Содержание
- 1 Ответственность за нарушение лесного законодательства
- 2 Статья 99. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства
- 3 Статья 99 ЛК РФ. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства
- 4 Ответственность за нарушение лесного законодательства
- 5 Ответственность за нарушение лесного законодательства
- 6 Дисциплинарная ответственность за нарушение лесного законодательства
- 7 Статья 99. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства
- 8 Виды ответственности за нарушение лесного законодательства
- 9 Нарушение лесного законодательства
- 10 Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.
- 11 Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства
- 12 Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства
Ответственность за нарушение лесного законодательства
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Незаконно заготовленная древесина, транспортные средства и другие орудия незаконной заготовки древесины подлежат безвозмездному изъятию, конфискации в соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ и гл. 15.1 УК РФ. Указанная безвозмездно изъятая, конфискованная древесина подлежит хранению, реализации либо, в случае утраты качества или иных потребительских свойств, утилизации в порядке, установленном Правительством РФ.
Нарушения лесного законодательства можно подразделить на четыре группы:
- а) нарушение права пользования лесными участками (самовольное занятие лесных участков, самовольная уступка права пользования лесным участком и др.);
- б) нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины и других требований;
- в) противоправные действия, посягающие на порядок ведения лесного хозяйства: уничтожение, повреждение ограничительных знаков в лесах, нарушение правил и инструкций по улучшению ведения лесного хозяйства и использованию спелой древесины; самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;
- г) нарушения, причиняющие вред лесу или создающие угрозу такого причинения: уничтожение или повреждение в лесу деревьев и кустарников, саженцев, лесных культур, загрязнение лесных массивов сточными водами, отходами, химическими, нефтяными и иными вредными веществами; уничтожение других элементов лесного комплекса (самовольное сенокошение и выпас скота, уничтожение полезной для леса фауны).
В соответствии с действующим законодательством за нарушения лесного законодательства должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке за совершение следующих нарушений законодательства об использовании и охране лесов:
- — уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, уничтожение, повреждение или снос стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением (ст. 7.2 КоАП РФ);
- — самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведение построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (ст. 7.9 КоАП РФ);
- — самовольная уступка права пользования лесным участком (ст. 7.10 КоАП РФ);
нарушение режима использования лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12 КоАП РФ);
Уголовное законодательство предусматривает следующие составы преступлений в области использования и охраны лесов:
- — незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ст. 260 УК РФ);
- — уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, либо путем поджога или иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия, если они причинили крупный ущерб (ст. 261 УК РФ);
- — нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба (ст. 262 УК РФ).
Ущерб, причиненный лесным пожаром, возмещается исходя из стоимости потерь товарной древесины, затрат по очистке территории и приведению ее в состояние, пригодное для использования в лесном хозяйстве, расходов по проведению лесовосстановительных работ и выращиванию лесных культур, а также стоимости средств тушения пожара.
За невыполнение обязательных мероприятий по охране, восстановлению и улучшению лесов, за нарушение порядка использования и охраны леса должностные лица предприятий и организаций, иные виновные работники несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами трудового законодательства.
Споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
Статья 99. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства
СТ 99 ЛК РФ
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 99 ЛК РФ
По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства. Остальные три вида ответственности аналогичны: административная, уголовная (ст. 99 ЛК РФ) и имущественная (или возмещение вреда) (ст. 100 ЛК РФ).
Комментируемая статья содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» изложена в новой редакции. Статья 34 указанного Закона вступила в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ.
Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внес еще ряд изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему.
1. Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ.
2. Дополнительных статей КоАП РФ по количеству, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ не появилось.
3. Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены; в связи с отсутствием норм материального права в ЛК РФ, например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ.
4. Суммы штрафов не изменились, за исключением одного состава ст. 8.24, где произошло увеличение штрафа за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков: на должностных лиц — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (прежнее — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд). Теперь, как видим, нарушение порядка отвода касается всех лесных участков на любых землях и любым правовым способом.
5. Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции ст. 260 и 261 УК РФ не изменились.
Одновременно привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается.
Статья 99 ЛК РФ. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 99 ЛК РФ
По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства. Остальные три вида ответственности аналогичны: административная, уголовная (ст. 99 ЛК РФ) и имущественная (или возмещение вреда) (ст. 100 ЛК РФ).
Комментируемая статья содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» изложена в новой редакции. Статья 34 указанного Закона вступила в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ.
Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внес еще ряд изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему.
1. Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ.
2. Дополнительных статей КоАП РФ по количеству, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ не появилось.
3. Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены; в связи с отсутствием норм материального права в ЛК РФ, например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ.
4. Суммы штрафов не изменились, за исключением одного состава ст. 8.24, где произошло увеличение штрафа за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков: на должностных лиц — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (прежнее — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд). Теперь, как видим, нарушение порядка отвода касается всех лесных участков на любых землях и любым правовым способом.
5. Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции ст. 260 и 261 УК РФ не изменились.
Одновременно привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается.
Ответственность за нарушение лесного законодательства
Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответственность — уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.
Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нормы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответствии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).
Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, виновные в:
— нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;
— незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;
— осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;
— нарушении правил восстановления и улучшения лесов;
— самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов;
— незаконном использовании земель лесного фонда;
— засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;
— вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное влияние на леса;
— повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;
— уничтожении полезной для леса фауны;
— нарушении требований пожарной безопасности и др.
Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса — самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).
Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.
Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:
— незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);
— уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);
— уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).
Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зависимости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незаконной порубки разграничение экологического преступления и административного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).
Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонарушителям применяетсягражданско-правовая (материальная) ответственность.
Сделки с участками лесного фонда — купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда — признаются недействительными со всеми юридическими последствиями, предусмотренными гражданским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодексаРФ).
Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Размеры и порядок возмещения ущерба определяются специальными нормативными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.
В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, а в виде такс — при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, нарушении правил осуществления побочных пользований. Такса представляет собой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.
Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее стоимость.
Ответственность за нарушение лесного законодательства
Лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность за причинение вреда.
Необходимо учитывать, что названные формы ответственности устанавливаются законодательными актами, входящими в систему разных отраслей законодательства.
Уголовная ответственность предусматривается в уголовном законодательстве, административная — в законодательстве об административных правонарушениях, ответственность за причинение вреда — в гражданском законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды, дисциплинарная — в трудовом законодательстве и законодательстве о государственной службе.
Следует отдельно охарактеризовать эти формы ответственности.
Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам, совершившим преступления, предусмотренные УК РФ.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).
Уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 19 УК РФ).
Виды наказаний, применяемых к лицу, признанному виновным в совершении преступления, исчерпывающе устанавливаются в статье 44 УК РФ.
К этим видам наказаний, в частности, относятся лишение свободы, штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Предметом лесного законодательства являются лесные отношения. В связи с этим интерес представляют только те нормы УК РФ, которые касаются использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующие нарушения лесного законодательства:
- 1) незаконная вырубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ):
- — незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1 ст. 260 УК РФ);
- — незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере (ч. 2 ст. 260 УК РФ);
- — деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 260, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое соответствующими законодательными актами установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, к административной ответственности могут привлекаться не только физические, но и юридические лица.
Виды административных наказаний за совершение административных правонарушений исчерпывающе определяются в статье 3.2 КоАП РФ.
К этим видам наказаний, в частности, относятся: административный штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие нарушения лесного законодательства:
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Дисциплинарная ответственность за нарушение лесного законодательства
- Главная
- Поиск
- О проекте
- Связь
11.3. Юридическая ответственность за нарушение лесного
законодательства
Под источниками повышенной опасности можно понимать транспортные средства, легковоспламеняющиеся вещества и т.п. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента уничтожения или повреждения лесных насаждений или древесно-кустарниковой растительности. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме неосторожности (ч. 1), так и в форме умысла (ч. 2).
В качестве квалифицирующего признака в ч. ч. 2, 4 данной статьи названо причинение крупного ущерба. В примечании к данной статье крупным признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике , превышает пятьдесят тысяч рублей.
———————————
Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (вместе с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства»): Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273.
Статья 99. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства
СТ 99 ЛК РФ
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 99 ЛК РФ
По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства. Остальные три вида ответственности аналогичны: административная, уголовная (ст. 99 ЛК РФ) и имущественная (или возмещение вреда) (ст. 100 ЛК РФ).
Комментируемая статья содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» изложена в новой редакции. Статья 34 указанного Закона вступила в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ.
Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внес еще ряд изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему.
1. Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ.
2. Дополнительных статей КоАП РФ по количеству, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ не появилось.
3. Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены; в связи с отсутствием норм материального права в ЛК РФ, например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ.
4. Суммы штрафов не изменились, за исключением одного состава ст. 8.24, где произошло увеличение штрафа за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков: на должностных лиц — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (прежнее — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд). Теперь, как видим, нарушение порядка отвода касается всех лесных участков на любых землях и любым правовым способом.
5. Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции ст. 260 и 261 УК РФ не изменились.
Одновременно привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается.
Виды ответственности за нарушение лесного законодательства
Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение лесного законодательства:
- · административную;
- · уголовную;
- · гражданскую;
- · дисциплинарную.
Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к лесонарушителям. Административная ответственность устанавливается в лесном законодательстве. Конкретные составы административных лесонарушений устанавливаются в Кодексе об Административных Правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. [ 4 ].
К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба лесу, лесным ресурсам, окружающей среде, здоровью людей, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. В отличие от административной ответственности, к которой привлекаются виновные в совершении административного проступка, к уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие преступления.
Деяния, за которые виновные привлекаются к уголовной ответственности, определены в статьях 275 (загрязнение леса), 276 (уничтожение либо повреждение леса по неосторожности), 277 (незаконная порубка деревьев и кустарников) Уголовного кодекса Республики Беларусь
Гражданской ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на лесонарушителей, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. При взыскании ущерба, причиненного лесонарушениями, применяется таксовый принцип исчисления ущерба.
Порядок возмещения ущерба регулируется Положением о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства [ 13 ] и Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде [ 14 ].
Наряду с мерами юридической ответственности к лесонарушителям применяются и меры экономического воздействия. К мерам экономического воздействия можно отнести те нормы Лесного кодекса Республики Беларусь, согласно которым осуществление лесопользования может быть приостановлено при нарушении лесопользователями установленного порядка пользования лесами (нарушения требований, изложенных в лесорубочном билете, ордере, лесном билете; невыполнение лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных, противопожарных работ и т. д.).
Таким образом, за нарушение лесного законодательства Республики Беларусь может наступить административная, уголовная, гражданская или дисциплинарная ответственность.
Административная ответственность устанавливается в лесном законодательстве. К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба лесу, лесным ресурсам, окружающей среде, здоровью людей, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. Гражданской ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на лесонарушителей, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Наряду с мерами юридической ответственности к лесонарушителям применяются и меры экономического воздействия.
Нарушение лесного законодательства
Татьяна, добрый день. Штраф на генерального директор ООО может быть наложен как на должностное лицо
Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Генеральный директор будет привлечен к ответственности одновременно с юридическим лицом (ч.3 ст.2.1 КоАП РФ)
Вы задали важный для себя юридический вопрос, надеясь получить от юристов на него более полные разъяснения с ссылками на конкретные статьи или пункты нормативных актов, а не краткие ответы без ссылок на нормативные акты или с ссылками, не на те нормативные акты.
Все вопросы, связанные с исполнением решений судов или административных органов о взыскании каких-то сумм, регулируются Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Данный Федеральный закон № 229-ФЗ хорошо знают не все даже юристы и адвокаты, если они не занимаются регулярно исполнительными делами.
Что бы ответить Вам на этот вопрос, от Вас нужно получить копию этого Постановления судебного пристава-исполнителя и более полную информацию по этому вопросу.
Более подробно получить разъяснение на этот юридический вопрос можно по договоренности с юристом на этом сайте (для этого надо «подружиться» с ним на его странице), сообщив ему полную, нужную информацию по вопросу, при необходимости следует предоставить копии или фотокопии соответствующих документов.
Знать свои права и обязанности — это хорошо, но лучше уметь пользоваться ими на практике с пользой для себя, а не наоборот.
Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.
Лесное законодательство предусматривает четыре группы нарушений:
1) нарушение права государственной собственности на леса (самовольная переуступка права лесопользования, иные противоправные сделки) и права государственной собственности на земли государственного лесного фонда (самовольное использование земель для раскорчевки, возведения построек, устройства складов и т.д.);
2) противоправные действия, причиняющие вред лесу;
3) нарушения установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, других требований, вытекающих из Правил отпуска леса на корню;
Уголовная ответственность за преступления, посягающие на общественные отношения в области использования и охраны леса, предусмотрена за совершение незаконной порубки леса (ст. 260 УК); за умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога или иным общеопасным способом, повлекшим человеческие Жертвы или иные тяжкие последствия, а также за умышленное загрязнение лесных массивов вредными веществами, отходами, выбросами, сбросами, влекущее ссыхание или заболевание древесно-кустарниковой или другой растительности, либо за умышленное существенное повреждение или уничтожение лесных массивов путем поджога (ст. 261 УК). Уничтожение или существенное повреждение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также умышленное уничтожение или повреждение полезащитных лесонасаждений, плодово-ягодных и других насаждений, не входящих в лесной фонд, причинившие ущерб собственнику, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных месячных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
Юридические и физические лица, виновные в совершении правонарушений, несут материальную ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству. Размер вреда определяется с учетом и на основании утвержденных Правительством РФ такс (164). За невыполнение или ненадлежащее выполнение мероприятий по защите и охране лесов, за нарушение порядка лесопользования, восстановления и улучшения лесов должностные лица предприятий и организаций, а также работники этих предприятий и организаций, виновные в правонарушениях, могут подвергаться дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства. Вне зависимости от вида ответственности при совершении правонарушений, причинивших экологический и иной вред лесному хозяйству, действует принцип полного возмещения вреда.
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы
Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства
Неустойки установлены постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации»* за 28 различных видов лесонарушений.
* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.
Для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. № 67 «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации» (в ред. от 1 июня 1998 г.)* установлены таксы за 13 видов лесонарушений.
* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.
Для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству дикими копытными животными, к которым относятся лось, благородный и пятнистый олени, косуля, Рослехозом 10 ноября 1997 г. утверждена Методика учета ущерба, нанесенного копытными-дендрофагами лесному хозяйству.
Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства
Под нарушением лесного законодательства следует понимать противоправное действие или бездействие, которое причиняет вред лесам или земельным лесным участкам либо не причиняет такого вреда, но направлено против установленного порядка пользования лесами, а также земельными лесными участками и предусматривает юридическую ответственность виновного в этом лица.
Нарушения лесного законодательства влекут за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Привлечение к юридической ответственности осуществляется в порядке и на основе, предусмотренных соответственно трудовым, административным, гражданским или уголовным законодательством.
Нарушение лесного законодательства всегда сопряжено с причинением вреда лесным экосистемам. Поэтому в лесном законодательстве заложен принцип, в соответствии с которым предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный лесу в результате нарушения лесного законодательства, в размерах и порядке, определенных законодательством Украины (ст. 107 ЛК Украины).
Вред, причиненный нарушением лесного законодательства, подлежит возмещению независимо от дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Первую группу нарушений лесного законодательства, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность, составляют нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах. В соответствии с Постановлением «О размерах имущественных взысканий за нарушение Правил отпуска древесины на корню », утвержденным Кабинетом Министров Украины от 16 марта 1993 г., предусмотрено возмещение вреда за нарушения, причиненные предприятиями, организациями, учреждениями при рубках леса и заготовки недревесных материалов. При применении имущественных взысканий используются таксы на древесину лесных пород, которая отпускается на корню по первому разряду во всех лесотаксовых поясах без применения установленных норм снижения такс.
К административной ответственности могут быть привлечены граждане или должностные лица в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях.
Законодательством установлен особый порядок установления факта совершения административного правонарушения – это наличие протокола о совершении административного проступка. Должностные лица, которые имеют право составлять такие протоколы, перечислены в КоАП Украины.
Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства предусмотрена Уголовным кодексом Украины за такие преступления: уничтожение или повреждение лесных массивов (ст. 245); незаконная рубка леса (ст. 246); нарушение законодательства о защите растений (ст. 247) и умышленное нарушение или повреждение территорий, взятых под охрану государства и объектов природно-заповедного фонда (ст. 252).
Дисциплинарная ответственность является одним из средств воздействия на лиц, для которых действия по охране, защите, восстановлению лесов и лесоразведению является должностной обязанностью. Виды дисциплинарных взысканий установлены в ст. 148 Кодекса законов о труде Украины.
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.
Юридическая и финансовая поддержка граждан.
Образование: Высшее Юридическое
Стаж работы: 25 лет
Добавить комментарий