — временное, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, — мы подписали в мае. Оно так же, как и соглашение с Китаем, находится на ратификации в парламентах стран союза. Следующее направление — сотрудничество с Индией: здесь мы тоже ведем интенсивные переговоры. А кроме того, с Египтом, Израилем, Сингапуром и Сербией. Надеюсь, что мы определимся в этом году с Индией и Сингапуром. Но подписание соответствующих соглашений произойдет, скорее всего, уже в следующем году.

— Как вы оцениваете работу по маркировке товаров? Поддерживаете ли расширение списка маркируемой продукции? Какие товары должны обязательно маркироваться на территории союза?

— А о каких товарах идет речь?

— О товарах текстильной отрасли, обуви, лекарствах и ряде других.

— Может, о молоке тоже?

— В том числе есть предложение и по молоку и молочным продуктам. Но пока идет дискуссия, потому что в разных странах существуют различные приоритетные товарные группы. Мы должны прийти к компромиссу.

— Что происходит в сфере локализации в автопроме до 50%? Действительно ли могут быть сдвинуты сроки?

— Да, такие предложения есть. Это связано, в частности, с тем, что странам союза не удалось вовремя углубить локализацию до 50% и они просят пролонгировать этот период. Им необходимо время для проведения определенных реформ, чтобы была более глубокая проработка. Эта дискуссия пока не завершена. Мы надеемся, что в октябре нынешнего года вопрос будет решен.

— То есть в октябре будет понятно, на сколько сдвинете сроки?

— Да. Мы оставляем локализацию на уровне 30% и переходим к 50% спустя некоторое время.

— А что это за некоторое время? На сколько лет можете сдвинуть эту цель?

— Предлагают на два — два с половиной года.

— Будет ли вводиться ответственность за нарушения обязательств в ЕАЭС?

— Хороший вопрос. Очевидно, что полномочия наднационального органа надо расширять. Потому что у нас нет инструментов воздействия на нарушителей. Более того, мы даже не имеем права обращаться в Суд ЕАЭС, если видим, что та или иная страна нарушает наши соглашения. Я думаю, что это связано с объективным процессом формирования комиссии. Первые пять лет нашей работы позволили накопить определенный опыт, и мы чувствуем, что доверие к нам со стороны национальных правительств выросло, ведь мы защищаем общие интересы, а не интересы той или иной страны. Это значит, что уже можно делать второй шаг для углубления нашей интеграции, расширять полномочия наднационального органа, давать возможность вести мониторинг и осуществлять контроль за принятыми решениями, а также применять определенные санкции. Думаю, мы уже созрели для того, чтобы сделать этот второй шаг.

Беседовала Евгения Соколова

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях