prestima.ru

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

С изменениями и дополнениями от:

30 сентября 2012 г.

I. Общие положения

1. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации распространяется на сотрудников таможенных органов Российской Федерации (далее именуются — таможенные органы) и определяет сущность служебной дисциплины в таможенных органах (далее именуется — служебная дисциплина), права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1334 подпункт 7 изложен в новой редакции

7) обеспечивать сохранность подчиненными документов строгой отчетности, а также товаров, обращенных в федеральную собственность, товаров и документов, задержанных и (или) изъятых при проведении таможенного контроля;

8) воспитывать у подчиненных бережное отношение к имуществу таможенных органов, выявлять и устранять причины и условия, способствующие порче или утрате этого имущества;

9) организовывать проведение воспитательных и профилактических мероприятий с подчиненными, выявлять и своевременно пресекать дисциплинарные проступки;

10) подавать личный пример образцового исполнения должностных обязанностей.

9. Сотрудник, временно исполняющий должностные обязанности начальника таможенного органа на основании его письменного приказа, пользуется в полном объеме соответствующими дисциплинарными правами.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1334 подпункт 2 изложен в новой редакции

2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, а также товаров, обращенных в федеральную собственность, товаров и документов, задержанных и (или) изъятых при проведении таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;

4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников статьей 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1334 в пункт 2 внесены изменения

2. Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов (далее именуются — сотрудники) должностных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.

3. Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации.

4. Служебная дисциплина обеспечивается за счет:

1) личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей;

2) строгого соблюдения сотрудниками правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей;

3) поддержания каждым сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей;

4) постоянного контроля начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения.

5. Приказ — письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками.

Приказ должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ.

Приказ по службе сотрудник получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника.

Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник.

6. Сотрудник в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику, начальнику, отдавшему приказ, или вышестоящему начальнику таможенного органа. Если непосредственный начальник, а в его отсутствие вышестоящий начальник подтверждает этот приказ, сотрудник обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несет подтвердивший этот приказ начальник.

II. Обязанности начальника таможенного органа
по поддержанию служебной дисциплины

7. Начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит.

8. В целях поддержания служебной дисциплины начальник таможенного органа обязан:

1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законодательства Российской Федерации, четко отдавать приказы подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;

2) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

3) создавать необходимые условия для исполнения подчиненными своих должностных обязанностей, повышения ими уровня своей квалификации и физической подготовки;

4) справедливо поощрять достойных и налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины;

5) обеспечивать достаточный уровень знания подчиненными Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации применительно к исполнению ими соответствующих должностных обязанностей;

6) обеспечивать соблюдение подчиненными режима секретности;

Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396
«Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1334 в пункт 10 внесены изменения

10. Начальник таможенного органа ведет учет поощрений и взысканий в порядке, устанавливаемом руководителем Федеральной таможенной службы.

III. Виды поощрений и порядок их применения

11. Поощрение является важным средством воспитания сотрудников и укрепления служебной дисциплины в таможенных органах.

12. В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам применяются в порядке, предусмотренном настоящим Дисциплинарным уставом, следующие виды поощрений:

1) объявление благодарности;

3) награждение ценным подарком;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1334 в пункт 15 внесены изменения

15. Поощрение в виде премирования, награждения ценным подарком, награждения именным оружием может применяться одновременно с объявлением сотруднику благодарности или награждением его Почетной грамотой Федеральной таможенной службы.

16. Приказы о поощрении сотрудников доводятся до сведения всего личного состава таможенного органа.

IV. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения

17. Нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

18. К грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:

1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1334 пункт 13 изложен в новой редакции

13. Поощрения, предусмотренные подпунктами 4-8 пункта 12 настоящего Дисциплинарного устава, применяются только на основании приказов руководителя Федеральной таможенной службы. Права начальников конкретных таможенных органов, касающиеся применения других видов поощрений, определяются руководителем Федеральной таможенной службы.

ГАРАНТ:

См. приказ Федеральной таможенной службы от 29 января 2007 г. N 105 «О дополнительных выплатах сотрудникам таможенных органов Российской Федерации»

14. При определении вида поощрения начальник таможенного органа принимает во внимание успешность и добросовестность исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, продолжительность и безупречность службы, выполнение заданий особой важности и сложности.

С изменениями и дополнениями от:

30 сентября 2012 г.

В целях обеспечения служебной дисциплины в таможенных органах Российской Федерации и в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» постановляю:

Утвердить прилагаемый Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации.

16 ноября 1998 г.

Дисциплинарный устав
таможенной службы Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396)

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. N 1334 подпункт 4 изложен в новой редакции

4) награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы;

6) досрочное присвоение очередного специального звания;

7) награждение именным оружием;

8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности;

9) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов.

Таможенная служба − особая разновидность федеральной государственной службы, сочетающая в себе правоохранительную и гражданскую составляющие. Дисциплинарное производство − особый вид административного юрисдикционного процесса, представляющий собой совокупность правоотношений, организованных последовательно и возникающих в результате совершения сотрудником таможенного органа дисциплинарного проступка или административного правонарушения, между указанным лицом и руководством таможенного органа. Результат производства − применение дисциплинарного взыскания к сотруднику, виновному в дисциплинарном проступке или административном правонарушении.

Особенностями дисциплинарного производства, возбуждаемого в отношении сотрудников таможенных органов, являются:

− совокупность юрисдикционных процедур, направленных на решение вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности;

− отношения по поводу применения дисциплинарного взыскания носят служебный характер, регулируются императивными нормами и являются специфической разновидностью административных внутриорганизационных отношений;

− обязательные участники дисциплинарного производства — сотрудник таможенного органа, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, руководитель таможенного органа, а также подразделение по работе с кадрами;

− фактическое основание для возбуждения дисциплинарного производства − дисциплинарный проступок или административное правонарушение, совершенные сотрудником таможенного органа (если КоАП РФ прямо указывает на замену административной ответственности дисциплинарной);

− результат дисциплинарного производства — разрешение конкретного дела: рассмотрение по существу вопроса о причинах совершения проступка, наказание виновного лица, профилактика совершения подобных деяний в будущем;

− отличие от иных видов юрисдикционных производств (например, от производства по делу об административном правонарушении), а именно: дисциплинарной ответственности подлежит только служащий, находящийся в подчинении у соответствующего руководителя; процесс привлечения к дисциплинарной ответственности носит упрощенный характер; в отношении виновного лица применяется только дисциплинарное взыскание из системы, установленной отдельным нормативным актом; наличие дисциплинарного взыскания не влечет за собой судимость либо административное наказание;

− результат дисциплинарного производства оформляется документально (как правило, приказом);

− система дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам таможенных органов, в значительной степени отличается от взысканий, назначаемых гражданским государственным служащим, а также иным государственным служащим (например, военнослужащим). Данную систему образуют: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение из таможенных органов.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения его к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ).

При установлении вины сотрудника, а также причинной связи между проступком и его результатами следует помнить о принципе иерархической соподчиненности, характерной для всех видов системы государственной службы. Как правило, сотрудник получает приказ от своего непосредственного начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника. Начальник должен всесторонне оценить обстановку и наметить меры по выполнению приказа. Он несёт ответственность за соответствие приказа нормам действующего законодательства. Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несёт начальник, подтвердивший этот приказ.

Наиболее серьёзные дисциплинарные проступки получили название грубых нарушений служебной дисциплины. К ним в соответствии с п. 18 Устава относятся:

1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Закона о службе в таможенных органах;

2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более 3 часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;

4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Закона о службе в таможенных органах.

Особое внимание в Уставе уделено систематическому нарушению служебной дисциплины (совершению проступка повторно в течение года) как обстоятельству, отягчающему дисциплинарную ответственность. В течение срока действия дисциплинарного взыскания (один год) меры поощрения к сотруднику не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Применение к сотруднику дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (кроме замены административного наказания дисциплинарным взысканием). Такой вид дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, применяется по приказу начальника, основанному на решении аттестационной комиссии. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку. В случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд. Обжалование дисциплинарного взыскания в вышестоящий таможенный орган имеет ряд особенностей:

− осуществляется сотрудником в течение 3 месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении;

− не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания;

− решение по жалобе должно быть принято не позднее месяца со дня ее получения, о чем письменно уведомляются сотрудник, подавший жалобу, и начальник, действия которого обжалуются.

Таковы особенности дисциплинарного производства, возбуждаемого в отношении сотрудников таможенных органов.

Подводя итог рассмотрению вопросов государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, необходимо отметить, что повышению эффективности антикоррупционного механизма на таможенной службе будут содействовать, по нашему мнению, критерии оценки деятельности сотрудников. Такие критерии должны разрабатываться с участием бизнес-сообщества (по аналогии с правилами оценки работы самой таможенной администрации.

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов

Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения для сотрудников таможенной службы Российской Федерации установлены в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.97 №114 – ФЗ и IV разделе Дисциплинарного Устава, а также Инструкцией о порядке применения отдельных положений Дисциплинарного Устава в таможенных органах Российской Федерации». Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов. Также в случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством Российской Федерации имеет начальник таможенного органа, пользующийся правом приема и увольнения сотрудника, который должен учитывать степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, наступившие последствия, а также предшествующую службу и поведение сотрудника.

Так, за допущенные нарушения дисциплины начальник таможенного органа имеет право налагать на сотрудников дисциплинарные взыскания в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (табл. 1)

Таблица 1. Меры взысканий, применяемые в отношении сотрудников

Статус начальникаОбъем применения
Председатель ГТК РоссииВ полном объеме, предусмотренном в ст. 29 Федерального закона
Начальник РТУ, начальник таможни (РТА, ГНИВЦа, ГТЛ)Замечание Выговор Строгий выговор Предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации (по номенклатуре назначения) Увольнение из таможенных органов (по номенклатуре назначения)
Начальник таможенного поста (со статусом юридического лица)Замечание Выговор Строгий выговор

Общей особенностью наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что тони могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти.

Дисциплинарное производство – это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий.

Нормы о дисциплинарном производстве – это процессуальный механизм, использование которого позволяет применять материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности. Это составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.

Среди действующих правовых актов можно выделить так же Устав Таможенной службы Российской Федерации, который, как и Устав Вооруженных Сил Российской Федерации детально регулирует процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий. Инструкция о порядке применения отдельных положений дисциплинарного устава в таможенных органах содержит перечень нарушений, влекущих дисциплинарную ответственность при таможенном оформлении и таможенном контроле (Приложение 1).

В соответствии с п. 20 Дисциплинарного Устава Таможенной службы Российской Федерации основанием для наложения дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Так, в соответствии с п. 16 Инструкции о порядке применения отдельных положений дисциплинарного устава в таможенных органах от 24.08.2001 г. №850 служебная проверка проводится для установления обстоятельств, причин и условий нарушения дисциплины, совершенного сотрудником, или чрезвычайного происшествия в таможенном органе. Проверка должна быть начата не позднее 3 дней с момента получения информации, которая стала причиной ее проведения, и закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения, если иной срок не установлен начальником таможенного органа.

Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, обязан ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, в случае установления его вины, по окончании проверки с ее материалами и заключением о результатах проверки в части, его касающейся, с проставлением подписи сотрудника на заключении о результатах проверки и составить акт в случае отказа от ознакомления с заключением или при отказе подписать его. Акт подписывают председатель комиссии, ее члены либо другие сотрудники, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений (Приложение 3).

Дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудников, как правило, после проведения служебной проверки. Начальник структурного подразделения таможенного органа вправе ходатайствовать о наложении дисциплинарного взыскания на подчиненного сотрудника (Приложение 4).

Взыскания, как и поощрения, отражают в служебной карточке сотрудника таможенного органа (Приложение 5).

Таким образом, в дисциплинарном производстве можно различить четыре стадии: служебное разбирательство (расследование); рассмотрение дисциплинарного дела; пересмотр дела; исполнение наложенного взыскания.

На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии, на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать, в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и неотмененные взыскания должны быть исполнены1.

Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода – поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т.д.

Во всех случаях у члена коллектива должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным – важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю. Ему же могут поступить материалы дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести и т.д.);

наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;

при наличиях в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенной службы

Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396, включает разд. IV «Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения» и V «Порядок обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности» (п. 17—39) (далее в данном параграфе — Устав № 1396).

Этот Устав определяет, что нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном данным Уставом, в том числе следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • — строгий выговор;
  • — предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
  • — увольнение из таможенных органов (и. 23).

К грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:

  • 1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подп. 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
  • 2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, а также товаров, обращенных в федеральную собственность, товаров и документов, задержанных и (или) изъятых при проведении таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;
  • 3) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

При необходимости проводится служебная проверка указанных в письменном объяснении сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.

В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

Увольнение из таможенных органов сотрудника — как вид дисциплинарного взыскания — производится начальником таможенного органа, имеющим право назначения на должность.

При наложении дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа обязан соблюдать правила служебной этики.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, предусмотренные Уставом № 1396, к сотруднику не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено:

  • — во время болезни сотрудника;
  • — в период нахождения сотрудника в отпуске или командировке;
  • — в случае если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев.

Дисциплинарное взыскание по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности не может быть применено позднее двух лет со дня совершения проступка.

В указанные сроки не включается период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

С сотрудника одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

Начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины.

Непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания. Это ходатайство начальник, наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения.

Права начальников конкретных таможенных органов, касающиеся наложения дисциплинарных взысканий, определяются руководителем Федеральной таможенной службы.

В случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд.

Обжалование дисциплинарного взыскания начальнику вышестоящего таможенного органа осуществляется сотрудником в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении.

Вышестоящий начальник таможенного органа обязан всесторонне и объективно рассмотреть жалобу и вынести решение безотлагательно, но не позднее месяца со дня ее получения, о чем письменно уведомляет сотрудника, подавшего жалобу, и начальника, действия которого обжалуются.

Вместе с тем представляется, что Устав № 1396 нуждается в определенном совершенствовании. Так, отдельные его нормы не несут должной смысловой нагрузки:

  • — «служебная дисциплина основывается. на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации» (п. 3);
  • — «служебная дисциплина обеспечивается за счет личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей» (п. 4);
  • — «ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несет подтвердивший этот приказ начальник» (п. 6);
  • — «начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит» (п. 7).

Вопреки ст. 22 ТК РФ п. 8 данного Устава устанавливает, что в целях поддержания служебной дисциплины начальник таможенного органа обязан налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины.

Устав № 1396 закрепляет нормы КЗоТ РСФСР (РФ):

— «к грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:

. прогул (в том числе отсутствие сотрудника па службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;

появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения» (п. 18);

  • — «при наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение» (п. 20);
  • — «систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка» (п. 22).

Допускается в рассматриваемом Уставе и дублирование ст. 193 ТК РФ, а именно:

— «за каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение.

Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания» (п. 19);

  • — «за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном настоящим Дисциплинарным уставом, следующие виды дисциплинарных взысканий:
    • 1) замечание,
    • 2) выговор» (п. 23);
  • — «дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске» (и. 29);
  • — «дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку» (п. 31);
  • — «сотрудник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался вновь дисциплинарному взысканию» (п. 33);
  • — «обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания» (п. 37).

Вряд ли основаны на законе следующие нормы Устава № 1396:

  • — «основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка» (п. 20);
  • — «основанием для применения такого вида дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, является приказ начальника, основанный на решении аттестационной комиссии» (п. 29) К

Правило п. 23 Устава № 1396 об увольнении из таможенных органов неконкретно, т.е. не содержит указания на основания дисциплинарного увольнения (ср. со ст. 192 ТК РФ). [1]

С учетом ст. 22 и 193 ТК РФ, очевидно, необходима корректировка следующих норм Устава № 1396 о правах «вышестоящих начальников»:

  • — «если в зависимости от степени тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить меры дисциплинарного взыскания, превышающие объем прав, предоставленных данному начальнику таможенного органа, он входит к вышестоящему начальнику с соответствующим представлением» (п. 25);
  • — «право снятия дисциплинарного взыскания, которое было наложено ранее, принадлежит тому начальнику таможенного органа (лицу, его замещающему), которым взыскание было наложено, либо вышестоящему начальнику» (п. 26);
  • — «вышестоящий начальник таможенного органа имеет право отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему прав) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка» (п. 32).

Следует привести в соответствие со ст. 193 ТК РФ правило о том, что «дисциплинарное взыскание по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности не может быть применено позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанный срок не включается период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства но уголовному делу или делу об административном правонарушении» (и. 30).

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенной службы

В статье на основе анализа норм трудового законодательства и судебной практики рассматриваются актуальные вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников таможенной службы.

Disciplinary responsibility of employees customs service

In article on the basis of the analysis of standards of the labor law and judicial practice topical issues of disciplinary responsibility of staff of customs service are considered.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

Федеральные законы, уставы и положения о дисциплине предусматривают повышенные требования к отдельным категориям работников. Нарушения дисциплины труда, где трудовая деятельность связана, в частности, с использованием источников повышенной опасности, могут повлечь за собой тяжкие и (или) опасные последствия.

Дисциплинарная ответственность по уставам о дисциплине отличается от дисциплинарной ответственности по ТК РФ:

1) кругом работников, на которых она распространяется;

2) более широким понятием дисциплинарного проступка;

3) перечнем дисциплинарных взысканий;

4) должностными лицами и органами, наделенными дисциплинарной властью;

5) порядком применения дисциплинарных взысканий и обжалования.

Такая дисциплинарная ответственность устанавливается не только за нарушение трудовых (служебных) обязанностей, но и за нарушения, приравненные к дисциплинарному проступку.

Итак, нормы о дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников закреплены либо в уставе, либо инкорпорированы в ТК РФ.

Сферы деятельности, в которых введена дисциплинарная ответственность по уставам о дисциплине, представляются достаточно широкими.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом, следующие виды дисциплинарных взысканий:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;

5) увольнение из таможенных органов 1 .

Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16.11.1998 № 1396, включает разделы IV «Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения» и V «Порядок обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности» (п. 17–39) (далее — Устав № 1396).

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях