prestima.ru

Административная ответственность за нарушение информационных прав

Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Административная ответственность за нарушение информационных прав". На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

1. Уголовный кодекс РФ

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и информации, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

9 апреля 2014 Теория Какая существует ответственность за нарушение права на доступ к информации?

Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 3

За нарушение права на доступ к информации законодательством установлены следующие виды ответственности:

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

КоАП содержит достаточно большое количество статей, устанавливающих ответственность за нарушение права на доступ к информации в различных сферах жизнедеятельности. Вот некоторые из них:

Ст. 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей.

Ст. 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет

Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 250 000 до 300 000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 до 1500 рублей.

3. Другие виды ответственности

3.1. За нарушение госслужащим требований законодательства о доступе к информации его руководитель может применить к нему меры дисциплинарной ответственности:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

(ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Применительно к сотрудникам организаций, не являющихся органами власти, могут быть применены следующие дисциплинарные меры:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю были причинены убытки, то он вправе требовать от виновного лица в судебном порядке возмещения причиненных убытков (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 15 ГК РФ).

Более подробно ознакомиться с различными вариантами дисциплинарной ответственности в отношении отдельных лиц (судей; муниципальных служащих) Вы можете в нашем методическом пособии «Доступ к информации в Российской Федерации», раздел 9.3.

Административно-правовая ответственность в информационной сфере

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

  1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
  2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
  3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
  4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ответственность за информационные правонарушения 490 руб.
  • Реферат Ответственность за информационные правонарушения 270 руб.
  • Контрольная работа Ответственность за информационные правонарушения 200 руб.

Наиболее распространённой санкцией за административное информационное правонарушение выступает штраф, который может также дополняться конфискацией орудия правонарушения.

Понятие информационного правонарушения

Информационное правонарушение представляет собой действие, либо бездействие, которое противоречит нормам информационного права, нарушает права участников информационных правоотношений.

Указанные действия представляют определенную опасность для общества и влекут за собой негативные последствия (санкции) для лиц за них ответственных.

В зависимости от того, насколько велика опасность совершаемых информационных правонарушений, они подразделяются на проступки (собственно правонарушения) и преступления.

Тяжесть и характер информационного деликта обусловливает вид ответственности, которая может быть:

  • административной
  • гражданско-правовой
  • дисциплинарной
  • уголовной

Ответственность за информационные правонарушения

Административная ответственность за информационные правонарушения

Составы административных деликтов в сфере информационных правоотношений связаны с порядком сбора и хранения информации, её распространением и использованием, а также незаконной защитой.

Это могут быть нарушения в сфере охраны персональных данных физических лиц, деликты в сфере деятельности средств связи и массовой информации, рекламы, проведения избирательных кампаний. Также к административным информационным деликтам относятся нарушения в сфере хранения и предоставления информации различных архивов и многое другое. Конкретные составы административных информационных правонарушений представлены в КоАП РФ.

Уголовная ответственность за информационный деликт

Уголовная ответственность, как наиболее строгий вид юридической ответственности, наступает за совершение преступлений в информационной сфере.

Как и в случае с административными правонарушениями, под информационными понимается широкий круг отношений. Поэтому санкции, предусматривающие уголовную ответственность, за информационный деликт, распространены во многих разделах Особенной части УК РФ. Уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Санкции за совершение информационных преступлений:

  • штраф
  • ограничение свободы
  • лишение свободы.

Гражданско-правовая ответственность

Особенность гражданско-правовой ответственности в её имущественном характере. Этот вид ответственности за информационные деликты предусматривает компенсацию убытков, как имущественных, так и моральных, восстановление доброго имени гражданина и деловой репутации юридического лица.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Также при помощи мер гражданско-правового характера могут признаваться или восстанавливаться субъективные права, связанные с информационной сферой. Информационное и гражданское законодательство предусматривают такие санкции как уплата неустойки и возмещение убытков.

Можно выделить два основных вида гражданско-правовой ответственности за информационный деликт:

  • договорную ответственность
  • внедоговорную ответственность

Договорная ответственность за информационные правонарушения вызвана нарушением договора, условия которого предусматривают определенные санкции.

Указанные санкции могу прямо не обеспечиваться нормами существующего законодательства.

Гражданско-правовая ответственность, не связанная тем, что нарушитель не исполнил условия договора, однако своими действиями или бездействием причинил личности или имуществу вред, называется внедоговорной

Так, например, к внедоговорной будет относится ответственность, если вред является следствием непредоставления информации о товаре или услуге, или её неполнотой.

Основанием гражданско-правовой ответственности за информационный деликт является наличие вреда, связи между противоправным поведением и наступившими негативными последствиями.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Административная ответственность в информационной сфере

Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 5Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 6Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 7Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 8

Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 9

Административная ответственность за нарушение информационных прав - картинка 10

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

  1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
  2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
  3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
  4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

30. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными — это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым — общественная безопасность и общественный порядок и видовым — совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда — как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую — бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции — альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они — в силу тяжести последствий преступления — «урезаны» до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 «Кража». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 «Мошенничество». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового

31. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся:

1) меры, связанные с возмещением убытков

2) взыскание неустойки

3) компенсация морального вреда

Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

2) наличие у потерпевшего убытка или вреда ( в том числе морального)

3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

4) наличие вины правонарушителя

Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Она наступает вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим административная ответственность существенно отличается от гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Следует отметить, что административная ответственность приобрела формальные признаки самостоятельного вида юридической ответственности в российском законодательстве в результате первой кодификации в 1985 г. И в этом качестве она используется как универсальное средство казуального регулирования самых разнообразных по своей природе общественных отношений [1] .

Универсальность административной ответственности в информационной сфере определяется не только широким кругом лиц, подлежащих этому виду ответственности (физические, юридические, но и индивидуальные предприниматели, должностные лица, причем они конкретизированы как субъекты административных правонарушений вплоть до персоналий), а также по широкому кругу субъектов КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях от судей различных судов до должностных лиц практически всех органов исполнительной власти и даже некоторых государственных учреждений (гл. 13 КоАП РФ).

Основными отличительными признаками административного информационного правонарушения являются: то, что объектом посягательства является порядок государственного управления в информационной сфере, связанный с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и нравственности, установленного порядка государственной власти и безопасности; противоправность как признак, подчеркивающий направленность деяния на нарушение установленных нормами административного наказания правил поведения.

Таким образом, административное информационное правонарушение можно определить как общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, посягающее на установленный порядок государственного управления в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и информационных технологий либо иных видов информационной деятельности.

Наказания как меры административной ответственности также отличаются разнообразием — от морального предупреждения до административного ареста.

Однако, по мнению ряда специалистов в области административного права, в настоящее время отмечается репрессивная тенденция административной ответственности, которая приводит к конкуренции с уголовной ответственностью, очевидно явное и скрытое дублирование административных запретов в КоАП РФ и законах субъектов РФ, сохранение неопределенности части составов и т.д. [2] .

Таким образом, формальное различие административной и уголовной ответственности за информационные правонарушения можно определить следующим образом.

Во-первых, применяется различный порядок реализации административной и уголовной ответственности в формах уголовного и административного процессов (УПК РФ и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ).

Во-вторых, задачи законодательства об административных правонарушениях сформулированы в ст. 1.2 КоАП РФ шире и более детализированы, чем задачи уголовного законодательства в ч. 1 ст. 2 УК РФ (включают дополнительную защиту личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства и другие ценности). При этом УК РФ в отличие от КоАП РФ охраняет также конституционный строй Российской Федерации.

В-третьих, существенное различие связано с определением предметов ведения, поскольку в ст. 71.2 Конституции РФ закреплено, что уголовное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, а административное — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, легальные дефиниции преступления и административного информационного правонарушения различаются по признаку общественной опасности (как угрозы общественной безопасности), а также наличием ответственности юридических лиц (в российском уголовном праве такая ответственность отсутствует). Административная и уголовная ответственность за информационные правонарушения различается и по перечням видов наказаний, размерам одинаковых видов наказаний, правовым последствиям в виде судимости или административной наказуемости и т.д.

Субъектами административного правонарушения согласно ст. 2.1 КоАП РФ являются физические и юридические лица. Большинство статей, регламентирующих ответственность в информационной сфере в гл. 13 КоАП РФ, предусматривают административную ответственность юридических лиц.

Для привлечения к ответственности за правонарушение в информационной сфере необходимо наличие всех четырех элементов административного правонарушения (субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны). Отсутствие хотя бы одного из них делает применение мер административной ответственности невозможным.

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен перечень мер административного наказания, применяемых к правонарушителям.

Прежде всего отметим специальные составы, предусмотренные в гл. 13 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области связи и информации. Обособление данных составов, а их уже более 30, и объединение их в отдельную главу свидетельствует о необходимости подробного государственного регулирования в области обеспечения информационной безопасности.

Иные составы действий, квалифицируемых в качестве административных правонарушений в информационной сфере, содержатся практически во всей Особенной части КоАП РФ. Это так называемые общие составы, т.е. основным объектом по таким правонарушениям являются иные права и свободы лиц, однако дополнительно они посягают и на информационные правоотношения, поскольку информационное право — это комплексная отрасль, тесно и непосредственно связанная с другими отраслями права.

Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере

Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [1] , указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов федерации. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, достигшие 16 лет, так и юридические лица. Самый распространенный вид административной ответственности — это штраф. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти или судами.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и наступает в связи с совершением физическим или юридическим лицом административного правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Объектами информационного административного правонарушения являются информационные отношения, регулируемые нормами административного права.

Субъектами административного правонарушения являются юридические и физические лица (вменяемые, достигшие 16 лет граждане).

Кодекс об административных правонарушения Российской Федераций предусматривает значительное количество мер административной ответственности в связи с совершением правонарушений в информационной сфере.

Глава 13 КоАП РФ содержит специальные составы информационных правонарушений в области связи и информации, в их числе:

Кроме перечисленных, другие составы действий, квалифицируемых как административные правонарушения в информационной сфере, представлены в других статьях особенной части КоАП РФ. К ним относятся, например, статьи, устанавливающие ответственность:

  • • статья 5.39. — за отказ в предоставлении гражданину информации;
  • • статья 6.13. — за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
  • • статья 6.17. — за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
  • • статья 6.20. — за изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов;
  • • статья 7.12. — нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав и ряд других.

Административная ответственность в информационной сфере является достаточно эффективной формой административноправовой охраны норм и правил, установленных в информационной сфере, поскольку позволяет оперативно реагировать на их нарушение и привлекать виновных лиц к ответственности, пресекать дальнейшее их нарушение. В отличие от уголовной ответственности, административная ответственность может применяться во внесудебном порядке и не влечет судимости.

Ответственность за правонарушения в информационной сфере

12.3. Административно-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям. Покажем эти меры подробнее, обратившись к тем из них, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях, в области связи и информации.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены в отношении нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушения правил защиты информации (ст. 13.12), незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), разглашения информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребления свободой массовой информации (ст. 13.15), воспрепятствования распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16), нарушения правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствования уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18), нарушения порядка представления статистической информации (ст. 13.19), нарушения правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушения порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21), нарушения порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

Иные составы действий, квалифицируемых в качестве административных правонарушений в информационной сфере, содержатся в разрозненном виде практически во всей Особенной части КоАП.

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, такие виды административных наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Так, согласно ст. 13.12 КоАП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

В соответствии со ст. 13.20 КоАП нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях